Найти в Дзене
Записки о самолетах

Классические "американцы" в России: часть 2. Россыпь 737.

Всем зашедшим - привет! Сегодня я решил продолжить рассказывать вам о самолётах, которые не являются типичными представителями российских авиакомпаний. Итак, американские "иномарки" в мире самолётов. В прошлой статье (тык) мы с вами рассмотрели самолёты семейства DC-10/MD-11 - представителей широкофюзеляжных трехдвигательных лайнеров. Сегодня же посмотрим на их противоположность - маленькие "Боинги" 737-200.

Про сам самолёт можно прочитать в этой статье - тык, но, если читать не хочется, то вот основные факты:

Годы выпуска - 1967-1988, двигатели - две "сигары" JT-8D. Пассажировместимость 737-200 - до 133 пассажиров, дальность полёта - 3518 км. Самолёт продумывался для эксплуатации в суровых условиях Канады, где, зачастую, так же, как и в России отсуствует инфраструктура и находятся места с грунтовыми полосами, поэтому по желанию заказчика на некоторые 732 устанавливался gravel kit - набор опций, призваных защитить самолёт от грязи и пыли, летящей с грунтовой ВПП.

Итак, перейдём всё же к теме статьи. В России к "маленьким боингам" проявили интерес две авиакомпании - SAT - сахалинские авиатрассы - и Transaero. Начнём, пожалуй, с первой.

Авиакомпания SAT - Сахалинские авиатрассы возникла на базе Сахалинского объединенного авиаотряда МГА СССР. После раздела имущества советского Аэрофлота перевозчику достались турбовинтовые Ан-24. Эти самолёты покрывали потребность перелётов между Курилами, Сахалином и материком, однако, молодой авиакомпании хотелось и международных рейсов - летать на Ан-ах в Японию еще было можно, но вот рейс в Сеул приходилось выполнять через Владивосток. В силу отсутствия финансов на покупку новых самолетов, было принято решение о взятии в операционный лизинг в США старого Boeing 737-200 выпуска 1968 г. Он прибыл в Южно- Сахалинск в середине августе 1994 г., однако из-за бюрократических проволочек с регистрацией (все «иномарки» САТ, как первые, так и нынешние, регистрировались в России) он долго не летал. В реестр его удалось включить только перед самым Новым годом – он получил номер RA-73003, а первый коммерческий рейс состоялся 14 марта 1995 г, став первой "иномаркой" на Дальнем Востоке.

Самолёт использовался достаточно интенсивно и выполнял как международные рейсы, так и полёты внутри России - Магадан, Петропавловск-Камчатский. На обслуживание борт приходилось перегонять в Тайвань, так как в восточной части России обслужить иномарку не могли. Первый самолёт с бортовым номером RA-73003 летал до 2000-го года, после чего был возвращён лизингодателю.

Второй 737-200 был поставлен "Сахалинским авиатрассам" в 1997 году. Этот борт так же был 1969 года выпуска и позволил открыть новые направления - Иркутск и Новосибирск. Однако, кризис 1998 года вынудил авиакомпанию отказаться от этого рейса. Тогда же, в 98-м, этот 737 был перегнан на техобслуживание в США, где оказался сильно повреждён торнадо и не восстанавливался.

Стоит отметить, что на фотографиях чаще всего попадаются другие самолёты - после перерыва в полёте на иномарках "САТ" снова ввёл во флот 737-200, однако, получившие такие же бортовые номера (RA-73003 и RA-73005) борты были свежее - выпуска 1983 и 1984 гг., ввезенные в Россию в 2005 и 2006 гг. соответственно.

Первое время международные рейсы "Сахалинских авиатрасс" выполнялись под флагом "Аэрофлота", поэтому на первых "тройке" и "пятёрке" на носах были надписи, упоминающие Аэрофлот.

-4

С 2005 по 2013 годы во флоте SAT-а жили два 737-200 - в красной (73003) и бело-голубой (73005) ливрее. В 2013 году было произведено слияние авиакомпаний SAT и Владивосток Авиа, в результате чего появилась авиакомпания "Аврора". RA-73003 c 2013 летал в Авроре, сохранив красную ливрею и получив надпись "Аврора" над иллюминаторами, и был отправлен на хранение в сентябре 2015. Порезан в 2017 во Владивостоке. Ra-73005 перешёл "Авроре" в25.09.2013, но не был перекрашен и не летал. С 2014 года на хранении и тоже порезан в 2017 году, в аэропорту города Южно-Сахалинск.

