Добрый день, уважаемые коллеги!
Продолжаю рассказ, который был начат в прошлой публикации. Тема: Шабтай «пока-еще-просто» Калманович.
Итак. Середина 70 – х годов, Государство Израиль. Для кого-то это прекрасная страна. А для кого-то место, в котором все друг друга знают, кто чем дышит, и что подают на ужин у соседа через улицу. Шабтай Калманович после знакомства с Флатто-Шароном осознал, что его талантов и харизмы вполне хватит для покорения новых горизонтов. Плацдарм очень удачно выбран – Африка. Интересное время. Падение колониальных режимов, массовый исход белого населения, гражданские войны, путчи, перевороты и несметные природные богатства. Именно тот супчик, который прекрасно подходит для аферистов, шпионов, мошенников всех мастей.
Что вы знаете о Республике Бопутатсване? Признаться, мне не много известно о ней. Только то, что она была одним из бантустанов на границе ЮАР когда-то давно…
А Калманович не только хорошо знаком с Бопутатсваной, но и стал полномочным торговым представителем государства в Израиле, а также получил дипломатический паспорт этой африканской страны. Есть сведения, что этому способствовали комитетские связи и необходимые рекомендации от Марио Невеша – тогдашнего посла Португалии в СССР. Кроме того, существовала поддержка от Народного движения за освобождение Анголы с Агостино Нето во главе. О Нето и его нерушимой дружбе с Советским Союзом и Кубой мы упоминали в одной из более ранних статей о Римском Клубе. Самое поразительное, что одни и те же люди и события кочуют из статьи в статью. Хотя пишем о разных персонажах и разных странах в разное время. Так что, когда говорят о наднациональных структурах, это не всегда конспирологические «закидоны». Просто следует более внимательно присмотреться к общей картине, и совпадения обеспечены.
А вот другие источники уверяют, что в Бопутатсване Калманович появился по рекомендации американского члена Палаты представителей республиканца Бенджамена Гиллмана, с которым Шабтай Генрихович познакомился в рамках реализации программы помощи репатриантам и русской алии. А с другой стороны подозреваю, что без обхода ограничений по поправке Джексона – Вэника тут тоже не обошлось. Как бы не то ни было, Калманович стал работать по африканскому направлению. Президент Бопутатсваны Лукас Мангопаоказывал новому партнеру всяческие знаки внимания. Например, Калманович наведывался в Советский Союз в составе бопутатсванских делегаций и, среди прочего, участвовал в переговорах о предоставлении СССР прав рыболовства у Атлантического побережья Африки. Проводил международные обменные сделки с западноафриканскими странами, в том числе по заказу Внешторга СССР, получал жирные комиссионные. Вы же понимаете, что такую деятельность без поддержки и кураторства проводить было совершенно невозможно.
С середины до конца 70-х в этом бантустане развернулись огромные строительные проекты. Но инициативы эти были непростые. Ни жилье, ни социальные объекты в бедной африканской стране наш знакомый бизнесмен не создавал. Знаете, что он строил? Сеть казино и борделей «Сан Сити». Дело в том, что в ЮАР игорный бизнес были под запретом. Поэтому жители Йоханнесбурга с удовольствием ездили в Бопутатсвану немного облегчить свои кошельки. Благо, расстояние между городами совсем небольшое, не более 100 километров.
Именно в этот период времени одним из деловых партнеров Калмановича стал Серуш Бабек. Вместе они сопровождали Высоцкого и других звезд советской эстрадной нивы в их заграничных поездках. Устраивали концерты, встречи, помогали организовывать записи на телевидении. Страсть к эстрадному бизнесу Калманович пронес через всю жизнь. По поводу Высоцкого. В отличие от многих коллег по развлекательному цеху, он не был агентом никаких советских спецслужб. И не потому, что был высоких моральных принципов. Причина была иная.
