Почему сложная? К противоречивой личности Николая Константиновича Рериха очень трудно сформировать определённое отношение. Великий и очень оригинальный художник, пользовавшийся заслуженным признанием, кавалер множества орденов Российской Империи — тоже недаром, — инициатор первого международного договора об охране культурных ценностей, бесстрашный путешественник, археолог, писатель, этнограф — с одной стороны. С другой, — мистик, участник и организатор спиритических сеансов, создатель новых псевдорелигиозных практик, переходящих в откровенную клоунаду, и просто мистификатор.
Нет. Интерес к спиритизму и восточной мистике считался в российской дореволюционной аристократической среде признаком хорошего тона. Но даже если учили всех, остаётся вопрос, почему ты оказался лучшим учеником.
О деяниях Николая Константиновича и жены его — Елены Рерих — можно рассказывать долго. Но можно и коротко. Чем больше седых волос появлялось в бородке великого человека, тем сильнее творческая личность уходила в разнос, — по карьерной лестнице фрика устремляясь к закономерному эпилогу. Создав учение «Агни-йога», организуя наследующее теософии Блаватской и предвосхищающее современное «Нью-Эйдж» религиозное движение имени самого себя, Рерих общался с махатмами с помощью столоверчения, и таким же путём получил от них назначение на пост Далай Ламы Запада — духовного лидера Европы.
Дальше получилось смешно. Уведомить Далай Ламу Востока о своём подстольном решении махатмы не потрудились. Так что, в Лхасу Рериха не пустили. Подозревая (не без оснований), что личность столь разносторонняя, может до кучи заниматься ещё и шпионажем. Но из экспедиции в Азию Рерих, всё-таки, привёз знаменитое письмо Махатм, выражающих коллеге — «Махатме Ленину» — всяческое одобрение. Сей артефакт, торжественно вручённый Чичерину и упоминавшийся даже в советских учебниках, ныне находится в музее.
...Но в учебниках подразумевалось, что махатмы — некие прогрессивно настроенные индийские мудрецы. Чичерин же, вышедшей из той же среды, что и Рерих, должен был понимать, что речь идёт о представителях «третьей расы», — лемурийцах, бежавших с затонувшего континента в таинственную Шамбалу. И поддерживающих оттуда связь с миром с помощь спиритических столиков. Ведь письмо написал сам Рерих, — иного никто и не утверждал, — но под ментальную диктовку представителей Белой Ложи.
Так бывает. Любовь к хайпу — неотъемлемая часть творческой натуры. Но картины Рериха и его подвиги ныне практически забыты. Мистическую же ересь помнят до сих пор.