Найти тему
Tetok.net

Старость свою устроить хочешь?

- Ага, пришла коза до воза? – усмехнулась мать, упершись ладонями в бока. – Колька выгнал и ты ко мене приперлась? Нету здесь тебе места, кыш обратно!

- Мам, ну можно я хотя бы переночую? – попросила Лида.

- Ночуй хоть в подвале, но не здесь! Я тебя сразу предупреждала, уйдешь к Кольке – сюда не возвращайся!

- Я хотя бы куртку заберу и сапоги, осень же скоро. Я сейчас уйду.

- Давай, забирай, только по-быстрому.

Лида зашла в комнату и открыла шкаф. Из кухни послышался глухой кашель.

- А, вот почему мне здесь нет места, - усмехнулась Лида. – Федор Иванович вернулся?

- Нет, просто ты взрослой себя возомнила, а по сути – глупая девчонка! Укатила тогда к своему Коленьке, вот и катись обратно! А что это у тебя? - мать пристально посмотрела на живот Лиды. – Беременная? Нагуляла?

- Ожидаемо! – воскликнул из кухни Федор Иванович. – Этим и должно было закончиться. Мать надо было слушать.

- Вам бы говорить, Федор Иванович! – сказала Лида, выходя с вещами в подъезд. – Если бы я к Коле не ушла, вы бы к маме и не вернулись. Прощайте!

- Срочно делай аборт, ищи работу и взрослей уже! – крикнула мама Лиде вслед.

Выгнала, не позвала обратно! В общем, «ожидаемо» – как сказал Федор Иванович. Он был маминым ухажером уже много лет, но замуж мать не звал. Мама была всего однажды замужем за Лидиного отца, но тот утонул во время пикника с друзьями – поспорил с кем-то, что дальше всех заплывет. Лида его не помнит, ей было тогда всего три года. Вот так, стали они с мамой жить в однокомнатной квартире. Мама всегда злилась на Лиду, а бабушка, когда приезжала в гости, говорила:

- Ты, Танька, на Лидке зло срываешь, потому что мужика у тебя нет!

- Мам, а как мне его найти? К себе никто не зовет, в свой дом я не могу привести, потому что комната всего одна. Нет выхода!

Пошушукались мама с бабушкой и решили: Лида едет жить к бабушке в маленький поселок, как раз лето, а там уже и в первый класс она пойдет. Лида плакала, не хотела уезжать от мамы и друзей, но кто у нее спрашивать будет? Когда Лиде было 16 лет, бабушка умерла, ее дом продали, деньги поделили с маминым братом. Тут же был куплен автомобиль, мама записала его на себя, но по сути подарила Федору Ивановичу, который с ней сожительствовал уже три года.

Да, с приездом Лиды отношения у мамы с Федором Ивановичем испортились. Лиде пришлось спать на кухне, а это стесняло мужика, в трусах по дому не походить, да и вообще – отчим и падчерица недолюбливали друг друга. Он что-то ворчал в комнате – жаловался на Лиду, мама его успокаивала, но однажды он ушел, оставив маме ключи от машины. Мама рыдала, все время ему названивала, но он не хотел общаться. Тогда весь гнев мать обрушила на дочь. Ей было все равно к чему цепляться, лишь бы накричать и Лиду виноватой сделать. Когда появился Коля, то был хороший повод устроить скандал:

- Нашла себе – ни рожи, ни кожи, уголовника проклятого! – кричала мать.

- Мама, ну почему он уголовник? – возмущалась Лида.

- А ты на морду его посмотри! Скулы впалые, глаза злые, уколоться об его взгляд можно!

- Ну так это только внешность, а так он очень добрый и заботливый.

Невыносимо! За месяц до своего совершеннолетия Лида ушла к Коле – он снял квартиру. Мать орала, осыпая дочь проклятиями, что если она уйдет, то пусть дорогу домой забудет. Лида ушла. Когда Коля узнал, что Лида беременная, то сначала сделал счастливый вид – мол, рад! Но потом стал пропадать, аренда квартиры не платилась, хозяйка выгнала. Коля совсем исчез, поговаривали, что он уехал в неизвестном направлении. Но что она все это будет матери рассказывать? Семь месяцев она ничего не хотела знать о дочери и вот сегодня выгнала ее из-за своего Федора Ивановича.

Куда идти? Одна надежда – что подруга примет, хоть и с родителями живет. Тетя Лена и дядя Ваня очень добрые люди, поселили ее в комнате с Аленкой. Ну а дальше что? Не всегда же ее кормить и поить, а живот растет, на работу никто не берет. Лида начала поговаривать о том, что пора ей уходить.

- Ну куда ты пойдешь? – спросила тетя Лена. - Если хочешь – поезжай к моей матери в деревню. Она старенькая, но бойкая женщина, живет одна.

А дальше жизнь Лиды складывалась так: она уехала деревню, родила девочку Настю, вышла замуж за местного парня, чуть позже родила Виктору еще одну дочь Оксану. За все это время мать не позвонила ни разу. Лишь однажды Лида позвонила ей сама – когда Настя родилась, сообщить, что она стала бабушкой.

- Ну и дура! – сказала ей мать. – Жизнь себе испортила. Кому ты теперь нужна?

Так прошло шестнадцать лет. Лида с матерью не созванивалась, она и так знала о ее жизни все: мама жила плохо с Федором Ивановичем, все время ругались. Машину он два раза бил, денег было мало, перебивались как могли. Последние года два были уж совсем плохи – они то сходились, то расходились, и в конечном итоге Федор Иванович все же ушел от своей Татьяны и нашел себе новую зазнобу. Мама на пенсии, зрение стало сильно подводить, ноги болят. Она живет теперь одна, круг общения узкий, почти всегда находится дома.

Однажды перед Новым Годом Лиде позвонила мама. Голос уставший, грустный:

- С наступающим тебя, дочка, и семью твою тоже. Я узнавала – ты живешь хорошо, внучек моих растишь. Счастья вам!

Ком в горле. Вроде бы и не чужой человек, но почему же так мерзко на душе? Мать кукушка, которая выгнала когда-то беременную Лиду и знать ее не хотела, через 16 лет желает ей счастья.

- Спасибо, тебе тоже, - сухо сказала Лида.

- Я тут вот почему звоню. У меня все же квартира в городе, а после школы Насте надо где-то учиться. Пусть она ко мне приезжает, буду рада.

- Старость свою устроить хочешь? Тебе обслуга нужна? Зачем тебе внучка, от которой ты давно отреклась? Спасибо, мы без тебя как-нибудь справимся.

Больше общаться с ней не хотелось, но почему после звонка так защемило сердце? Лида должна была ее ненавидеть, игнорировать, но по ночам не получалось – почему-то вспоминалось только что-то хорошее из детства. А еще и Настя начала канючить: «Хочу в городе в медицинский поступать!». Ну что делать – пришлось ее отправить к бабушке Тане. Внучка с бабушкой ладят, то Лида так и не решается приехать к матери – не тянет ее к ней.