«Побеждаешь в воскресенье - продаёшь в понедельник»
Производители автомобилей и автоспорт всегда шли рука об руку.
Заводы хотели получить рекламу своей продукции, а спортсмены иметь в распоряжении конкурентоспособную технику. Имея значительные ресурсы и полномочия, будучи амбициозными личностями, «ВАЗовские генералы» предпринимали несколько попыток создать в городе гоночную трассу.
К самым заметным попыткам следует отнести: создание Автодрома «КВЦ», проведение кольцевых гонок на трассе «Тольятти ринг» и прививание в городе и его округе ралли «Жигули».
Автодром «КВЦ»: домашняя арена с прицелом на всероссийский масштаб
Через дорогу от корпуса вспомогательных цехов ВАЗа, на пустыре, был построен автодром для проведения автокросса. Брендовым соревнованием автодрома стал автокросс «Серебряная ладья», собиравший, по некоторым сведениям, до 80 000 зрителей.
Сравнение карт окружающей действительности и старых эскизов развития городских территорий – дело весьма занятное. Можно увидеть к чему власть предержащие тольяттинцы стремились во времена расцвета города и чем всё это закончилось к периоду упадка.
К концу существования СССР работники «АвтоВАЗа» предприняли попытку модернизации автодрома: его расширение и превращение в нечто большее, чем просто грунтовая трасса - строительство Спортивно-технического комплекса «LАDA».
Пройдёмся по эскизу планировочного решения территории комплекса и прилегающей к нему территории.
Участок предполагалось застроить непосредственно спортивными объектами. Должны были появиться:
- закрытый парк с технологической площадкой и паддоком
- трассы автокросса, картинга и мотокросса
- шоссейно-кольцевая трасса и даже отдельный участок для школы
- начального и высшего водительского мастерства
Вокруг трассы планировалось появление сервисной инфраструктуры:
трибуна и блок питания, кемпинг для гостей, стрелково-охотничий сектор и, более того, торговый центр.
Автодром расположился удачно, иногородние участники попадали в него, не заезжая в жилую часть города, а размещение перед входом на трассу конечной остановки автобусных и троллейбусных маршрутов гарантировали его транспортную доступность для зрителей.
В итоге сложился бы крупный обустроенный автоспортивный комплекс – домашняя арена крупного автопроизводителя. После окончания строительства и при должном подходе территория могла бы стать заметным туристическим центром, площадкой отработки технических идей и практики заводской инженерии.
Что получилось в итоге?
Из задумки реализовалась лишь ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ – всем привычная трасса и паддок, картинговая трасса (частично, грунтовая), а также стрелково-охотничий сектор (стрелково-стендовый комплекс «Лада-Спортинг»).
На месте ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ возведён технопарк «Жигулёвская долина».
В остальном участок так и остаётся пустырём.
Ошибка автора или нечаянная оговорка?
Если присмотреться к той части эскиза, где видны производственный корпус ВАЗа можно заметить несколько несуществующих в реальности заводских корпусов. На месте одного из них в наши дни разместилась парковка для грузового транспорта.
Автодром объект не простой. Требования безопасности затратны и постоянно ужесточаются. Необходимо не только содержать трассу, развивать инфраструктуру, но и использовать дорогое оборудование для проверки автомобилей, посетителей, штат охранников, досмотрщиков, ограничивать нахождение и способы времяпрепровождения людей на территории. Во многом, благодаря этому, у горожан интерес к автокроссу, исчезла уникальная атмосфера подобных соревнований. До 2009 года помощь клубу оказывал «АвтоВАЗ» и городская администрация, далее бремя переместилось на плечи нескольких энтузиастов. За сорок лет Тольятти не только успел побывать автоспортивной столицей, но и проделать путь обратного развития. Многие годы силы организаторов были направлены на сохранение оставшихся активностей.
«Тольятти-ринг»: волжское прочтение идеи городской трассы
К концу ХХ века Тольятти - крупный центр автомобильного спорта:
здесь создавалась техника для соревнований, воспитывались пилоты, имелась автоспортивная инфраструктура, а автогонки были частью городской идеологии.
Особенная часть инфраструктуры – городская гоночная трасса «Тольятти-ринг». Асфальтовое кольцо протяжённостью 4,5 км располагалось южнее МТДЦ «Вега» и проходило по обычным городским улицам. Зрители располагались вдоль трассы: в окнах, на балконах близлежащих домов, имелись и VIP трибуны.
Название автодрома отсылает к гоночной трассе в Нюрнбургринге. Философия автодрома перекликается с городскими аренами в Монако, Монте-Карло или Валенсии. Лучшие времена площадки относятся к середине 90-х, началу нулевых.
