Найти тему
@Driada

Наследие народов России. Карелы

2022 – год культурного наследия народов России. Что это значит для меня, жительницы небольшого города на Севере Карелии? Я карелка по национальности, но к сожалению не говорю на родном языке. Только несколько слов всплывают в памяти из детства.

Моя малая Родина – деревня Тунгуда Беломорского района. В деревне жили в основном карелы. Первое упоминание о деревне в «Книге сбора данных и оброчных денег с тяглого населения лопских погостов» за 1587-1588 гг. Отдыхала здесь каждое лето. Подростком часто приставала к бабушке, чтобы научила говорить по-карельски. Но она считала, что мне, городской, это совершенно не нужно. Сейчас я понимаю, какая это была ошибка. Национальный язык малого народа это его наследие. Без языка народ неизбежно исчезает.

Помню, как мы, малыши, сидели на печи и слушали непонятный нам разговор взрослых за ужином. За огромным столом при керосиновой лампе сидели большие дяди и тети и бурно обсуждали события прошедшего дня на карельском языке. Изредка в речь вставляли русские слова по причине невозможности перевода их на карельский. Карельской речью был пропитан воздух деревни. Еще одно любимое развлечение: в деревне был магазин, который открывался в полдень на несколько часов и население деревни (и млад, и стар) собирались заранее у магазина, на крылечке, и разговоры разговаривали… Уже в сознательном возрасте узнала о богатейшем наследии устного народного творчества карел. В феврале 2022 года исполнилось 173 года со дня выхода в свет полного издания карело-финского эпоса «Калевала» - памятник мировой культуры.

Но в этой статье я все-таки хочу отметить менее известный сборник «Устная поэзия тунгудских карел», автор-составитель Степанова А.С..

«Устное народное творчество тунгудских карелов» — ГТРК «Карелия»

В книге представлены образцы всех жанров устно-поэтической традиции карельского населения Беломорского района Карелии (ранее Шуезерская, Тунгудская и Маслозерская волости). Три волости составляли единое культурно-историческое и культурно-хозяйственное целое с относительно большой плотностью населения (75 деревень).

скрин обложки книги "Устная поэзия тунгудских карел"
скрин обложки книги "Устная поэзия тунгудских карел"

Их связывала и общность языковая, особенности местного наречия, отличающегося в целом от северокарельского. Связи с остальной карельской территорией были минимальными (сказывалось полное отсутствие дорог). Больше общались с жителями Ругозерской волости, тяготели к Поморью, к Сороке (сейчас Беломорск), где находили работу по найму, занимались рыболовством на Белом море.

Часто эта территория подвергалась разорительным нашествиям со стороны Шведского государства, в состав которого входила и Финляндия. До сих пор сохранились в народе придания о нападении, набегах внешних врагов. Карелы называли их «руоччи».

Близость русских поселений, Соловецкого монастыря имело влияние на карельское население. Известно, что в Маслозерской волости, на озере Муезеро, на острове находился монастырь, основанный преподобным Кассианом. На территории монастыря был построен храм, первый в Северной Карелии, на средства Соловецкого монастыря. Остров, на котором был основан монастырь Троицы живоначальный, считался и до сих пор считается святым, туда совершается паломничество. На острове сохранилась церковь Святого Николая Чудотворца (1602 год), памятник деревянного зодчества, старинная часовня и скит, а в скиту гробница, по приданиям в которой хранились мощи Святого Кассиана. Надругательство над святым местом не проходило безнаказанно. Придания и воспоминания о Троицком монастыре и Николаевском храме дошли до наших дней.

Враги, «руоччи», насмехаются над церковью на острове Троицком, увидев ее издали (с противоположного берега):
«Долго ли ты, церковь, будешь тут стоять-блистать!? Только мы войдем в деревню, не будешь тут стоять…»
И после этого все ослепли

Мне посчастливилось побывать на этом острове. Находится он в труднодоступном месте. От поселка Новое Машезеро на машине по бездорожью до самого узкого места на Муезере, а затем по воде.

Остров предстает перед вами суровым, мрачным. Берега каменистые. Церковь Николая Чудотворца расположилась на поляне, залитой солнцем.

Поражают вековые ели, в три обхвата стволы. Корни, словно огромные пальцы, крепко держат каменную плиту, которая раскололась на две части. По приданию на ней приплыли первые монахи, которые основали монастырь.

Вблизи древний погост с памятниками-столбами, крестов практически нет. Староверство (раскол) в волостях занимало прочные позиции. Чем ближе к Поморью, тем больше среди карельского населения староверов.

У местного населения есть поверье, что остров не каждого подпускает к себе, только с чистыми помыслами. Я бродила между старинными строениями и мысленного рассуждала о том, что эпоха тунгудских карел безвозвратно уходит, оставив нам незначительные доказательства своего присутствия. Когда-то густонаселенные волости, ныне насчитывают менее 10 деревень. В деревне Тунгуда уже не слышна карельская речь. Уходит последнее поколение, которое еще может понимать, но уже не говорит на карельском языке.

Сердцем понимаю, что нужно сохранять память о наших предках. Как вариант это могли бы быть факультативные занятия в школах, по принципу мастер-классов, квестов, на которых можно было бы изучать быт карел, язык, устное творчество. А как думаете вы?

#ТопБЛОГ #РоссияСтранаВозможностей #БольшеЧемПутешествие