Привет! Вы на канале “Спросите Машу!”
И я продолжаю цикл статей “Шпаргалка для родителей”. Сегодня 2 часть в которой я расскажу об особенностях развития психики ребенка от 1 года до 3 лет.
От 1 года до 3 лет : Сепарация и индивидуализация
Это период, когда ребенок активно исследует мир, осознает себя, как отдельную непохожую ни на кого личность и отделяется от мамы. Происходит это в три этапа, условно их обозначим так:
- 1 этап: ребенок ползает,
- 2 этап: ребенок ходит,
- 3 этап: воссоединение
Примерно к году ребенок начинает "отделяться" от мамы.
Как это проявляется?
Он начинает разглядывать ее. Теребить волосы, одежду. Может засовывать ей пальцы в рот или нос и т.п.
От 1 года до 1,5 лет. Практикование
Ребенок уже ползает и иногда даже ходит самостоятельно. Самое время изучить окружающий мир!
Самый большой интерес в этом возрасте вызывают неодушевленные предметы.
Но мама продолжает оставаться для малыша - центром вселенной.
Отползаем!
Сначала малыш начинает потихоньку отползать от мамы для изучения окружающего мира. Но отползает он совсем не далеко и постоянно возвращается обратно к мамочке. Чтобы она взяла на ручки, обняла. Ребенок еще полностью эмоционально зависим от мамы. И поэтому все "обнимашки" -очень важны.
Убегаем!
Когда ребенок начинает ходить - начинается новый этап его отделения от мамы и изучения мира. Он теперь все видит с высоты своего роста! Все стало совсем не так и все очень и очень интересно для него!
Ребенку в этот период кажется, что это он центр вселенной и все вокруг принадлежит ему. Ему все нужно попробовать, все изучить, до чего он только может дотянуться. В этот период он отходит от мамы уже на большую дистанцию.
Некоторым мамам может показаться, что вы потеряли свою нужность и важность для малыша, потому что он все меньше и меньше обращает на вас внимания. Но это не так! Просто он очень увлечен своим всемогуществом и окружающим миром. К трем годам - это пройдет)
1. Тревожная мать.
Это состояние, когда мама настолько боится за своего ребенка, что всю свою тревогу она погружает в него. И эта тревога не дает ребенку спокойно отползать от мамы, он боится это делать так же как и она боится его отпускать. Таким образом, мама блокирует у ребенка возможность исследовать мир.
Это может привести к тому, что ребенок став взрослым будет несамостоятельным, тревожным, зависимыми.
2. Мама отпускает своего ребенка от себя и сама исчезает из его поля зрения на длительное время (уходит на работу, уходит к подружкам и т.д.)
Это противоположенная ситуация. В этом случае, ребенок остается без опоры, без психологической защиты в виде мамы. Такой ребенок может развить моторную активность очень высокого уровня.
В итоге, став взрослым он будет всегда и везде выживать. Может сформироваться расстройство личности, когда человек воспринимает весь мир как нечто опасное и враждебное.
- Не мешать ребенку изучать мир. Не нужно что-то делать за него. От того насколько качественно он исследует окружающую среду будет зависеть насколько он будет целеустремленным, активным, самостоятельным. В этом возрасте начинает закладываться способность добиваться цели. Не держите ребенка на коротком поводке!
- Вы должны понимать, что в этом возрасте ребенок не способен сам оценить опасная ситуация или нет. Поэтому ребенок должен всегда быть в поле вашего зрения. И если опасная ситуация возникает - вы должны вмешаться!
- Быть всегда доступной для своего ребенка. Не бегайте везде за ним, но всегда держите его в поле зрения и ждите, чтобы он мог в любой момент к вам вернуться. Если вы будете делать именно так, то даже став взрослым ребенок будет знать и чувствовать, что он всегда может на вас рассчитывать (тут не про финансы), что вы тыл, его дом.
- Не беспокойтесь за него и не думайте, что у него что-то не получится. Верьте в своего малыша, воодушевляйте его на новые открытия и поддерживайте.
