Найти тему
Михаил Топоров

И снова о крахе Российской авиации.

Это вторая статья о катастрофическом состоянии Российской авиации и причиной её появления стала авиационная часть парада в честь Дня Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге. Наблюдая это красивейшее зрелище, испытывал гордость за достижения авиационной промышленности Советского Союза. Это авиационное представление наглядно показало на сколько разнообразен и многофункционален имеющийся авиационный парк. Тогда в небе над Невой пролетали Ан 72; Бе-200; Ил -38; Ту -154; Ту-134; Ту-142; Су-24М; Миг-31 и Су-25. Получается, что советская власть реально заботилась о безопасности страны и создавала условия для развития, как авиационной, так и космической отрасли. То, что в развитии космического направления, Россия давно уступила свою ведущую роль и по-видимому, постепенно сворачивает эту деятельность, наверное, ясно всем. Все последние тридцать лет нам обещают, что-то создать и кого-то обогнать. Любой, хоть немного думающий человек знает и понимает, что одним сборочным производством космическую отрасль не сохранить, а тем более не возможно её развивать и создавать что-то новое. Нужны смежные отрасли и производства, а их уже практически нет. Из чего собирать и чем оборудовать космические аппараты. Такая же проблема и в авиации. Та, первая статья была посвящена объединению авиационных конструкторских бюро в единую корпорацию. Чтобы не быть голословным, привожу слова одного из авторов этого проекта, главы Ростеха Сергея Чемезова. С его слов «Объединенная авиастроительная корпорация ОАК становится не только корпоративным центром Группы ОАК, но и операционной компанией, непосредственно управляющей производством и конструкторскими бюро, реализующей авиационные программы и разрабатывающей перспективную технику.
Он также отметил, что под её управление уже вошли ПАО "Ил", Ульяновский "Авиастар-СП" и подмосковного ЭМЗ им. Мясищева, а также ПАО "Туполев". Тогда я высказал своё мнение, что объединение знаменитых Советских конструкторских бюро, создавших только с 1945 по 1980 год, то есть за тридцать пять лет более двухсот военных и гражданских серийных самолётов, в единую корпорацию равносильно превращению, когда-то мощнейшей авиационной индустрии, в маленькую, бездарную структуру по содержанию ещё имеющегося авиационного парка. Наверное, со мной многие согласятся, что все Советские авиационные конструкторские бюро были по-своему оригинальны. Что каждое из них занимало свою нишу самолётостроения. Что все они разрабатывали и производили, как военные, так и гражданские самолёты. Да, за эти тридцать лет они практически потеряли свои конструкторские навыки. Но ещё живы их традиции, а главное, есть опыт эффективной деятельности. Если действующая власть действительно радеет за национальную авиацию и действительно хочет восстановить её величие и могущество, то оно должно было применить опробованный и проверенный советский опыт работы авиационной индустрии. Нужно было не объединять оставшиеся коллективы конструкторских бюро в корпорацию, а создавать министерство авиационной промышленности и включать их в его состав, как самостоятельные структуры. Тогда, эти мои выводы многим не понравились. Многие считали, что такое объединение спасёт авиационную отрасль, а я не понимаю о чём рассуждаю. Но, несмотря на эти критические высказывания в мой адрес, продолжаю утверждать, что такое объединение ведёт к уничтожению авиационной отрасли. Моё убеждение строится на следующих вещах. Первое – министерство административно объединяло не только конструкторские бюро с их производственной базой, но и авиационные ремонтные предприятия, а также научно – исследовательские институты и их испытательные базы. Второе – министерство знало кадровую потребность подведомственных структур и готовило нужных специалистов во всех подчинённых ей авиационных вузах. Третье – министерство формировало смежное обеспечение авиационной отрасли. Четвёртое – в советское время, почти при всех, расположенных в крупных населённых пунктах и городах военных аэродромах, работали авиационно-ремонтные заводы. Эти предприятия выполняли текущие и капитальные ремонты, а также осуществляли серийную модернизацию уже эксплуатируемых самолётов. Своими усилиями они продлевали им эксплуатационные сроки и повышали их технические возможности. Эти заводы обслуживали однотипные самолёты различных производителей. Министерство составляло и обеспечивало выполнение графика таких ремонтов. Основные авиационные заводы разрабатывали новинки и осуществляли плановый выпуск серийных моделей. Согласно решения объединить основные авиационные заводы напрашивается вывод, что ремонтных заводов уже нет. Получается, что существующую схему, когда ремонт и модернизацию выполняют основные предприятия, действующая власть менять не собирается. Эти предприятия не смогли и дальше не смогут создавать новое, да и обслуживать действующие они не будут успевать. Слишком маленькие производственные мощности и очень широкий ассортимент авиационной техники. Как не обидно осознавать, но по техническим причинам, скоро начнётся массовое сокращение парка самолётов, особенно выпущенных малыми сериями. И ещё, пусть по не многу, но конструкторские бюро получали средства для своего персонального содержания и развития, а теперь будет финансирование тех, кому повезёт. Для тех, кто со мной не согласен, хочу напомнить, что только в вооружённых силах существует сухопутная и морская авиация. Даже однотипные самолёты там имеют разную внутреннюю начинку. А ещё, они делятся на транспортную авиацию, авиацию радиоэлектронной борьбы, фронтовую авиацию и авиацию ПВО, а также есть стратегическая или дальняя авиация, авиация разведки и управления, истребительная и санитарная авиация. Заранее прошу прощение за неверность названия, но этим списком я хотел показать разнообразие авиационной техники. Разве можно вновь созданной корпорацией их обслужить, продлить им срок службы, модернизировать и создавать новые. Уверен, что нет. Да, чуть не забыл, а где обещанная гражданская авиация. Где самолёты региональных сообщений. Где малая авиация. Как не прискорбно это осознавать, но действующая власть не выполнила ни одного своего обещания. Более того, она своими действиями и бездействием способствовала уничтожению национальной науки и почти всех промышленных отраслей. Это мои мысли в слух. Кому они не нравятся или кто с ними не согласен, высказывайте свои.