Ну а что же наш герой? А он продолжает африканский «гастроль». По счастливой случайности, в самолете Шабтай Генрихович знакомится с женой генерала Момоха Анной Момох (ну а что, летишь себе из Рязани в Казань, знакомишься со всеми. Глядишь, кто и окажется чьей-нибудь женой).
А жена была, кого надо жена - Джозефа Сайду Момоха – главнокомандующего вооруженными силами государства Сьерра – Леоне. Лицо влиятельное, с президентскими амбициями. И Калманович, по уже устоявшейся традиции, берет на себя руководство избирательной компанией генерала. И конечно, доводит его до президентской присяги.
Благодарность Момоха была поистине королевской.
Калманович получил многолетнюю лицензию на добычу алмазов в стране Горных Львов. Забросив бантустан, Шабтай Генрихович делает великий прыжок в центр Африканского континента. Сюда он привез израильских специалистов, наладивших необходимую технологию алмазодобычи, основал в стране добывающую компанию и назвал ее именем своей дочери - "Лиат".
Далее мы будем восстанавливать деятельность Шабтая Генриховича по его же собственным интервью, которые он в обилии давал русской прессе в начале – середине 90 – х годов. Оговорюсь, его трактовки прошедших событий и оценки людей, с которыми он контактировал, очень разнятся.
Сразу обратите внимание на два события.
Первое. Сьерра – Леоне традиционно была вотчиной группы богатых ливанских бизнесменов, которую возглавлял Джамиль Саиди. Человек, тесно связанный с окружением руководителя шиитской общины Ливана Набихом Берри, главы организации "Амаль".
Именно они взяли в плен сбитого израильского летчика Рона Арада. Поговаривают, что именно с подачи Калмановича Моссаду удалось встретиться с Бери в Англии и получить некоторые сведения о том, что Арад жив. Но на этом переговоры зашли в тупик. По сей день судьба Рона Арада остается неизвестной: он считается пропавшим без вести. В 2016 году появилось сообщение от неустановленных лиц, что Арад умер в 1988 году от последствий пыток в Иране.
В общем, Президент Момох дал ливанским шиитам пинка из страны, лишив их лицензии на переработку алмазов. Безоговорочная победа Израиля по очкам. Только одно «но». Эта история была рассказана самим Калмановичем.
Второе. Именно в Серра – Леоне Калманович начинает вести совместный бизнес с двумя компаньонами: Хаимом Нежинским и Маратом Балагулой. Как у них распределялись обязанности и прибыли, неизвестно. А известно, что Балагула с Нежинским знакомы с 70-х годов. Они владели на Брайтон-Бич рестораном «Одесса», где выступали «почетный еврей Брайтона» Вилли Токарев, Любовь Успенская и приезжие звезды советской эстрады. Поговаривают, что именно там произошло их знакомство с Иосифом Кобзоном. Все - милые люди, и жизнь прекрасна. Но угораздило Марата Балагулу замутить финансовую аферу - подделку кредитных карт - совместно с итальянской мафией. Итальянцы – люди несерьезные, когда их арестовали сразу же раскололись и сдали Балагулу фэбээровцам со всеми подробностями.
Его объявили в розыск. Такое непредвиденное развитие событий вынуждает Балагулу бежать в Антверпен, потом в ЮАР, а потом в Страну Львов … к Калмановичу.
«Я не стану ни богаче ни беднее, если скажу: между 86 – м и 87 – м годом у меня в Сьерра – Леоне жил человек по имени Марат Балагула».
Из интервью Шабтая Калмановича газете «Коммерсант» от 17 апреля 1997 года.
Все же в руки полиции Марат попался. В 1989 году в аэропорту Франкфурта. После депортации в США его сначала осудили на восемь лет за выкрутасы с кредитками, а в ноябре 1993 года добавили десятку за бензиновое бутлегерство.
А Фиму Нежинского зарезали в Мюнхене еще в 1991 году.
Ну а что же Калманович? В 1990 году Президент Сьерра – Леоне Момо пал. Из – за этого события африканский бизнес Калмановича сдулся.