От 1,5 до 3 лет. Воссоединение
Если с 1 года до 1,5 лет ваш малыш активно отделялся от вас. То начиная примерно с 1,5 лет он становится снова очень эмоционально зависимым от своей мамочки. Ваш малыш снова "мамин хвостик".
Почему это происходит?
В 1,5 года у ребенка формируется слово “нет”.
Это очень важный психологический момент!
В этом возрасте малыш понимает, что оказывается ему не все можно, что существуют ограничения. Он понимает, что он на самом деле не центр вселенной, а малыш. Что окружающий мир очень большой.
Именно ограничения мощнейшим образом структурируют всю психику ребенка.
ВНИМАНИЕ! Если этого не происходит у человека формируется нарциссическое расстройство личности.
1. Когда пытаются объяснить ребенку почему что-то нельзя. Да, запреты нужны, но они категоричные, на уровне условного рефлекса. Ваши фразы: "Убери за собой игрушки, ты должен быть ответственным". В этом возрасте не работают.
Малыш и эмоции
В этом возрасте ребенок начинает испытывать новую для себя эмоцию -злость. Он злится, когда ему не удается достичь своей цели.
Появляются и другие эмоции, с которыми малыш раньше не сталкивался. В этом возрасте вы начинаете знакомить малыша с правильным управлением эмоциями - это базовый навык психики.
Эмоции малыша ситуативные, легко возникают, бурно проявляются, могут быстро изменяться на противоположные. К трем годам поведение ребенка становится более независимым от ситуации.
Это происходит во многом благодаря развитию речи.
Эмоции имеют интенсивность:
- слабую,
- среднюю
- высокую.
Слабая интенсивность эмоций
На слабые эмоции вы не обращаете внимание.
Высокая интенсивность эмоций
С эмоциями высокой интенсивности ребенок сам справиться не сможет. Поэтому вы должны ему помочь:
1. Утешить.
Ребенка нужно взять на руки, обнять, погладить, сказать ласковые слова. Обязательно говорите, что все будет хорошо, вы все сделаете и дальше вас ждет много всего хорошего и т.п.
2. Успокаивать.
Берете малыша на ручки. Говорите, что он хороший, маленький и вы его любите вы у него есть.
Средняя интенсивность эмоций
Вы описываете эмоции ребенка. Говорите ему, какую эмоцию он испытывает, почему он ее испытывает и предлагаете, что можно сделать, чтобы он чувствовал себя лучше. Так вы снижаете интенсивность эмоций и учите ребенка справляться самостоятельно со своими эмоциями.
Мамин "хвостик"
Именно в этом возрастет начинается кардинальная смена отношения к маме. Ребенок начинает понимать, что он сильно в ней нуждается. Он стремиться разделить с мамой каждую свою эмоцию и начинает снова эмоционально зависеть от мамы.
На стадии воссоединения происходят так называемые “качели”.
Это когда ребенок то отдаляется от мамы, то не может от нее оторваться. Дети становятся капризными, непонятно что им хочется. Такие "качели" необходимы, для того чтобы в 3 года сформировалась новая оптимальная дистанция, где ребенок будет относительно независим от мамы.
Необходимо проявить максимальную терпимость. Ни смотря ни на что вы должны показать ребенку, что вы его любите и принимаете!
Помните, что в этом возрасте основной контакт с ребенком тактильный и эмоциональный. Маленький ребенок еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, планировать ее, сознательно обдумывать что-то, его мышление имеет наглядно - действенную форму.
Если на стадии воспитания от 1,5 до 3 лет родители делают ошибки, велика вероятность пограничной патологии.
Примерно после 1,5 лет у ребенка формируется речь. В 2 года появляется местоимение “Я”. Формируется мышление и навык коммуникации. Ребенок учится просить, отказывать, конфликтовать. Главное не мешать ему это делать.
О том что происходит в 3 года, я расскажу в следующей статье.