Есть мнение, что однажды японцы решили построить пирамиду, пользуясь только средствами медного века, — и у них ничего не получилось. А есть другое, — то же самое вышло и с греческими триремами, которые историки выдумали безграмотно. И разница между этими мнениями есть. Первое — байка старая. Второе же, — что-то новое. Совершенно фантастическое. Даже я удивился, когда встретил.
...Почему «фантастическое»? Ну, известно же, что триремы реконструированы давно, вдоль и поперёк, — во всех видах. Снимков в сети море. Измерена скорость — до 9.5 узлов, хотя и допускается (вполне логично), что опытные греческие корабелы могли трирему лучше попробовавших в первый раз реконструкторов, и у них-то узлов получалось 11-12. Единственно, реконструкция показала, что слаженная гребля тремя ярусами весел требует длительной подготовки.
Но так же было и в древнем мире. Боевые корабли комплектовались профессиональными — и высокооплачиваемыми — гребцами. Причём, «тройной ход» включался лишь в бою. На марше ярусы использовались попеременно. Соответственно, десантные «триремы гоплигадос», на которых скамьи гребцов занимались пехотой, при той же конструкции не имели боевого режима.
То есть, с триремой никаких загадок не связано. Это было простое в производстве судно, предельно облегчённое, с минимальной автономностью, целиком «заточенное» на короткий рывок и удар тараном… Что привело к устареванию кораблей данного типа. «Крейсера» римского времени, помимо тарана, принимали на борт отряды морской пехоты, застраивались башнями, бронировались, вооружались метательными машинами и абордажными трапами. Для того, чтобы сдвинуть всё это с места, рядов вёсел — по источникам — требовалось уже пять.
...И вот пошлую роскошь римлян реконструировать не удалось. Уже вёсла четвёртого яруса оказывались слишком длинными и слишком наклонёнными для того чтобы приносить пользу. Тем не менее, источники настаивают: пятиярусники являлись основной флота, а были и более крупные — шести, семи и десятиярусные корабли.
Рабочей гипотезой на данной момент является иной смысл вкладываемый в римское время в понятие «ряды». Скорее всего, имелось ввиду не количество вёсел, а число гребцов на секцию. Но если на весло приходилось более одного гребца, уверенно судить сколько гребных палуб было у пентеры — трудно. Источники подсказок не дают. Теоретически, вёсла могли располагаться даже всего в два яруса.