У Авраама было много скота. Он мог и с радостью отдал бы Богу лучшее из своего поголовья, но Бог не попросил у него лучшее животное. Он попросил у Авраама самое дорогое, что у него было, — единственного сына, ради которого он с готовностью отдал бы свою жизнь. У Авраама были рабы. Почему Бог не попросил одного из них? Он захотел Исаака, сына, данного во исполнение давнего обещания. Авраам надеялся, что через сына Бог произведет от него великий народ. Я бы не удивился, если бы в Быт. 22:3 было сказано: “Нет, Господи, не Исаак! Все, что угодно, только не Исаак! Прошу тебя, Господи, позволь мне оставить Исаака”. Какая жертва! Требует ли поклонение жертв сегодня? Волхвы, пав на землю, поклонились Иисусу “и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Мф. 2:11). Да, поклонение требует ценного дара — жертвенного дара. С давних пор таким ценным даром считается золото. Из золота сделаны царские короны. Этим драгоценным металлом украшаются дворцы и храмы. Золото символизирует царственное величие, дар, достойный царя.
А что это за дар — ладан? В святом месте скинии перед завесой, что отделяла святое место от святого святых, стоял жертвенник для курений. Моисею был дан специальный рецепт благовония, которое полагалось сжигать на этом жертвеннике. Ладан был одним из душистых компонентов, которые, сгорая, источали сладкое благоухание поклонения Богу. Это благовоние было святым и должно было использоваться только лишь на этом жертвеннике и только во время поклонения Богу (Исх. 30:34-38).
Ладан получают из смолы вечнозеленого дерева и по сей день используют на Востоке в некоторых религиозных обрядах. Добываемое вещество источает сладкий аромат, только когда его поджигают. Альфред Гиббс высказывает предположение, что это символизирует благоухание безгрешной жизни Иисуса. Это приношение может также олицетворять отданную Богу жизнь, только тогда источающую сладкий аромат, когда человек подвергается тяжкому испытанию, как бы огнем (1 Пет. 1:7), но все равно продолжает верно поклоняться Богу. “Последняя огненная жертва всего нашего существа (жертвенник для курений) испускает сладкое благоухание нашего поклонения” (Джиле).
Смирна — пряность, получаемая из смолы одной из разновидностей дерева, называемого бальзамником, — также связана с поклонением в скинии. Она входила в состав святого елея, которым помазывали шатер собрания, всю мебель и утварь. Этим елеем были помазаны Аарон и его сыновья-священники (Исх. 30:22-32). Смирна была святой для Господа и не должна была использоваться ни для какой иной цели.
Смирну, смешанную с кислым вином, поднесли Иисусу для облегчения страданий, когда Он висел на кресте (Mк. 15:23). Никодим принес смесь из смирны и алоэ, чтобы приготовить тело Иисуса к погребению (Ин. 19:39, 40). Поскольку она ассоциируется со страданием и смертью, некоторые считают, что дар смирны был пророческим символом страданий и смерти Иисуса во искупление человека. Имели эти дары с самого начала такой смысл или нет, остается под вопросом; но несомненно то, что они символизировали жертву со стороны поклоняющихся. Они выложили свои “сокровища” (Мф. 2:11).
Ладан и смирна были священническими дарами. Священники использовали эти вещества, когда приступали к Богу от имени народа, чья жизнь не всегда имела для Бога приятный запах. Ладан и смирна покрывали зловоние греха, смерти и тления. В Откровении с курением благовоний отождествляются молитвы святых, восходящие к Богу сладким фимиамом (Отк. 5:8; 8:3, 4). Давид провел ту же аналогию, когда сказал: “Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицо Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя” (Пс. 140:2).
ДОРОГОЙ ДАР
Жертвой должно быть что-то такое, что бы мы хотели сохранить для себя — что-то дорогое. Иначе это не жертва. Эту истину иллюстрируют два эпизода из жизни Давида. Один произошел, когда филистимляне стояли станом в долине рефаимов, протянувшейся от Иерусалима до Вифлеема. В Вифлееме у филистимлян был гарнизон из большого числа воинов. Давид был в своей крепости, в которую была превращена пещера Одоллам. Давид пожелал напиться чистой, прохладной воды из вифлеемского колодца, что был у ворот. Трое преданных ему воинов, бросившись исполнять желание Давида, с риском для жизни прорвались сквозь ряды филистимлян, набрали воды из колодца и принесли Давиду (2 Цар. 23:13-17).
Давид испытывал жажду, но не стал пить этой воды. Он вылил ее Господу. Он не мог заставить себя выпить то, ради чего его люди рисковали жизнью. Давид сказал: “Сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью для собственной жизни?”
Второй пример находится во 2 Цар. 24. Там мы читаем, что Бог наслал на Израиль эпидемию, потому что Давид не угодил Ему, пожелав провести перепись народа (ст. 15). По всей земле умерло семьдесят тысяч людей. Давид сказал Господу: “Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы — что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего” (ст. 17). Пророк Гад пришел к Давиду и велел ему пойти на гумно Орны и принести жертву Богу. Давид захотел купить гумно у Орны, чтобы принести там жертву. Орна сказал Давиду, что даст ему все, что тот ни пожелает, — волов для всесожжения, повозки и упряжь на дрова для жертвенного огня. Давид ответил: “Нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, взятой даром” (ст. 24).