Время шло, руководство автогиганта и города утрачивали инициативу в вопросе автоспорта, меж тем и страна изменилась. В 2013 году соревнования отменили из-за неготовности трассы, отсутствия скорой помощи и спасательного вертолёта. Дошло до открытого письма гонщиков с объяснением причин, по которым они отказываются здесь соревноваться: «…как правило, после каждой гонки на этой трассе несколько автомобилей не подлежат восстановлению, а это критично влияет на численность участников и их возможность подготовить автомобиль к будущим соревнованиям. Ожидается прохладная погода, что приведёт к ухудшению уровня сцепления, а также возможны осадки.
В целом… трасса не соответствует целому ряду требований…: не обладает ремонтными боксами, в зоне предполагаемого сервис-парка нет стабильных электросетей, нет достаточного места для размещения участников и их оборудования (прицепы для транспортировки техники, трейлеры для проживания/отдыха, палатки для создания условий по подготовке и обслуживанию профессиональной гоночной техники).
Трасса в Тольятти не отвечает требованиям по безопасности, так как по лицензии должна иметь «зоны вылета», соответствующие ограждения, а также не должна иметь бордюров, столбов и бетонных блоков. Также должна иметь технические дороги».
Сложившиеся изменения заставили задуматься о создании нового «Тольятти ринг». Сначала речь шла о площадке близ села Сосновка, но после начала партнёрства с областными властями локацию сменили на село Курумоч, поменяв название на «Самара ринг». Однако, и этот проект не был реализован.
«Ралли Жигули»: зрелищное преодоление одной из российских бед
Ралли — вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях.
Этот вид гонок отличается тем, что заезды главным образом прокладываются по автомобильным дорогам общего пользования, в формате «из пункта A в пункт B» с прохождением контрольных точек. Пилоты едут на максимальной скорости только на специально перекрытых скоростных участках.
В 70-80-е годы в окрестностях Автограда, на регулярной основе соревновались многие советские спортсмены. Условия проведения таких мероприятий в те годы были намного демократичнее нынешних. Организовать и принять в них участие было намного проще и дешевле, благодаря этому соревнования привлекали многих гонщиков.
Последнее советское ралли прошло в 1988 году, первое российское ралли - в 2000 году. В 2001 году гонка получила одобрение «Российской автомобильной федерации», ей был присвоен официальный статус «Кубок России». В гонке 2003 года приняли участие более 40 экипажей, общая протяжённость трассы составила 300 км, 180 км из которых – зрелищные скоростные участки.
Однако, сразу после этого проект раллийных соревнований в окрестностях Автограда был закрыт.
«Российский центр автоспорта и туризма»: последняя попытка
В начале 00-ых автоспортивный истеблишмент Тольятти попытался ухватить и воскресить идею создания в городе спортивного центра.
Такой попыткой стало - предложение о создании инженерно-производственного центра «LADA Sport».
Предлагалось объединить в одну компанию управление спортивных автомобилей «АвтоВАЗ», национальную гоночную серию автомобилей и её технического партнёра компанию «ТОРГМАШ». Центр объединил бы в себе дизайн-студию, конструкторское бюро, сборочный цех и участок для выпуска узлов и агрегатов, отдел маркетинга, выставочный зал и музей.
На единой площадке планировалось проектировать и создавать спортивные варианты автомобилей LADA, суперкары, а также их компоненты.
Предполагалось, что кроме производства автомобилей, в Центре будут формироваться спортивные бренды и школы вождения профессиональных пилотов, базироваться спортивные команды, осуществляться сервисное обслуживание проданных автомобилей. Начальный объём инвестиций в проект предполагался в размере 3 млрд рублей.
Созданием центра, предполагалось решить несколько стратегических целей:
- развитие автоспортивной индустрии
- завоевание рынка спортивных автомобилей России и ближнего зарубежья
- продвижение российских автомобилей на мировом рынке
Деятельность Центра могла бы способствовать сохранению и привлечению в город высококвалифицированных инженерных кадров, дать возможность тестировать новые технические решения и материалы в условиях гонок. Центр и автодромом «Lada Ring» сформировали бы центр событийного туризма.
Параллельно обсуждались планы участия вазовских автомобилей в чемпионате мира по классическому ралли. Идея не двинулась дальше эскизов и предложений. Вскоре «АвтоВАЗ» потерял былую силу, закрыл гоночную серию на собственных автомобилях, а инновационная деятельность «ТОРГМАШа» постепенно сошла на нет.
Содержание и развитие гоночных трасс – дело затратное, но способное создать условия для развития инженерии, а также возможность привлечения в город туристического потока. История автоспорта и гоночных трасс в Тольятти показывает, что развитие этого направления напрямую зависит от наличия крупных инвесторов, заинтересованности городских и региональных властей его развитием.