Думаю, вы слышали такие фразы: «плоские персонажи», «героям не хватает объёма». А как сделать героя объёмным, а не плоским? Да так же как и любой другой объект — добавить ему измерений. Разумеется, под измерениями здесь понимается не высота, длина и ширина. А что тогда?
Первое измерение — физическое
Оно кажется основным, по крайней мере, наиболее заметным, и нередко автор ограничивается только им. В этом случае герой получается даже не плоский, а герой-линия, герой-функция.
Физическое измерение — это действия, которые персонаж совершает в физическом мире, с физическими объектами. Эти действия определяются целями и задачами героя — добиться успеха, сделать карьеру, добыть волшебный меч, спасти мир, убить дракона и т. д. Очень часто именно на этом и строится сюжет, так как он предполагает движение, экшен, поступки. Да и герой воспринимается через эти поступки, о чём постоянно говорят и пишут (и я в том числе). Вот, например, герой «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского совершил знаковый поступок — убил старуху-процентщицу, чтобы доказать свою теорию, и заодно освободить семью от долгов. Ну, и сестра её не в том месте, не в то время оказалась. А потом Раскольников признался в преступлении и отправился на каторгу.
Это и есть физическое измерение героя, оно необходимо для сюжета, но для объёма персонажа его недостаточно.
Второе измерение — социальное
Человек, вообще, существо социальное, и для него отношения с окружающими много значат. Очень часто именно они и формируют цель жизни. И литературному герою социальное взаимодействие тоже необходимо. Это нужно и для раскрытия характера, и для мотивации. Когда герой совершает сильный поступок ради себя, это не создаёт такого впечатления, как если он рискует жизнью и своим положением ради другого человека.
В отношениях с другими людьми лучше всего проявляется эмоциональная сфера персонажа, его образ оживляется, становится ближе читателям. Герой-одиночка имеет меньше шансов завоевать симпатию, чем персонаж, окружённый друзьями и врагами. Ну, и особенно ярко социальное измерение проявляется в любовной линии.
Глазами друзей и врагов мы можем увидеть героя со стороны. Сравнивая его характеристики с другими персонажами, оценивая отношение к окружающим людям, читатель составляет собственное мнение о герое, а не получает в готовом виде описание автора.
Социальное измерение не только позволяет сделать образ героя более глубоким и живым, но и создаёт условия для поворота сюжета, для создания новых сюжетных линий и т. д.
Возвращаясь к Родиону Раскольникову, отметим, насколько важную роль в этом образе играет круг общения героя, те люди, с которыми он сталкивается: Соня Мармеладова, Дмитрий Разумихин/Вразумихин (с ним мы невольно сравниваем главного героя) Свидригайлов, Лужин.
Третье измерение — духовное
Третья сторона образа героя — это его внутренний мир, который, кстати, сложно раскрыть без социального измерения. Внутренний мир — это не только эмоции, это и мотивы, ценности, идеалы, которые герой отстаивает и защищает в борьбе с антагонистом. Внутренний мир — это проблема выбора, которую решает персонаж, и рефлексия — собственная оценка своих поступков, своих отношений с окружающими. Именно третье измерение придаёт образу героя настоящий объём и реалистичность.
Но, как и у реального человека, в литературном персонаже все три измерения взаимосвязаны. Не может кристально честный человек совершать бесчестные поступки и не мучиться угрызениями совести. А бывает, что герой далеко не идеален, тогда совесть у него пробуждается благодаря окружающим его людям, как друзьям, так и врагам. На их примере герой видит, во что он может превратиться, следуя выбранному пути. А значит, это выбор неправильный.
Четвёртое измерение героя
Да, есть и четвёртое измерение. А что у нас четвертое измерение? Правильно — время. В случае с литературным персонажем — это развитие.
Если герой не просто совершает какие-то действия, а движется к поставленной цели и при этом совершенствуется, терпит неудачи и приобретает опыт, через боль, через страх, через поражения приходит к победе, в том числе и над самим собой, над своими слабостями и недостатками, тогда можно говорить о живом и реалистичном образе.
Социальное измерение тоже предполагает развитие отношений: появление новых друзей и ощущение их поддержки, разочарование и предательство, обретение любви и борьба за неё во всех трёх измерениях. Всё это предполагает развитие, изменение отношений в пространстве и во времени. И развитие отношений с антагонистом тоже необходимо, это добавляет повествованию реалистичности. Как будет идти развитие: от лютой ненависти через понимание, принятие и сочувствие? Или от равнодушия и снисхождение через осознание последствий поступков антагониста к неприятию, вражде и ненависти? Это зависит от сюжета и от социального измерения героя.
И, несомненно, полноценный объёмный образ героя предполагает развитие на его внутреннем уровне. Проходя через испытания, разрешая внешние и внутренние конфликты, герой меняется, приобретает новые черты характера, преодолевает свои слабости и недостатки или превращает их в достоинства.
Обратимся снова к Раскольникову. От момента, когда Родион «пошёл на дело», до его признания в полицейском участке прошло всего тринадцать дней, но насколько серьёзные изменения произошли во внутреннем мире Раскольникова за это время. Достоевский проводит героя от уверенности в своей правоте через сомнения, муки совести и раскаяние в своей глупости, повергает в бездну отчаяния, в которой Родион пребывал долго, продолжая ненавидеть себя. А возрождение к жизни происходит только благодаря любви.
На что это похоже? Правильно, на сюжетную арку. Развитие на всех трёх измерениях происходит по принципу сюжетной арки. Я не говорю, что так всегда бывает в жизни. А вот построение хорошего художественного произведения предполагает именно такую схему.
О сюжетных арках подробнее можно почитать здесь:
"Сюжетные арки"
Другие интересные статьи о построении сюжета можно найти в рубрике "Сюжет художественного произведения"