737-200 в "Трансаэро". Наиболее рьяной поклонницей "иномарок" на заре их появления в России стала авиакомпания "Трансаэро". Первые два Boeing 737-200 (выпуска 1977 г.) появились у нее в марте 1993 г. Причем, в отличие от «Аэрофлота», до конца 90-х не стремившегося развивать сеть маршрутов по России и СНГ, «Трансаэро» с самого начала сделала ставку на внутренние рейсы. Расчет был прост: можно было заинтересовать пассажиров чем-то новым - Трансаэро на заре своей деятельности представляла хороший сервис на всех рейсах, а не исключительно на направлениях в/из Москвы или Санкт-Петербурга, и чем-то новым, ранее недоступным рядовому советскому человеку, а именно – полетами на самолётах иностранного производства, которые подавляющее большинство могло ранее видеть только по телевизору (иностранные авиакомпании в Советском Союзе появлялись достаточно редко, и концентрировались в Шереметьево либо в Пулково). Примечательно, что первые два «боинга» компании «Трансаэро» носили российские регистрации (RA-73000, RA-73001), позднее, правда замененные на ирландские (в 1995 г.), а еще четыре года спустя – на бермудские. Освободившиеся "российские номера" позднее обрели летавшие в "Трансаэро" с 1994–1995 гг. три других однотипных лайнера, регистрировавшиеся сначала в Латвии - ситуация похожа на SAT, когда под одним и тем же бортовым в разное время летали разные 737-е.

После кризиса 1998 года, когда авиакомпнаия была вынуждена резко сократить свой флот, старенькие "двухсотки" на равне с двумя пришедшими незадолго до кризиса 737-700 помогли остаться авиакомпании на плаву. Кроме того, они, по сути, перевернули представление об иномарках в России - на них Трансаэро открывала рейсы в такие города, в которых эти 737-е видели разве что на картинках, а об их осблуживании знали и того меньше. Но, со временем авиакомпания оправилась и начала получать новые 737NG, а двухсотки потихоньку выводились из флота. При перебазировании «Трансаэро» в Домодедово в апреле 2001 г. два самолета остались в Шереметьево в разукомплектованном состоянии. Один из них, RA-73000, удалось собрать за счет другого и после годового простоя (с 1999 г.) отправить за границу на техобслуживание. Однако после возвращения осенью 2000 года в Шереметьево он так и не летал и был повторно разукомплектован. Летом 2001 года самолет опять привели в летное состояние и вернули лизингодателю, после чего он летал в Индонезии. Второй же Boeing 737-200 (YP-BTA, бывший RA-73000 и EI-CLN) так и остался в Шереметьево. Поначалу он служил донором запчастей, не летая с 1999 года. Он постепенно приходил в неприглядное состояние, что послужило причиной перекрашивания правого борта в белый цвет в 2003 г., а годом позже – и всего самолета. В настоящее время машина принадлежит аэропорту Шереметьево, стоит на удаленной стоянке и используется как аварийно-спасательный тренажер, а двигатель с неё снят и отправлен в МГТУ ГА в качестве технического пособия (автор этой статьи имеет возможность прикоснуться к этому прекрасному двигателю, и он этой возможностью уже неоднократно пользовался :) )

-7

Ветераны 737-200 долетали в Трансаэро до августа-сентября 2002 года и были поставлены в отстойник. В настоящее время один "трансаэровский" 737-200 стоит в ДДомодедово - можно найти его по этим координатам: 55°25'29"N 37°54'5"E. Больше живых не осталось - последний был распилен в Шереметьево в 2017-м.

На этом история "Двухсоток" в России заканчивается, но не заканчивается наш цикл рассказов о "классических" американцах в России. Но, на сегодня я с Вами прощаюсь. Надеюсь, было инетерсно!

Спасибо за прочтение! Ждите третью часть, чтобы не пропустить её - подписывайтесь) Если статья понравилась, можно тыкнуть лайк) Вам - несложно, мне - приятно ツ

Автору на печеньки :)