Перевозчик «Гранд Сервис Экспресс», который обслуживает крымские поезда и фирменный поезд №53/54 «Гранд Экспресс» сообщением Петербург – Москва, обнародовал статистику перевозок в своих поездах в июле 2022 года. На моей памяти это произошло впервые, если не считать годовых релизов.
В июле 2022 года на всех маршрутах ГСЭ было перевезено 544 тысячи человек, что почти на 75% больше, чем годом ранее (было 312 тысяч). Для сравнения: за весь прошлый год ГСЭ перевезли около 2,3 млн человек, то есть за один месяц этого года перевезено около 20% от прошлогоднего объема.
Очевидно, что рост перевозок связан с закрытием аэропорта Симферополь.
Сколько дополнительных поездов запустили в Крым
После того, как перестали летать самолеты в Крым, ГСЭ запустили несколько дополнительных поездов. Ниже будет много другой интересной статистики, а пока вот эти допы:
- с Казанского вокзала Москвы в Симферополь (ежедневный),
- с Павелецкого вокзала Москвы в Симферополь (через день),
- с Киевского вокзала в Симферополь (ежедневно, но несколько вагонов в составе поезда Москва – Анапа),
- с Казанского вокзала Москвы в Керчь (через день),
- с Киевского вокзала Москвы в Керчь (через день),
- из Адлера в Симферополь.
Кроме того, ГСЭ увеличили периодичность поездов:
- Москва – Феодосия – с «раз в три дня» до «ежедневно»,
- Петербург – Феодосия – с «раз в четыре дня» до «через день»,
- Симферополь – Астрахань – с «раз в четыре дня» до «через день»,
- Симферополь – Смоленск – с «раз в четыре дня» до «через день»,
- Симферополь – Кисловодск – с «раз в четыре дня» до «через день».
Какие вагоны ходят в Крым
На 4 августа в составах поездов ГСЭ курсируют 699 вагонов, из них 54 – двухэтажных и 645 – одноэтажных (плацкартные – 372, купейные – 186, штабные – 35, СВ и люксы – 27, вагоны-рестораны – 25). Больше всего пассажиров путешествуют в плацкартных вагонах – 67%. На купейные вагоны приходится 30% пассажиров, на СВ и люксы – 3%.
Каждый день прибывают в Крым и отправляются из Крыма более 20 поездов «Таврия». Каждый поезд в среднем перевозит 800 пассажиров. Таким образом ежедневно «Гранд Сервис Экспресс» перевозит в Крым около 8000 пассажиров и столько же в обратную сторону.
Большинство пассажиров путешествуют до Симферополя, на втором месте по популярности – Феодосия, а на третьем – Евпатория.
Когда в 2019-2020 году ГСЭ запускала новые поезда, перевозчик получил абсолютно новый парк и штабных плацкартных вагонов.
Все одноэтажные поезда у ГСЭ были сформированы по единой схеме: около 10-12 плацкартных вагонов, 3-4 купейных вагона, а также штабной вагон и вагон-ресторан.
Купейные вагоны ГСЭ передали старенькие, но все с кондиционерами, розетками и биотуалетами, а в два поезда (из Москвы и Петербурга до Севастополя) компании удалось заполучить новые вагоны ТВЗ с душем. Пассажиров устраивало это положение вещей и уровень сервиса: в среднем выше, чем у ФПК.
Однако в этом году, чтобы запустить такое количество новых поездов, ГСЭ пришлось взять в аренду много пассажирских вагонов. Судя от отзывам, дали перевозчику, «что могли». Получилось среднестатистические дополнительные поезда – такие же, как у ФПК («дочка» РЖД, которая обслуживает все остальные направления, кроме крымского).
Из-за этого качество обслуживания стало страдать. Среди вагонов есть и вагоны без кондиционера, что для пассажиров поездов южного направления – большая головная боль.
