Найти тему
Дошкольный логопед

Смотреть иль не смотреть? Вот в чем вопрос

О детях, телевизоре и развитии речи)

В России сложно встретить семью, где не смотрели бы телевизор. Если ваши знакомые уверенно говорят: «Я телевизор даже не включаю», - дослушайте фразу. В 99% случаев они просто предпочитают другой экран)))

Телевизор, компьютер, планшет, смартфон... Какая разница? Телевидение и видео уже давно стали частью нашего быта и, что гораздо важнее, быта наших детей.

Яркие движущиеся картинки привлекают ребенка. Любой малыш готов часами не отрываться от голубого экрана. А спрос, как известно, рождает предложение. Существует масса телевизионных передач и видео для совсем маленьких детей, включая девятимесячных (!) младенцев. Да что там! Я знаю многих и многих мам, которые, начиная с трехмесячного возраста, включают малышу рекламу, чтобы, пока ребенок зачарованно смотрит на экран, успеть сварить суп, сходить в душ или выпить чашечку чая. 

Пожалуйста, не поддавайтесь искушению использовать телевизор как няньку или педагога.  Не верьте, что в столь нежном возрасте ребенок может через экран узнавать окружающий мир или учиться говорить. Дело в том, что прежде чем ребенок начнет узнавать изображение на экране, он должен познакомиться с ним в реальной жизни: осмотреть, потрогать, пожевать, связать со словом, произнесенным мамой: «Это мячик» или «Это мишка». Пока малыш учится понимать окружающий мир, изображение на экране остается для него бессмысленной картинкой.

То же самое касается и развития речи. Ребенок не научится говорить «через экран». Можно сколько угодно произносить «Это мяч» в детской передаче. Эффекта не будет. Потому что речь ребенка формируется в общении, а телевизор плохой собеседник. Слышащие дети глухонемых родителей не выучивают язык «из телевизора». Убедительно, не так ли?

Помните: до года время, которое ребенок проводит перед экраном, это несколько свободных минут для вас. И только.

Мамы и папы, будьте бдительны: следите за тем, чтобы эти минуты не превратились в часы! Ведь часто взрослые включают телевизор, чтобы отвлечь или успокоить малыша. А он буквально влюбляется в движущиеся картинки, хочет видеть их снова и снова. И вы нажимаете на кнопку пульта. Ребенок не плачет, и это здорово. Может быть, поэтому младенцы, проводящие перед телевизором до шести часов в день, уже не редкость. И диагноз «задержка психо-речевого развития» не редкость тоже.

Но дети растут не в пещере, и избегать телевидения становится все труднее. Что ж. По крайней мере, до трех с половиной – четырех лет старайтесь смотреть телевизор вместе с ребенком. Комментируйте события на экране, обсуждайте их. Тогда у малыша будет партнер, необходимый для его развития. В противном случае то, что увидит ребенок, может остаться непонятым или понятым неправильно.

Один малыш на вопрос, что такое лукошко, ответил так: «Лукошко – это кошка, которая ест лук») Перед этим он смотрел мультфильм о Красной Шапочке и точно слышал: «Красная Шапочка взяла лукошко с пирожками и...». Вот поэтому присутствие родителей очень и очень желательно.

И да, до четырех лет взрослые по-прежнему включают телевизор ради себя, потому что папе и маме нужна передышка. Для развития ребенка важными остаются общение и игра. Без них малышу будет плохо, а вот без очередного мультфильма – вряд ли.

Детям постарше телевизор действительно помогает учиться. Порой именно телевидение открывает перед ребенком новые грани мира. По телевизору старший дошкольник может увидеть превращение куколки в бабочку или экзотических животных в естественной среде...

К этому возрасту ребенок уже достаточно хорошо владеет речью, чтобы понимать, о чем говорят с экрана. Теперь телевидение может расширить его кругозор и словарный запас.

Дошкольникам нравятся сказочные и фантастические сюжеты. Они будят их воображение. И конечно, дети обожают мультфильмы.

Будет очень хорошо, если вы продолжите смотреть телевизор вместе с ребенком. Если такой возможности нет, обязательно оцените качество передачи.

Вот уже много лет я предлагаю родителям простой способ. Нужно закрыть глаза и одну-две минуты послушать детский мультик. Можете представить происходящее на экране? Отлично. Мультфильм полезен для развития речи. Как правило, это советские мультфильмы с развернутыми диалогами и чудесным закадровым голосом. Но если всё, что вам удалось услышать, это «О!», «На!», «Бац!», «Ой», «Хи-хи-хи», рассматривать мультфильм как источник развития речи не стоит.

Конечно, можно до хрипоты спорить о пользе и вреде голубого экрана, но телевидение и видео уже вошли в наши дома, и мы вряд ли откажемся от них. Поэтому будем благоразумны. Нет ничего плохого в том, чтобы сбегать в душ, пока трехмесячный младенец улыбается мистеру Проперу. И получасовой тайм-аут маме активного трехлетки тоже не помешает. Главное не забывать, что телевидение – это малая часть нашей жизни. Пока ее большая часть будет наполнена событиями и общением друг с другом, бояться нечего.