Найти тему

О многомерности литературного героя

Оглавление

Думаю, вы слышали такие фразы: «плоские персонажи», «героям не хватает объёма». А как сделать героя объёмным, а не плоским? Да так же как и любой другой объект — добавить ему измерений. Разумеется, под измерениями здесь понимается не высота, длина и ширина. А что тогда?

Первое измерение — физическое

Оно кажется основным, по крайней мере, наиболее заметным, и нередко автор ограничивается только им. В этом случае герой получается даже не плоский, а герой-линия, герой-функция.

Физическое измерение — это действия, которые персонаж совершает в физическом мире, с физическими объектами. Эти действия определяются целями и задачами героя — добиться успеха, сделать карьеру, добыть волшебный меч, спасти мир, убить дракона и т. д. Очень часто именно на этом и строится сюжет, так как он предполагает движение, экшен, поступки. Да и герой воспринимается через эти поступки, о чём постоянно говорят и пишут (и я в том числе). Вот, например, герой «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского совершил знаковый поступок — убил старуху-процентщицу, чтобы доказать свою теорию, и заодно освободить семью от долгов. Ну, и сестра её не в том месте, не в то время оказалась. А потом Раскольников признался в преступлении и отправился на каторгу.

Это и есть физическое измерение героя, оно необходимо для сюжета, но для объёма персонажа его недостаточно.

"Ф. М. Достоевский в Санкт-Петербурге". Художник Илья Глазунов
"Ф. М. Достоевский в Санкт-Петербурге". Художник Илья Глазунов

Второе измерение — социальное

Человек, вообще, существо социальное, и для него отношения с окружающими много значат. Очень часто именно они и формируют цель жизни. И литературному герою социальное взаимодействие тоже необходимо. Это нужно и для раскрытия характера, и для мотивации. Когда герой совершает сильный поступок ради себя, это не создаёт такого впечатления, как если он рискует жизнью и своим положением ради другого человека.

В отношениях с другими людьми лучше всего проявляется эмоциональная сфера персонажа, его образ оживляется, становится ближе читателям. Герой-одиночка имеет меньше шансов завоевать симпатию, чем персонаж, окружённый друзьями и врагами. Ну, и особенно ярко социальное измерение проявляется в любовной линии.

Глазами друзей и врагов мы можем увидеть героя со стороны. Сравнивая его характеристики с другими персонажами, оценивая отношение к окружающим людям, читатель составляет собственное мнение о герое, а не получает в готовом виде описание автора.

Социальное измерение не только позволяет сделать образ героя более глубоким и живым, но и создаёт условия для поворота сюжета, для создания новых сюжетных линий и т. д.

Возвращаясь к Родиону Раскольникову, отметим, насколько важную роль в этом образе играет круг общения героя, те люди, с которыми он сталкивается: Соня Мармеладова, Дмитрий Разумихин/Вразумихин (с ним мы невольно сравниваем главного героя) Свидригайлов, Лужин.

"Раскольников". Художник Илья Глазунов
"Раскольников". Художник Илья Глазунов

Третье измерение — духовное

Третья сторона образа героя — это его внутренний мир, который, кстати, сложно раскрыть без социального измерения. Внутренний мир — это не только эмоции, это и мотивы, ценности, идеалы, которые герой отстаивает и защищает в борьбе с антагонистом. Внутренний мир — это проблема выбора, которую решает персонаж, и рефлексия — собственная оценка своих поступков, своих отношений с окружающими. Именно третье измерение придаёт образу героя настоящий объём и реалистичность.

Но, как и у реального человека, в литературном персонаже все три измерения взаимосвязаны. Не может кристально честный человек совершать бесчестные поступки и не мучиться угрызениями совести. А бывает, что герой далеко не идеален, тогда совесть у него пробуждается благодаря окружающим его людям, как друзьям, так и врагам. На их примере герой видит, во что он может превратиться, следуя выбранному пути. А значит, это выбор неправильный.

Четвёртое измерение героя

Да, есть и четвёртое измерение. А что у нас четвертое измерение? Правильно — время. В случае с литературным персонажем — это развитие.

Если герой не просто совершает какие-то действия, а движется к поставленной цели и при этом совершенствуется, терпит неудачи и приобретает опыт, через боль, через страх, через поражения приходит к победе, в том числе и над самим собой, над своими слабостями и недостатками, тогда можно говорить о живом и реалистичном образе.

Социальное измерение тоже предполагает развитие отношений: появление новых друзей и ощущение их поддержки, разочарование и предательство, обретение любви и борьба за неё во всех трёх измерениях. Всё это предполагает развитие, изменение отношений в пространстве и во времени. И развитие отношений с антагонистом тоже необходимо, это добавляет повествованию реалистичности. Как будет идти развитие: от лютой ненависти через понимание, принятие и сочувствие? Или от равнодушия и снисхождение через осознание последствий поступков антагониста к неприятию, вражде и ненависти? Это зависит от сюжета и от социального измерения героя.

Арка. Правда не сюжетная. "Петербург Достоевского". Художник Илья Глазунов
Арка. Правда не сюжетная. "Петербург Достоевского". Художник Илья Глазунов

И, несомненно, полноценный объёмный образ героя предполагает развитие на его внутреннем уровне. Проходя через испытания, разрешая внешние и внутренние конфликты, герой меняется, приобретает новые черты характера, преодолевает свои слабости и недостатки или превращает их в достоинства.

Обратимся снова к Раскольникову. От момента, когда Родион «пошёл на дело», до его признания в полицейском участке прошло всего тринадцать дней, но насколько серьёзные изменения произошли во внутреннем мире Раскольникова за это время. Достоевский проводит героя от уверенности в своей правоте через сомнения, муки совести и раскаяние в своей глупости, повергает в бездну отчаяния, в которой Родион пребывал долго, продолжая ненавидеть себя. А возрождение к жизни происходит только благодаря любви.

На что это похоже? Правильно, на сюжетную арку. Развитие на всех трёх измерениях происходит по принципу сюжетной арки. Я не говорю, что так всегда бывает в жизни. А вот построение хорошего художественного произведения предполагает именно такую схему.

О сюжетных арках подробнее можно почитать здесь:

"Сюжетные арки"

Другие интересные статьи о построении сюжета можно найти в рубрике "Сюжет художественного произведения"