В этой связи важно понять, что эффективнее для восстановления психического статуса? Психотерапевтические, психологические или педагогические методы?
Психотерапевт, как врач, диагностирует и лечит, тем самым делая человека пациентом, то есть пассивным по отношению к своей страдающей психике. Такое «лечение» может продолжаться годами так как страдания усугубляются (ведь причина не устраняется), а «лечение» у психотерапевта, как и выкачивание им денег у пациента, становится хроническим.
Психолог устраняет у пациента нервное напряжение психологическими методами (чаще тренингами, реже «психоанализом», еще реже методами «психосинтеза»). Пациент после общения с психологом некоторое время чувствует облегчение. Но поскольку причина страданий не устраняется, все повторяется по нарастающей. Возникает привязанность к психологу, что ему только «на руку».
В этой связи заметим, что доверительная беседа с родственником или другом может быть более эффективной и ничего не стоить (можно, например, обойтись бутылкой вина, распитой сообща).
Из сказанного следует, что ни психотерапия, ни психологическое консультирование не восстанавливают полностью и окончательно психический статус страдающего индивида.
Осталось сказать о педагогических методах, которые практически игнорируются по причине отсутствия у людей понимания подлинной сущности педагогической деятельности. Сущность же педагогического воздействия состоит в мотивировании человека (имеется в виду взрослый человек) на самосовершенствование в личной (как приоритетной), семейной и профессиональной (как производных) деятельностях. Благодаря усилению мотивации (ядра личности) человек становится более эмоционально устойчивым к разного рода стрессогенным факторам.
А далее скажем, что важной слагаемой личностного самосовершенствования является психологическое образование.
Таким образом, личностное самосовершенствование, трансформируемое в семейное благополучие и профессиональный рост, на основе мотивирования и психологической образованности является главной психологической защитой.
Понятно, что психолого-педагогической подготовкой человеков следует заниматься (причем, по долгу службы) учителям в школах и преподавателям в профессиональных учебных заведениях, а далее самостоятельно (чего на деле не происходит).
В заключение приведем книгу-самоучитель, способную побудить читателей к личностному самосовершенствованию и психолого-педагогическому самообразованию.
Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с.
Главная мысль в книге – мысль педагогическая: «счастье доступно только людям воспитанным».
Основной метод письма – научно-художественный метод Михаила Зощенко.
С позиции эволюционной психологии и мотивационной педагогики авторы (доктора наук) описывают основные этапы жизни современных людей (с рождения до старения), обогащая текст литературно-художественными сочинениями.
Подробнее о книге в статье «Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко» на Канале «Воз сена» (Яндекс Дзен).
P.S.
Из сказанного важно понять, что проблемы в психике обусловлены, главным образом, неправильным воспитанием (ведь психика – это продукт воспитания, чего не готовы понять ни психотерапевты, ни психологи) и, соответственно, устраняться эти проблемы могут только педагогическими средствами.