Найти тему
Around Art

Усилие с тремя приставкам, или попытка сбалансировать жизнь без контроля и насилия

К финисажу выставки «(БЕС)(НА)(У)СИЛИЕ в Omelchenko Gallery.

Послесловие к событию: Галина Мумрикова

Выставка заканчивается завтра. В пресс-релизе было написано так: «17 художников – участников самоорганизации Base(less) исследуют практики поиска хрупкого баланса, внешнего и внутреннего, в эпоху неустойчивости».

Кураторы довольно грамотно обосновали главную цель проекта, в котором можно было увидеть как живопись и скульптуру, так и видео и перформанс. Ну, и, конечно, инсталляцию (куда ж теперь без нее). Критики лихо переписывали (извиняюсь – цитировали) пресс-релиз, но дальше пойти не рискнули.

Рискнем? Надо признаться, что могучий русский язык вполне справился с не менее могучим словом «сила», от которого образовались три столь разнополярных понятия – «бессилие», «насилие» и «усилие». Мы реально сталкиваемся со всем этим в жизни в той или иной степени практически каждый день. Однако тот же наш могучий русский не позволяет этак играть с приставками, и потому усилие мы прилагаем, когда хотим чего-то добиться, а вот насилие совершаем с целью причинения вреда. Ну, а бессилие – это состояние немощи и слабости. Тут все просто до банальности. Если не впутываться в излишнюю философию. И в жизни действительно порой одно вытекает из другого, когда усилие превращается в насилие, а бессилие, считаясь уделом слабых, приводит к ступору мозгов, чувств. Да что говорить, как часто мы балансируем на грани шаткого благополучия, которое даже при маленьком усилии, давлении каких-то непредвиденных внешних обстоятельств может повернуть жизнь любого из нас в другую сторону…

Асмик Мелконян. Искусственный Терафим.  Холст, акрил. 2022
Асмик Мелконян. Искусственный Терафим. Холст, акрил. 2022

… Вот у Асмик Мелконян мне больше нравятся ее города – то спящие, то затерянные, а здесь искусственные терафимы. Вроде как идолы. Впрочем, она же пишет о себе так: «…своей задачей ставлю поиски визуального ряда, способного вызвать максимально-возможное количество интерпретаций у зрителя». И мы находим. Находим интерпретации и дивимся воображению художницы.

Катя Улитина. Диссоциация. Триптих. Холст, акрил. 2022
Катя Улитина. Диссоциация. Триптих. Холст, акрил. 2022

Катя Улитина исследует в своем триптихе диссоциацию как расщепление психики. Тут, конечно, дело в психологии: в конце концов, термин предложил французский врач еще в XIX веке. Что-то происходит, но не со мной. Что мы делаем? Боремся, отрицаем? Но ведь это ж не мы. А кто тогда?

Наталья Казакова. Без названия. Холст, акрил, масло. 2022
Наталья Казакова. Без названия. Холст, акрил, масло. 2022
Наталья Казакова. Без названия
Наталья Казакова. Без названия
Наталья Казакова. Без названия.
Наталья Казакова. Без названия.
Наталья Казакова. Без названия
Наталья Казакова. Без названия

Подвешенные на деревянных неровных палочках холсты Натальи Казаковой создают иллюзию, что их сделали только что, пять минут назад и они даже не успели просохнуть, и в целом визуальный ряд не просто любопытный: он вынуждает вглядываться. А это значит, что художник достиг цели – задел, захватил.

Света Красинская. Серия скульптур, бетон, пластик, 2022
Света Красинская. Серия скульптур, бетон, пластик, 2022
Света Красинская. Серия скульптур. Бетон, пластик. 2022
Света Красинская. Серия скульптур. Бетон, пластик. 2022
Даша Блудова. Самодостаточные формы. Бетон, гипс, холст, воск. 2022
Даша Блудова. Самодостаточные формы. Бетон, гипс, холст, воск. 2022

Скульптуры Светы Красинской мне тоже понравились, но до определенного момента. Пока я не прочитала аннотацию к нам: «Скульптура напоминает упрощенную, первобытную форму. Антропоморфная, по своему строению и внешнему виду…» Дальше цитировать не буду. Вопрос: слово «антропоморфная» относится к скульптуре или форме? Вообще нелады с русским языком здесь, как говорится, направо и налево. Вот еще один «шедевр». Это уже по поводу арт-объекта Даши Блудовой: «Не занятое пространство, превращается в серую массу, под воздействием пустоты…» А дальше и вовсе «стилистический шедевр»: «…Пустое набирает значимость за счет совокупности массы, объема и заполняемости». Да, вот если бы я окончила МИФИ, наверное бы разобралась.