Всякий, кто когда-либо держал домашний скот, понимает, как соблазнительно оставить лучшее животное для собственного стада. При Моисеевой системе жертвоприношений Бог ежегодно требовал в качестве жертвы то животное, которое хозяин более всего хотел бы оставить себе (Чис. 18:29). Жертва — это дорогостоящий дар. Поклонение предполагает принесение дорогих даров Богу. Отдавая свое самое лучшее Богу, мы учимся уповать на Него, а не на имущество, которое мы могли бы оставить для себя.
ДАР СВЯЩЕННИКОВ
Дохристианские жертвоприношения осуществлялись священниками. Только священникам было дозволено приступать к Богу с жертвой. Именно в этом состоит одна из наиболее значимых концепций христианского поклонения. Смерть Иисуса на кресте сбросила завесу между святым местом (церковью) и святым святых (Божьим престолом). В тот самый момент, когда Иисус умер, завеса храма разорвалась надвое сверху донизу (Мф. 27:50, 51), устранив между ними преграду. Это открыло ученикам возможность приступать к Богу так, как это ранее делали священники. Иисус, наш Первосвященник, “вошел во святилище и приобрел вечное искупление” (Евр. 9:12). Ему нужно было принести только “одну жертву за грехи навсегда” (Евр. 10:12). Он, наш Первосвященник, отдал Себя в жертву за грех, и теперь мы можем приступать к престолу благодати с уверенностью, которую ранее имели только священники (Евр. 4:16; 10:21, 22).
Понимаете ли вы, что это значит? Искупленные кровью Христа — священники! Мы можем теперь стоять там, где прежде дозволялось стоять только священникам. Истинные поклонники Божьи — это “род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего [их] из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2:9). Возвещать Его совершенства — значит восхвалять Его!
Одна из главных мыслей Послания к евреям состоит в том, что во Христе Бог изменил священство. Если по ветхозаветному чину священники были из племени Левия, то Иисус вышел из колена Иуды (Евр. 7:11-19). Появился не только новый Первосвященник, но произошло также изменение во всей системе священства: сегодня его составляет вся церковь. И как священникам, христианам положено приносить жертвы Богу через поклонение Ему.
Иоанн, приступая к написанию своего откровения, с уверенностью говорит, что Иисус Христос “соделал нас царями и священниками Богу, Отцу Своему...” (Отк. 1:6), сопровождая свои слова таким выражением поклонения: “[Ему] слава и держава во веки веков, аминь” (1:6). Позже, в 5:10, он изображает небесных животных вокруг престола, поющих новую песнь, в которой есть такие слова: “[Ты] соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле”. Искупленные кровью Агнца для Бога “из всякого колена, и языка, и народа, и племени” (5:9) составляют все царство священников, мысли которых сосредоточены на Боге, на Его сущности, Его прошлых и настоящих благодеяниях для нас. Когда мы знаем это и верим в это, то невольно падаем на колени, возвеличивая и восхваляя Всемогущего. Как священники, “мы больше не можем быть в этом деле зрителями; мы должны быть участниками” (Мамфорд).
Вслед за обсуждением этой части Откровения Джек Хэйфорд комментирует 1 Пет. 2:9: “Слова «царство» и «царственный» в этом тексте ясно указывают на царский аспект священнического служения поклонения. Таким образом, в самой основе нашей жизни во Христе лежит требование признать, что наше пребывание в Нем напрямую связано с нашим поклонением Ему”. Несколько фраз в этих стихах напрямую взяты из Исх. 19:5, 6. Когда Моисей взошел на гору Синай, Бог велел Ему сказать людям, что они будут Его уделом, царством священников и народом святым. То, что Бог изначально дал Израилю, теперь доступно церкви, истинным поклонникам Божьим сегодня.
ДАР ЖИВОЙ
Думая о жертве Богу, большинство верующих сегодня считают, что это денежное приношение. Не стану умалять важности такой жертвы — если это в самом деле жертвенный дар. В какой-то момент денежное пожертвование должно быть частью нашего жертвенного поклонения. Однако при изучении Писаний становится очевидным, что более всего Бог хочет от нас не нашего имущества. Он не желает наших материальных ценностей и не нуждается в них. Материальную собственность отдать легче всего. Петр и Андрей оставили свои снасти и пошли за Иисусом по первому зову (Мф. 4:18-20), и лишь значительно позже они поняли, что на самом деле Иисус звал их отдать саму жизнь.
В центре отвержения человеком Бога лежит желание сохранить себя для себя! Я убежден, что именно это стало причиной первого греха. Бог дал Адаму во владение землю, которую сотворил (Быт. 1:26). То, как человек управлял землей, зависело от Божьего правления в его сердце. Когда Адам отверг Божье правление в своей жизни, от также потерял и свою власть над землей. Во Христе народ царства может вернуть себе эту власть, снова подчинившись правлению Христа. “Блаженны кроткие [отдавшие себя во власть Господа], ибо они наследуют землю” (Мф. 5:5).
