Образование — сложное понятие и сложный процесс. Он не ограничивается трансляцией своих знаний и умений с обязательной проверкой усвоенного.
Полноценный образовательный процесс дает ребенку не один, а сразу три результата, и каждый из них подобен сокровищу.
Это умение познавать.
Это умение делать.
И это умение жить с другими людьми.
Возможно, последнее самое сложное. Но почему сегодняшние дети осваивают это умение с таким трудом?
Не потому что в дефиците учитель, способный этому научить? Прежде всего — примером собственной терпимости.
Вспомним Анатоля Франса — «Не будьте справедливы, - будьте терпимы!»
Педагоги с готовностью рассуждают о юношеском максимализме воспитанников, но почти никогда не задумываются об издержках собственного профессионального максимализма.
А ведь именно он мешает по-настоящему увидеть и разглядеть подростка, принять его и вычленить то незначительное, что действительно нуждается в доработке.
И здесь на помощь приходит искусство.
Даже если оно принимает форму игровой формы урока. В игре легче принять и не отвергнуть продуманное назидание учителя.
Но именно снисходительное отношение многих учителей к «легкой» и даже «легкомысленной» форме постижения морали ведет к тому, что у ребенка не всегда получается выработать иммунитет к злу.
Как следствие — общество, в котором царит нетерпимость.