Интересно сравнить отзывы на поезда ГСЭ в Сети. Видна четкая разница: те поезда, которые ГСЭ обслуживает не первый год, традиционно получают высокие оценки.
Например, у старых поездов ГСЭ №7/8 Петербург – Севастополь на сайте туту.ру рейтинг 8.8 баллов, у поезда №91/92 Москва – Севастополь – 8,7 баллов, у двухэтажки №27/28 Москва – Симферополь – 8,7 баллов.
А вот у новых поездов картина куда хуже: вагоны №563/564 Москва – Симферополь (с анапским поездом) имеют рейтинг 7,4, у поезда Москва – Керчь оценка 6,8, у поезда Симферополь – Адлер – 7,7.
Те поезда, которые были «усилены» вообще формируются пополам из новых и старых вагонов. Например, на поезд Петербург – Феодосия ставят один состав из хороших вагонов, классическую «Таврию», второй состав – из арендованных.
Пассажирам, однако, выбирать не приходится. Билеты выкупаются подчистую и многие вынуждены ехать, «на чём дают». Так что перевезенные в июле полмиллиона человек – это предел возможного.
Почему не увеличить число поездов в Крым
Больше перевести не получается по трем причинам.
Первая – «бутылочное» горлышко в Крыму: почти 200 км неэлектрифицированной одноколейки от Керчи до Джанкоя с редкими разъездами.
До 2014 года ж/д линия, которая сейчас приняла основной поток поездов, была второстепенной и совсем не развивалась. Разговоры местных властей о расширении пути, которые велись на настроениях «крымской весны» в 2014-2015 году, быстро сошли на нет.
Недавно глава Крымской железной дороги сказал, что расширение пути – не приоритет. Строительство второго пути на участке в 200 км – это дорого, и такое решение может принять только федеральное правительство. Но у него сейчас другие проблемы.
Из-за этого поездам приходится «рисовать» такие графики, когда вместо 2 часов 45 минут участок от Керчи до Джанкоя занимает больше пяти часов.
Вторая причина – это общая загрузка южного направления. Ведь поезда в Крым идут по тому же участку, что и в Адлер, Анапу, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ейск. А здесь, помимо поездов дальнего следования, нужно пропускать еще и грузовые поезда, и электрички.
Железнодорожники, как могут, стараются разгрузить напряженный участок. Отсюда получаются графики, когда поезд из Москвы до Симферополя идет двое суток.
Например, анапский поезд с Симферопольскими вагонами №563/564 едет аж через Тулу, Орел, Курск и идет от Москвы до Воронежа 17 часов вместо восьми (время в пути самого быстрого симферопольского поезда – двухэтажки).
Наконец третья причина – это нехватка вагонов.
У ГСЭ нет своего резервного парка, нужно арендовать у РЖД/ФПК, а у ФПК с вагонами тоже швах. Недавно РЖД сообщили, что в июле 2022 года перевезли в поездах дальнего следования 13,6 млн пассажиров, что на 24,1% больше, чем в июле 2021 года.
РЖД максимально приблизились к «доковидному» уровню, но не смогли его превзойти: в июле 2019 года поездами дальнего следования было перевезено 14 млн пассажиров.
Есть, правда, один нюанс. По данным на конец 2021 года, у РЖД было 15835 вагонов, в то время как в конце 2018 года – 17959, то есть стало на 2000 вагонов меньше.
Думаю, еще какое-то (значительное) количество вагонов ушло военным. Вот и получается, что вагонов становится все меньше, а потребность в них все больше. И если уж с баз запаса достают старые немецкие «Аммендоры» (без капитального ремонта), это о чем-то да говорит.
Когда это всё закончится, и в Крым вновь начнут летать самолеты, никто не знает. Чтобы хоть как-то сгладить ситуацию, в начале августа в Крым начат еще один поезд – второй до Керчи. Ему, по крайней мере, не нужно «рисовать» график по Крыму.