Мы недавно делали видео про удивительного американского художника Эдварда Хоппера, чье творчество оказало титаническое воздействие на развитие кинематографа. Например, режиссер Абрахам Полонски перед работой на нуаром «Силы зла» (1948) водил своего оператора на выставку работ Хоппера, дабы показать, как «должен выглядеть фильм».
Однако в наследии Хоппера есть одна картина, которая выделяется из всего его наследия. Мы говорим о «Полуночниках» 1942 года, ставших выражением множества тревог, связанных с началом войны, которые наложили отпечаток на прошлые переживания, вызванные «Великой депрессией».
Хотя если быть точным, то картина называется «Ночные ястребы», что указывает на неоднозначность «призвания» персонажей, на ней запечатленных. Есть две версии возникновения этого полотна. Одна гласит, что художник написал его под воздействием «Ночного дозора» Рембрандта – этот великий живописец действительно очень точно чувствовал свет и тень, что нашло отражение в визуальных образах нуара.
Однако нам ближе версия, что Хоппер предпринял импровизацию на тему «Ночного кафе» (1888) Ван Гога. В обоих случаях речь идет об ощущении обреченности, граничащей с «богооставленностью», что делает картины исключительно фатальными. Однако как живописное полотно «Полуночники» нашло отражение во множестве кинолент.
Первым на него обратил внимание Роберт Сьодмак, когда создавал один из эталонных нуаров «Убийцы» (1946). Начальная сцена фильма, которая происходит в кафе, была фактическим воспроизведением картины.
К дословному включению живописного образа в сценическое действие прибег в 1975 году Дарио Ардженто, когда снимал свой классический джалло «Кроваво красное». Закусочная с полотна Хоппера появляется в сцене, предшествующей жесткому убийству.
Осмысленное использование этого образа было предпринято в нуар-мюзикле «Гроши с неба» (1981). В закусочной встречаются главные герои этого фильма, каждый из которых оказался «на грани».
Если говорить о самом известном воспроизведении картины (хотя и не «дословном»), то оно было предпринято Ридли Скоттом в «Бегущем по лезвию» (1983). Именно «Полуночники» вдохновили его на сотворение эпизода с уличной закусочной, который затем был растиражирован во множестве криминальных и фантастических фильмов.
Есть версия, что под воздействием Хоппера возникла часть сцен из фильма 1992 года «Американцы» («Деляги»), хотя в этом творении не всё так однозначно, как в работах Вима Вендерса.
Вендерс считается едва ли не самым большим кино-поклонником Эдварда Хоппера и использовал его образы в массе кинокартин. Хотя именно «Полуночников» он повторил в конспирологическом триллере «Конец насилия» (1997). В данном случае это постановка в постановке, так как закусочная по сюжету воссоздается как часть снимаемого кинофильма.
Игра со смыслами предпринята в рамках анимационного триллера «Ограбление по Фрейду» (2018), который посвящен похищению известных картин, а потому содержит множество «скрытых намеков». В частности, сценку точь-в-точь с картины Хоппера (чем не объект для похищения?)
А ещё картина стала объектом для множества мэмов и пародий. Например, желая указать на её принципиальное значение для ретро-культуры европейский художник Готфрид Хэльнвайн создал в 1984 году (фактически сразу же после выхода на экраны «Бегущего») полотно «Бульвар разбитых надежд», куда включил культовых актеров из «старого кино».