Помните, в Москве была такая улица – Божедомка? В фильме «Место встречи изменить нельзя» она еще упоминалась. А когда-то такие районы можно было найти по всей Руси. Это были места, по-другому называемые скудельницами (местами для скорбных дел), куда в течение целого года стаскивали умерших странников, бездомных, нищих, убогих, неопознанных… Они там по многу месяцев лежали, разлагались, плохо пахли… а один раз в год, накануне Троицы, их всех разом отпевали и хоронили практически в братской могиле.
В Переславле-Залесском божедомье (дом убогих) – самое печальное и мрачное кладбище – прилегало к Сокольей слободе, где выращивали и обучали соколов для царской охоты.
И вот в сей скудельный овраг-божедомку много столетий назад повадился приходить, чтобы не дожидаясь Троицы предавать привозимых туда несчастных земле, обычный монах тогдашнего Горицкого монастыря по имени Даниил.
Это был конец пятнадцатого – начало шестнадцатого века.
...Внезапное возвышение скромного монаха
Рассказывают, что в 1508 году бояре братья Иван и Василий Андреевичи Челяднины, попавшие в немилость к Великому князю Василию Третьему, пригласили монаха Даниила, чтобы тот отслужил молебен об утолении государева гнева. Смиренный монах согласился… и сразу после молитвы к братьям прибыл царский посланник с вестью о возвращении им милости государя. Братья, желая отблагодарить Даниила, помогли ему выкупить землю на Божедомье и собрать деньги на строительство там храма Всех Святых.
А потом братья еще и зарекомендовали Даниила перед Василием Третьим, поведав о его святости и о том, как Бог внимает молитвам монаха. Великий князь проникся, и выдал Даниилу грамоту, свидетельствующую, что никто другой, помимо Даниила, не вправе владеть тем местом.
В том же 1508 году здесь был построен первый деревянный храм во имя всех святых.
...Зарождение обители
Вскоре к новому храму начал собираться народ, пожелавший жить здесь иноческой жизнью. Так на месте бывшей божедомки зародился монастырь.
Но жизнь обители поначалу складывалась непросто. Прежняя скудельница принадлежала Иоанну и Наталье Немчиным и Григорию Изъединову, которые не слишком благосклонно восприняли царский указ и благочестивые намерения насельников новой обители. Доходило до того, что бывшие землевладельцы с оружием в руках прогоняли братию с полевых работ и даже не позволяли выходить из монастырских ворот. Уставшая от сопротивлений и скудости жития братия возроптала на игумена. Даниил уже и сам был бы рад сложить с себя ответственность: ведь община возникла здесь как бы сама собой, он-то изначально желал лишь построить на этом месте храм. Но его матушка, к тому времени монахиня Переславского Вознесенского монастыря, убедила сына не устраняться от участия в жизни обители.
Вскоре от некоторых почитателей труда игумена Даниила начали поступать щедрые пожертвования, и тяжёлые времена для обители постепенно миновали.
Конечно же, первым и самым значимым благотворителем Всехсвятской обители оказался лично Великий князь Василий Третий. А вторым по значимости – родной брат Василия Третьего – Угличский князь Дмитрий Иоаннович. Результатом того стало возведение новых, просторных и гораздо более богато украшенных храмов на месте старых церквей, постройка новых келий и бытовых помещений. Да и житницы монастыря не закрывались для страждущих даже в наиболее голодные годы.
...Кум князю и крестный царю
Когда в 1530 году у Великого князя родился долгожданный наследник, Иоанн Четвертый, Даниила с почестями препроводили в Троице-Сергиев монастырь, где тот стал крестным отцом будущего Грозного государя.
В 1530-1532 годы на средства Василия Третьего, пожертвованные в честь рождения сына, в монастыре возводится каменный храм во имя Живоначальной Троицы с приделом и колокольней – одна из древнейших сохранившихся построек Переславля (3 фото).
Сразу после создания, этот собор стал главным храмом монастыря. Несмотря на небольшие размеры, он отличался монументальностью и изяществом пропорций, а изнутри казался просторнее, чем снаружи (8 фото).
А еще главный собор Данилова монастыря прославился своей фресковой росписью, созданной в 1662-1668 годах артелью известного костромского иконописца Гурия Никитина (7 фото).
Западную стену храма, как и предписывает канон, украсила фреска с изображением страшного суда, а на боковых стенах можно увидеть сцены из истории Лота и его дочерей. Сильное впечатление производит изображение Спасителя, сделанное во весь купол храма.
И до сих пор фрески Троицкого собора считаются одним из самых значительных произведений костромской школы второй половины семнадцатого века, дошедших до нашего времени.
...Развитие обители. Новые храмы
Вскоре после строительства Троицкого храма, в 1696 году, была устроена еще одна каменная церковь, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Святых. Под этой церковью в нижнем этаже устроены были «различные палаты, удобные ко многим службам и потребам монастырским» (7 фото).