Освальд Чемберс справедливо отмечает: “Бог нигде не говорит, чтобы мы жертвовали чем-то ради того, чтобы только жертвовать. Он велит нам жертвовать ради единственной вещи, заслуживающей того, чтобы ее иметь, — жизни с Ним”. Об этой жертве, наверное, лучше всего сказано в Рим. 12:1. Глава 11 заканчивается восхвалением богатства Божьей премудрости и ведения: “Ему слава вовеки. Аминь”. А глава 12 начинается со слова “итак”, которое говорит о том, что продолжается та же мысль. Это значит, что, памятуя о непостижимости Божьей премудрости и ведения, мы должны “милосердием Божиим, представить тела [наши] в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения [нашего]”. Бог не хочет мертвой жертвы, которую можно принести лишь однажды. Он хочет нас; Он хочет нашу жизнь! Он хочет иметь целое царство поклоняющихся священников. Цель нашего самопожертвования — не в удовлетворении Его эгоизма или в том, чтобы Ему было чем похвалиться. Он хочет, чтобы мы принесли в жертву себя, потому что единственно как мы можем сберечь свою жизнь — это отдать ее Ему (Мф. 16:25).
Этот принцип иллюстрирует поклонение небесного воинства. В Отк. 4:10 мы читаем, что они бросали свои венцы к Божьему престолу, принося в жертву Сидящему на престоле все символы власти и господства. Они жертвовали своим положением власти и правления.
Павел иллюстрирует эту истину в одном из своих последних известных нам посланий. Зная, что скоро соединится с Господом, он пишет Тимофею: “Ибо я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало” (2 Тим. 4:6). Он жертвовал тем, чем пожертвовал для него Господь, — жизнью.
Автор Послания к евреям также упоминает “жертву хвалы [Богу], то есть плод уст, прославляющих имя Его” (13:15). И далее продолжает: “Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу” (13:16). Первая часть этого стиха вторит словам пророка Осии: “Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу, говорите Ему: «Отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших»” (Ос. 14:3).
Жертвы, угодные Богу, предполагают действенное проявление доброты к другим и радости по поводу наших священнических взаимоотношений с Богом. Живые жертвы — это жертвы сердца. Волхвы отдали Иисусу свои сокровища. Иисус сказал: “Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6:21). Бог хочет, чтобы мы отдавали сокровища сердца в жертву Его воле и цели. Иначе то, что мы храним в своем сердце как сокровище, может встать между Богом и нами. Давид признавал в Боге Того, кто знает его сердце. Вот его слова: “Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже” (Пс. 50:19). Процесс жертвования сокровищ сердца Богу и есть поклонение. Это разрушит вашу веру в земные сокровища и наполнит вас неизменным миром и радостью совершенной веры в Него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высшее призвание каждого христианина — быть священством, приносящим духовные жертвы Богу (1 Пет. 2:5). Поклонение без жертвы — на самом деле вовсе не поклонение. Мы должны помнить хотя бы три истины о жертвенном поклонении.
1. Высший мотив для жертвы — любовь. К Соломону привели двух блудниц, живших в одном доме. У каждой был ребенок, но одна придавила своего ребенка, когда они спали, и он умер. Она взяла своего мертвого ребенка и подложила его к другой женщине, а живого взяла себе. Обе предъявляли претензии на живого ребенка. Соломон выслушал дело и нашел наилучший способ его решения: он предложил рассечь живого ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Одна из женщин сказала: “О господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его”. А другая сказала: “Пусть же не будет ни мне, ни тебе — рубите”. Так Соломон узнал, которая из женщин была настоящей матерью. Только любовь могла побудить ее отказаться от своего сына, чтобы оставить его в живых (3 Цар. 3:16-28). Только истинная любовь к Богу может побудить нас отказаться от наших сокровищ ради Него.
2. Величайшее благо жертвы — благодарность. “Итак, мы, принимая Царство непоколебимое, будем хранить благодать [будем же благодарны; Современный Перевод], которой будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом” (Евр. 12:28). Когда мы отдаем себе полный отчет в том, кто такой Бог, что Он сделал и что делает для нас, только тогда мы можем быть по-настоящему благодарны. Только те, кто осознает свою нужду в Спасителе и благодарно принимает Его дар искупления, имеют основание для поклонения.
3. Максимальная жертва — представить “тела [наши] в жертву святую, благоугодную Богу...” (Рим. 12:1). Первосвященник, наш Господь и Царь, отдал Себя в жертву за нас. Наше поклонение требует не меньше, как отдать себя Ему в жертву. Когда мы, как Иисус, отдаем свой дух в руки Отца, позволяя ему полностью сгореть в огне Духа Святого, тогда и только тогда мы готовы войти в Его присутствие.
#поклонение #христиане #христианин #верующие #веравбога #христианство