«Я совершил ошибку в бизнесе. Он был построен на одном человеке — на мне и на моих связях».
Из интервью Шабтая Калмановича газете «Коммерсант» от 17 апреля 1997 года.
Хотя это для него уже было и не так важно. 22 мая 1987 года Шабтая Калмановича арестовали в лондонском отеле «Шератон».
Возьмите на заметку: во время пребывания Калмановича в Сьерра – Леоне Вячеслав Иванов (Япончик) во всю предлагал разным заинтересованным людям выгодный бизнес в ЮАР и Западной Африке. Эта информация пригодится в дальнейшем.
Итак, Калманович арестован в Англии по подозрению в крупном финансовом мошенничестве (по другим сведениям, причиной стало посредничество в торговле оружием), за которое его разыскивало ФБР. Иные источники указывают: в международный розыск бизнесмена объявило Государство Израиль. Продержав несколько месяцев в тюрьме, его выпустили под залог в 500 тыс. фунтов стерлингов. И он моментально бежал в Израиль. Его взяли под стражу, как только он приземлился в аэропорту Бен-Гурион. Только вот основания для ареста уже были совсем иные - шпионаж в пользу Советского Союза. Точных сведений о приговоре нет, в Израиле этот процесс был засекречен. Калманович тоже предпочитал помалкивать. Но по словам премьер - министра Ицхака Рабина: «информация, переданная Калмановичем русским, попала в результате к нашим злейшим врагам».
Калманович во всем чистосердечно признался, раскаялся и, учитывая его заслуги в деле Рона Арада, был приговорен к девяти годам лишения свободы.
А вот еще одна оценка деятельности Калмановича, данная заместителем директора Моссада и генеральным директором министерства иностранных дел Израиля Давидом Кимхи:
"Самозванство этого человека, хвастливое "представительство" им южноафриканского государства причинили огромный политический ущерб нашей стране, особенно в отношениях с ЮАР".
На сегодня мы прервёмся. Продолжение очерка в следующей публикации.
P.S. Из интервью Шабтая Калмановича газете «Коммерсант» от 17 апреля 1997 года:
« - Вы являетесь почетным консулом Коста-Рики?
— Чего-о-о?!
— Коста-Рики. Страна такая в Центральной Америке. Согласно "Известиям" и костариканской прессе, вы вместе со своим другом Михайловым были почетными консулами этой республики в России.
— Нет, я не являюсь почетным консулом Коста-Рики.
— И никогда не пытались им стать?
— Мне предлагали.
— А кто вам предлагал?
— Мне предлагал бывший посол Коста-Рики в России.
— Это тот, которого задержали в Варшаве с девятью килограммами героина в багаже?
— Нет. Это было года два назад. Его фамилия Роблес. Только не путай. Потому что нынешнего посла тоже зовут Роблес. Роблес-предыдущий предлагал мне быть почетным консулом в Санкт-Петербурге... Но мне посоветовали не делать этого, с учетом суда за шпионаж. Потому что один очень известный еврейский бизнесмен, который работал со мной, когда... Ну его имя ничего не говорит тебе... Сейчас он живет в Коста-Рике... Он рекомендовал меня своему послу. Поэтому посол меня нашел и предложил. После того как я получил определенный совет, мы переговорили с ним за обедом и всё».
Было – не было, Роблес, да не тот😁 Еще раз обращает на себя внимание типичность действий. Если один или два раза всё сложилось, почему бы не сделать это системой?
Все рассуждения являются вольными, автор оставляет их верность за собой. Буду особенно благодарить читателей за высказанные мнения в комментариях.
Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.
Следите за публикациями!
Девять жизней Шабтая фон Калмановича (1). Читать здесь.
Девять жизней Шабтая фон Калмановича (3). Читать здесь.
Девять жизней Шабтая фон Калмановича (4). Читать здесь.
#ссср #криминал #калманович #африка #история #кпсс #спецслужбы #кгб ссср #русская мафия #расследования