Внутри он выглядит, возможно, не так захватывающе, как Троицкой, но внимание к себе привлекает совершенно однозначно (10 фото).
А еще в этом храме находится трапезная, где можно вкуснейше пообедать. И персонал в ней милый и крайне доброжелательный!
...Каменный на месте деревянного
Третий храм обители, о котором нельзя не рассказать – храм Всех Святых, выстроенный на том самом месте, где прежде стояла деревянная церковь, возведенная игуменом Даниилом (4 фото).
Он в день моего приезда был закрыт, и попасть внутрь не удалось.
На самом деле его построили даже раньше, чем церковь Похвалы, в 1687 году, при бывшей монастырской больнице в восточной части монастыря, на месте деревянной Всесвятской церкви и по ее же внешнему образу. Но та версия храма, которую мы видим сейчас, принадлежит более позднему времени: в 1892 году он был обновлен и достроен.
...Времена лихолетья и смутные дни
В Смутное время обители, как и всей Руси, пришлось несладко.
«Въ Переславлѣ стояли Польскіе и Литовскіе люди, Сапѣга съ товарищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и монастырскiя жалованныя грамоты, и вотчинныя крѣпости, изодрали»
Из челобитной архимандрита Корнилия царю Михаилу Федоровичу от 7123 года (1615)
А монастырским вотчинам досталось еще больше. Множество крестьян было убито, остальные разбежались, а пажити и пашни пожжены и потравлены.
По наступлении мира архимандрит обращался с просьбой о возвращении беглых крестьян монастырю. Михаил Федорович в ответ на прошение подписал указ, разрешающий насильное возвращение крестьян на монастырские земли, но приказал при этом строго следить, чтобы возвращались лишь те, чьё прежнее проживание в принадлежащих монастырю вотчинах будет доказано.
...Церковь просвещения
С 1753 по 1788 год в монастыре помещалась Переславская духовная семинария; с 1788 года – Переславское духовное училище. Архимандриты Данилова монастыря почти всегда были и ректорами семинарии. Семинария оставалась в Даниловом монастыре до упразднения Переславской епархии в 1788 году и состояла из пяти школ: риторики, пиитики, грамматики, фары и русской. По ведомости 1758 года всех учеников в семинарии состояло 92 человека.
Из безнадёжных учеников одни помещаемы были в архиерейские певчие, другие же, имеющие свыше 20 лет, не допускаемы были более продолжать дальнейшее учение, и обучались только исправному церковному и гражданскому чтению, нотному пению и церковному уставу, чтобы они с пользою могли занять хотя бы дьяческие и пономарские места.
...Двадцатый век
Последняя служба в Даниловой обители состоялась 5 февраля 1923, а в течение двух последующих недель выселили всех монахов, которых было немного, около 20 человек.
Монастырь был закрыт, а значительная часть утвари, предметы искусства и старины стараниями Переславского историка Михаила Ивановича Смирнова перешла в созданный им музей. Новые власти даже позволили группе верующих, взявших в своё ведение Тихвинский храм над воротами монастыря, забрать вынесенные ранее мощи Даниила.
Конечно, многие из служителей были арестованы или выселены из города. Серебряную раку и около 150 драгоценных предметов забрали в казначейство, с церкви Похвалы сняли купол, а бесценные фрески Троицкого собора заколотили досками. За что, правда, руководство музея подало иск в суд и в прокуратуру. Немыслимое дело!
В тридцатых годах в монастыре расположилась машинно-тракторная станция. Договор с музеем не только не позволял менять что-либо в монастыре, но и обязывал МТС производить там ремонт. В 1937 году на заседании Переславского РИКа постановили «возбудить вопрос перед комитетом по охране памятников старины при Президиуме ВЦИК об исключении Данилова монастыря из списков памятников старины и передаче его для учреждений МТС». К счастью, в этом вопросе МТС потерпела неудачу.
В 1947 году на территории монастыря был открыт лагерь военнопленных, а в 50-м году воинская часть.
...Возвращение
Первая реставрация архитектурных памятников Троице-Данилова монастыря начата лишь в 1960-е годы – здесь работал известный архитектор-реставратор И.Б. Пуришев. В 1980-е годы приступили было к реставрации стенописи собора, однако из-за недостатка средств дело ограничилось лишь пробными расчистками и промывкой некоторых фрагментов. И вот, наконец, в 1993 году монастырь был снова передан Церкви...
Хм... Рассказ получился на удивление длинным, а фотографий оказалось на удивление мало. Впрочем, показал все, что хотел показать. А рассказ... Настолько богата и интересна история обители, что выкидывать из нее ничего не хотелось. И так некоторые главы ее пришлось опустить за нехваткой места и нежеланием навести на читателя скуку.
Тем более что впереди еще несколько рассказов об этом красивом, полном храмов, монастырей (и не только их!) городе.
Всем же тем, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца, традиционные, но совершенно искренние слова благодарности! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами.
А еще - в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории. Ведь продолжение следует...