Найти тему

Абеляр и Элоиза: запретная любовь в монастыре. А была ли любовь?

Их история преподносилась как апофеоз взаимной любви с трагическим завершением и объединением лишь после смерти. Но, возможно, все могло сложиться не так трагично, если бы кто-то из двух влюбленных думал не только о своих интересах?

Элоиза была очень умна, но столь же и наивна

Элоиза, рожденная в 1100 году, была редкой девушкой, хотя бы потому, что в отличие от большинства простонародных женщин того времени получила отличное образование, знала латынь, древнегреческий и древнееврейский языки, читала философские трактаты. Ее воспитывал дядя - каноник собора Богоматери - Фульбер Элоиз. Поощряя тягу девушки к знаниям, ее дядя нанял философа и прославленного главу диалектиков Пьера Абеляра, чтобы тот помог в дальнейшем обучении одаренной Элоизы.

Тут кроется главный просчет заботливого дядюшки, по факту поставившего волка сторожить ягненка.

Пьеру Абеляру было 38 лет и карьера его развивалась успешно, поэтому сначала он не был заинтересован обучать какую-то девушку, пускай и очень одаренную. Но после знакомства с очаровательной 17-летней Элоизой, он поселился в доме Фульбера и стал давать девушке частные уроки. Сколько уж там было научного образования, а сколько соблазнения останется загадкой, но спустя совсем недолгое время дядя узнал о романе учителя и его юной ученицы.

Жан Виньо, «Каноник Фульбер застаёт врасплох Абеляра и Элоизу» Авторство: Jean Vignaud. Heloïsa and AbaelardA Life between Reason and Love, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=122947
Жан Виньо, «Каноник Фульбер застаёт врасплох Абеляра и Элоизу» Авторство: Jean Vignaud. Heloïsa and AbaelardA Life between Reason and Love, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=122947

Закономерно, что Фульбер не стал поощрять столь свободные отношения влюбленных и запретил им видеться. Тут Элоиза обнаружила, что беременна о чем сообщила Абеляру, который, дождавшись отсутствия Фульбера, похитил Элоизу и переодев ее монахиней отправил ее в Бретань к своей сестре. Там же Элоиза родила сына.

Утверждается, что впоследствии Абеляр предлагал Элоизе вступить в брак, за это же выступал и дядюшка. Но Элоиза в письмах утверждала, что брак не пойдет на пользу карьере Абеляра в чтении богословия и философии. Сам Абеляр в это время находился в Париже, продолжая светскую жизнь и ученые труды. Под давлением Фульбера через некоторое время они обвенчались, но сделали это тайно. После бракосочетания супруги разъехались по своим домам. Дядю такое положение скрытного брака не устроило, и тогда Абеляр отвез свою тайную жену в Аржантельский монастырь, оставив ее там в роли послушницы и наказав не постригаться в монахини, так как при определенных потребностях и возможностях он собирался наносить ей визиты.

Ангелика Кауфман. «Прощание Абеляра и Элоизы». до 1780 год. Эрмитаж Авторство: Ангелика Кауфман. The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=153355
Ангелика Кауфман. «Прощание Абеляра и Элоизы». до 1780 год. Эрмитаж Авторство: Ангелика Кауфман. The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=153355

Итак, Абеляр стал периодически навещать свою Элоизу в монастыре, возможно, не только для проведения философских бесед. Закономерно, что это поведение спровоцировало поток грязных сплетен очерняющих имя Элоизы, а заодно и ее дяди, допустившего такое греховное поведение подопечной.

Терпение Фульбера лопнуло и он нанял разбойников, которые поймав незадачливого философа и богослова оскопили его. Подобное наказание было выбрано не случайно: скопцам по каноническим законам нельзя было занимать высокие церковные посты. Так дядя отомстил за поруганную честь Элоизы и погубил столь значимую для Абеляра карьеру, которой он предпочел семейную жизнь.

После случившегося Абеляр принял монашество и ушел в монастырь.

Хотя 18-летняя Элоиза никогда не хотела становится монахиней, узнав, что произошло, она также приняла постриг.

В письмах молодая монахиня горюет не столько о своей загубленной судьбе, сколько печалится за Абеляра: «Зачем я, нечестивая, стала твоей женой, чтобы принести тебе горе? Прими ж мое искупление, которое я добровольно выбираю».

Их ребенка растили родственники и он впоследствии был устроен каноником в Нанте.

Авторство: Jean-Pierre Dalbéra from Paris, France. Héloïse (chapelle de l'Humanité à Paris), CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24672073
Авторство: Jean-Pierre Dalbéra from Paris, France. Héloïse (chapelle de l'Humanité à Paris), CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24672073

Известно, что они вели переписку, которая сохранилась. Однако современные ученые предполагают, что письма приписываемые Элоизе могут быть подложными (созданными несколько позже другими авторами). Абеляр успел написать автобиографичное произведение: "История моих бедствий" с помощью которого их любовная эпопея стала популярна.

Погребены разлученные монастырскими стенами супруги в одной могиле, впоследствии ставшей местом паломничества влюбленных, на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Могила Абеляра и Элоизы на кладбище Пер-Лашез CC BY 2.5: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=506702
Могила Абеляра и Элоизы на кладбище Пер-Лашез CC BY 2.5: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=506702

Несомненно, что Элоиза любила Абеляра, и жертвовала для него всем: своей честью, добрым именем, семейной жизнью и воспитанием ребенка. Была ли ее любовь по-настоящему взаимной? Или же у Абеляра было больше эгоизма и стремлений к построению карьеры, а Элоиза лишь скрашивала его жизнь чувственными удовольствиями? Как Вы считаете?

Благодарю за прочтение!

Лайк и подписка помогают развитию канала, благодарю за них!