Сегодня мы молитвенно вспоминаем благоверных князей Бориса и Глеба, ставших первыми святыми, канонизированными Русской Православной Церковью. И до них, живших в конце 9 – начале 10 веков, на Руси еще до ее Крещения были христиане-мученики, однако именно эти братья стали первыми, кого именно наша Церковь причислила к лику святых.
Князь Борис (в Крещении Роман) и князь Глеб (в Крещении Давид) были сыновьями великого князя Владимира Святославича. После смерти их отца вспыхнула междуусобная война за великокняжеский престол, в результате которой совсем еще юные Борис и Глеб были убиты своим собственным старшим братом Святополком, прозванным за это преступление Окаянным.
Зная о вероломстве своего брата и его злонамерениях против них, Борис и Глеб тем не менее не стали защищаться, чтобы не «обнажить свой меч» против родного брата, и с подлинно христианским смирением приняли свою смерть. Это было новым нравственным явлением для недавно крестившейся Руси, поразившей современников.
Поэтому благоверные князья стали первыми мучениками, чудотворцами и небесными молитвенниками за православных христиан. Их особое значение для древней Руси подкреплялось свидетельствами о многочисленных исцелениях, которые происходили у их святых мощей, о победах русского воинства над врагами, одержанных по молитвам братьям-мученикам, о сформировавшейся традиции русских князей совершать паломничество к их честным мощам перед важными решениями.
Почитание благоверных князей Бориса и Глеба установилось фактически сразу после их гибели, сначала как всенародное, еще до официальной канонизации. Греки-митрополиты поначалу скептически отнеслись к святости братьев-мучеников. Однако митрополит Иоанн, который сомневался больше всех, в скором времени сам перенес нетленные тела князей в новый храм, установил празднование и составил им службу. Это был первый пример твердой веры русских людей в своих новых святых. Первый, но далеко не последний.
Сегодня именины отмечают Борисы, Глебы, Романы и Давиды. От всего сердца поздравляю и желаю такой же глубины христианской веры, какая была у первых русских святых.