Жения Кузьма. Тассеография. Ткань, вышивка, дерево. 2020
Жения Кузьма. Тассеография. Ткань, вышивка, дерево. 2020

Не менее захватывающие символы можно наблюдать и на оригинально поданных вышивках (автор Жения Кузьма), символизирующих не что иное, как тассеографию. Тассеография – это гадание на чайной или кофейной гуще, столь модное много лет назад. А тут, по замыслу автора, этакое «перебирание мыслей».

Лиля Бабаян. Motherland Канат, гвоздь, акрил. 2022
Лиля Бабаян. Motherland Канат, гвоздь, акрил. 2022
Шайена. Перебор. Красная глина, фарфор, акрил, фанера. 2022
Шайена. Перебор. Красная глина, фарфор, акрил, фанера. 2022

Впрочем, нынешние современные художники все чаще уходят от традиционной плоской живописи или объемной скульптуры и обращаются к созданию арт-объектов. В ход идут самые разнообразные материалы, которые, если их правильно «уложить», как раз и становятся арт-объектами. Со всеми вытекающими, со своими тайными смыслами, приобретая свою интерпретацию. Лиля Бабаян подвешивает на гвоздь окрашенный акрилом канат и называет свою композицию Motherland. А Елена Шайманова (Шайена), по образованию физик, показала «Перебор», который и вправду можно долго «перебирать» глазами – интереснейший объект – поверьте на слово.

Анастасия Гросс. Свойства пространств. Инсталляция. 2022
Анастасия Гросс. Свойства пространств. Инсталляция. 2022

Анастасия Гросс окончила Британскую школу дизайна и в ее поле зрения та же метафизика, кодирование, декодирование и много всего другого. Читаешь – и понимаешь, что пора-таки всерьез приняться за физику, философию, психологию: в противном случае рискуешь запутаться в символах и перестать понимать это «взращивание чистого Я», а также «производство новых значений и смыслов», ну и заодно «сетевой ассамбляж». Кстати, «ассамбляж» – это винодельческий термин, означающий всего лишь смешивание виноматериалов.

Карина Россиус. Разрыв. Инсталляция. 2022.
Карина Россиус. Разрыв. Инсталляция. 2022.

«Разрыв» Карины Россиус без лишних слов – «изюминка» выставки. Она живо напомнила мне улицу Литерату в Вильнюсе, где в стены вкраплены полотна, фото, керамика и прочие артефакты современных художников и где можно ходить часами и размышлять. Вот и у Карины налицо «целостность, единение разного опыта». Несмотря на разрыв.

Владимир Шишак. Жертвоприношение. Скульптура. 3 D печать, 2019
Владимир Шишак. Жертвоприношение. Скульптура. 3 D печать, 2019
Владимир Шишак
Владимир Шишак

А больше всего народу на вернисаже толпилось около скульптуры (в принципе это неработающий фонтан) «Жертвоприношение». Сам он живо рассказывал о том, что его волнует и был весьма убедителен…

Baseless предлагает зрителю остановиться, и, вместо попыток упорядочения неизвестности, попробовать пообщаться с ней. Художники представят работы в разных медиа: инсталляция, скульптура, живопись, видео и перформанс. География участников Самоорганизации Base(less) — Россия, Армения, ОАЭ, США, Польша.

Кураторы: Асмик Мелконян, Наталья Казакова, Катя Улитина, Карина Россиус.

#выставки#современное искусство#галерея

Омельченко#(бес)(на)(у)силие#base(less)