Во время обгона не всегда удается правильно определить дальность совершения маневра.
Каждый водитель попадал в ситуацию, когда ему не удавалось вовремя завершить маневр обгона. Неправильно выбранная скорость, недостаточная мощность мотора или плохая видимость не позволяют вовремя опередить транспортное средство, из-за чего приходится оставаться на встречной полосе даже после завершения прерывистой линии. Порой вернуться на свою полосу опасно, а прибегать к экстренному торможению нецелесообразно, потому как сзади могут уже находиться другие участники движения. Приходится ехать только вперед, даже с нарушением правил. Накажут ли сейчас за такой маневр и что сказать сотрудникам ГИБДД, если они пытаются лишить вас прав?
Видел, но ехал по встречке
Как заявлял ранее начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников, «если вы не успели закончить свой обгон до сплошной линии разметки и вернулись в свою полосу уже через сплошную, то инспектор ДПС, зафиксировавший этот маневр, вправе составить протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Это будет грозить вам лишением прав на срок от четырех до шести месяцев или штрафом в размере 5000 рублей».
Дело в том, что нахождение на встречной полосе обгоняющих автомобилей потенциально опасно для других участников движения. Впереди может оказаться пешеходный переход или выезд с прилегающей дороги, где, возможно, находится крупный транспорт или даже спецтехника. Их водители не всегда замечают обгоняющие по встречной полосе автомобили, и есть вероятность возникновения аварийной ситуации, когда они выруливают на трассу. Поэтому водитель должен следить за знаками и за дорожной разметкой, чтобы вовремя завершить маневр обгона и вернуться на свою полосу движения.
Если разметка нанесена по ГОСТу, то сплошная линия начинается не сразу после прерывистой. Между ними, согласно ГОСТ Р 52289–2004, должна размещаться предупредительная линия под обозначением 1.6, представляющая собой удлиняющиеся полосы. Ее минимально допустимая длина в городе должна быть 50 м, а на загородной трассе — 100 м. В этом случае водитель заранее видит, что обгон необходимо завершить, и имеет достаточно времени и пространства, чтобы вернуться на свою полосу.
Если знаки и разметка нанесены в соответствии с ГОСТ, завершение обгона через сплошную будет однозначно расцениваться как нарушение правил и суд обязательно примет сторону обвинителя, руководствуясь постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». В этом документе давались разъяснения, как трактовать подобные случаи.
Ввиду крайней необходимости
Однако бывают случаи, когда не все так однозначно. К примеру, нередко на дорогах отсутствует разметка, а знаки покрыты ветвями и листвой деревьев, из-за чего не видны издалека. Поэтому водитель замечает их в непосредственной близости, когда завершить маневр уже опасно. Если водитель начнет резко тормозить, он рискует создать помеху для других участников движения, которые совершают такой же обгон следом за ним. В итоге, есть риск возникновения аварии. В этом случае водитель просто вынужден завершить маневр через сплошную линию.
На факт «крайней необходимости» можно сослаться при составлении протокола, а также во время судебного разбирательства.
Понятие «крайняя необходимость» есть в КоАП РФ, а также в Уголовном кодексе. Статья 2.7 КоАП РФ содержит следующее ее определение: «не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред». Другими словами, если жизни и здоровью водителя, пассажиров и других участников движения угрожает опасность, то нарушить правила можно.
При этом если знак скрыт кустарником и не читается с дороги, то этот факт необходимо отразить в протоколе. В ГОСТ Р 52289-2004 прямо указано, что «знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т. п.)».
Для того, чтобы защититься в суде, необходимо сфотографировать расположение знака и предметы, создающие помехи для его прочтения. Признать факт крайней необходимости может должностное лицо ГИБДД или суд.