Вероятно лучшее, что оставил после себя СССР - это монументальная культура. Совершенно в разных местах 1\6 части суши можно лицезреть замечательные артефакты прошлого. Со стен домов, заводов и иных построек на нас смотрит то герой, сражающийся с мифическим чудищем, то лицо из иллюминатора, то сияет лик коммунистического бога. Речь, конечно же, о великолепных мозаичных панно. Обратим внимание на этот особый культурный пласт, могущий немало рассказать о нашей культуре и истории.
Советская мозаика - уходящий из повседневности потаённый культурный пласт.
Несмотря на русофобию и борьбу с прошлым, от Калининграда до Сахалина и от Мурманска до горного Бадахшана, по всем бывшим союзным республикам ещё сохраняются тысячи уникальных полотен. Вот неведомые боги передают человеку сакральные знания, космические корабли бороздят просторы вселенной, скачет красная конница или просто узнаётся сцена из жизни и истории.
Когда я вижу подобное, то сразу направляюсь к памятнику и обязательно делаю несколько фото.
Порой, такие панно - это единственная достопримечательность в округе.
Советская мозаика - уникальный в мировом масштабе культурный пласт. С древних времён ничего подобного во вселенной не существовало. Но советские творцы кратно превзошли в мастерстве античных деятелей. Да и объёмы несравнимы.
Я не могу достоверно узнать, откуда в России пошла мозаичная традиция, тем более в условиях марксистской и общемировой деградации культуры и искусства, но беру на себя смелость утверждать, что то был некий разумеющийся ренессанс перед окончательным архитектурным упадком, который мир увидел в конце 20-го века и может наблюдать сейчас. Оклик из тех времён, когда божественное миросозерцание требовало, чтобы всё, окружающее человека в повседневности, было прекрасным, на что не жалели ни сил ни средств.
А может просто не придумали ничего лучше, чтобы хоть как-то скрасить постылые однотипные кварталы из серых панелек, одновременно промыв мозги с помощью ярких образов? Не может быть, отметаем данную мысль!
Расцвет мозаичного советского искусства пришёлся на 60–70-е годы. Кроме прочих, были популярны следующие темы: космос, наука, футуризм-фантастика, технологичность, героизм трудящегося человека, мифы и т.п.
Большое внимание уделялось идеологической работе с населением. Ведь мы и наше мышление - это во многом то, что нас окружает. Отсюда всякие Ленины, Марксы, серпы и молоты с лозунгами.
Но позже всё забылось, поистёрлось и со временем перестало ассоциироваться с идеологией и влиять на умы в отрыве от иных информационных технологий. Теперь мозаики ощущаются как-бы неведомыми артефактами древности, разгадать смысл которых ещё предстоит исследователям будущего.
В отрешённости от реалий нынешних дней и есть прелесть данных артефактов. Между мозаичными сюжетами и современностью раскинулась ментальная пропасть. Прошло-то всего ничего, но советские мозаичные панно воспринимаются как археологические находки, навроде древнеримских фресок или клинописи.
В самом деле, многое из подобного, особенно в заброшенных локациях, как например в Абхазии, напоминает памятники иной цивилизации, над тайной исчезновения которой гадают земляне. В какой-то степени и есть.
Жили некто, строили и творили нечто непонятное и непознанное, боролись с Богом, а потом исчезли. Господь их покарал. Эти некто расщепляли атом, покоряли космос, делали рукотворные моря и дороги из металла, но прошло время, очередная вавилонская башня рухнула, и всё забылось и перемешалось. И поделом! Так будет и со следующим Вавилоном.
Ныне провозглашаются иные ценности и заботы, которые обывателю может и кажутся более прогрессивными, но чего-то всё равно не хватает... хотя бы культуры...
Для меня невообразимо представить, но для большинства - мозаики, как и подобное искусство в целом, представляются ненужными и не воспринимается как нечто ценное и в лучшем случае великолепные шедевры просто стоят и потихоньку осыпаются.
И это далеко не самый плохой сценарий.
Иногда панно просто сбивают, закрашивают, забивают сайдингом. Речь идёт не о русофобствующих Казахстане, Прибалтике и Грузии, где уже почти всё что им надо сломали в 90-е и нулевые, чтобы стереть воспоминания о прошлом.
Повсеместно это делают и в РФ. Даже в родном городе автора, где особо посмотреть не на что, произошёл вопиющий акт вандализма. Данные события события говорят об определённом уровне культуры сапиенсов вообще и власть имущих в частности.
Вот, например, Углич. Гениальная работа. По моему мнению, это самая интересная достопримечательность города. Состояние неудовлетворительное:
Репьёвка, Воронежская область, сфотографировано несколько лет назад - сейчас закрашено в ходе "ремонта".
Бывают и исключения, конечно. Но на общую тенденцию они пока не сильно влияют.
Так что, пока не поздно, спешите проникнуться монументальными советскими мозаиками. С каждым годом эта потаённая культура уходит в историю. Смотрите, пока есть возможность!
Публикуйте в комментариях свои фотографии уличных мозаик, будет интересно посмотреть.
Непостоянная рубрика Другая культура и искусство: