.
.
Виктор Цой, что о нем сказать...Красивый мальчик, на него приятно смотреть. Я больше люблю его глазами, чем ушами , песни его воспринимаю как дополнение к его образу . При этом, красивый он в сценическом, гамлетическом освещении. В юности он был скорее нелепым, нельзя сказать что он сделал себя красивым, его песни утончили его до красоты, подняли его до его же образа. Красота это либо совпадение человека с собой, либо совпадение с чем -то иным. Так если мы видим красивого внешне преступника, мы будто читаем в нем иную возможность, которую за него воплотила природа. Красота будит воображение, в этом ее философичность, ее смысл. Внешняя красота Цоя, именно счастливое совпадение с собой, правда это же совпадение замкнуто , как замкнута возможность воплотившая и исчерпавшая себя. Майка Науменко я люблю больше, потому что он не так внешне красив. Его я воспринимаю слухом а не взглядом, образ Науменко складывается из его песен, а не из него самого. И этот образ красивее видимого образа Цоя. Даже в самом дворовом Майке Науменко читается русский , или лучше сказать ленинградский, (или даже петербургский) интеллигент, которого совсем нет в Викторе Цое.
БЕГЛЫЕ ЗАМЕТКИ ОБ АЛЕКСАНДРЕ БАШЛАЧЕВЕ
.
.
.
Александр Башлачев , кстати внешне красив...Правда, в отличие от Виктора Цоя, и Кости Кинчева он не делал себя красивым, не героизировал ни свой образ, ни своего лирического героя . Ничего не делал ни со своими волосами, ни с глазами, которые он точно никогда не подводил , как и никогда не придумывал себе эффектных поз или костюмов. Но на фотографиях он красив, как и на всех видео . У него тонкие правильные черты лица, ангеличное лицо. Если б не алкоголь, и не разрушительный образ жизни , это было бы еще виднее, то есть это было бы на виду . А так это заметно, если приглядеться, как говорят в таких случаях .И песни конечно его на грани гениальности, что его роднит с Янкой Дягилевой. Оба талантливые поэты по природе , с более сильной поэтикой чем у Цоя, и даже у лучшего Кинчева, понимающего толк в поэзии и в слове .
Оба были с трагическими судьбами. И оба были непризнанными. Я бы даже сказал, что тексты песен Дягилевой и Башлачева куда сильнее текстов Ильи Кормильцева. Все таки, Кормильцев насквозь литературен, и слишком литературно опосредованные его тексты хорошо воспринимаются в песнях группы Наутилуса Помпилиуса, но сами по себе они бы никогда не выделились среди других подобных им или близких текстов . Когда как тексты Башлачева и Дягилевой не литературны, а жизненны. Ибо они вначале, от жизни., от непосредственного и уникального опыта. По своему жизненны и тексты Майка Науменко.
Можно вспомнить его песню про поезд.
ПОЧЕМУ ПЕСНЯ ПРО ПОЕЗД НАУМЕНКО МЕНЯ ЛИЧНО ПРОНЗАЕТ
.
.
.
Даже эта с виду простая песня Науменко про поезд, потрясающая, и пронзает она куда более песни про Группу Крови на рукаве Цоя. Хотя обе эти песни и Группа Крови, и Мой поезд по сути выражают предчувствие смерти.... Песня Науменко не просто о поезде. Это песня уже о потустороннем поезде, поезде в небеса, который пришел за ним, что б унести его в небо, не с друзьями, остающимися на перроне. а с любимыми героям любимых песен и книг. Как известно, Майк Науменко очень любил книги, и свободно читал на английском . Если Цой в песне Группа Крови, как и в других поздних песнях героизирует себя, даже пишет с себя плакат, Науменко нисколько себя не героизирует, он честно и меж тем отстраненно глядит на себя глазами друзей. Но даже, больше, чем глядит на себя глазами друзей, глядит сам на прощанье на своих друзей , желая им счастья, или воплощения того, что не мог воплотить в жизни он, воплотив это, (или даже скорее нечто большее) в своих песнях . Майк Науменко человечнее , скромнее Виктора Цоя.
________
P. S.
Я бы даже сказал, в нем больше от христианина.