Найти в Дзене

☯ Уравновешивание наполненного и пустого ☯

Говоря об Инь и Ян, многие люди склонны соотносить их с наполненным и пустым. На самом деле, Ян Ченфу говорил: «Важнее всего в Тайцзицюань различать наполненное и пустое». Как мы можем это сделать? Это намного сложнее, чем просто сказать «если вес тела находится на правой ноге, тогда правая нога наполнена, а левая пустая, и наоборот». Мы должны серьезно отнестись к следующим словам: «Люди, которые изучают Тайцзицюань, должны начать с У-цзи, затем они должны обратить особое внимание на Инь, Ян, открытие и закрытие». (Лянь цюань сюй цун у цзи цы, Инь Ян кай хэ жэнь чжэнь цю.) «У-цзи» в данном случае относится к стоянию столбом, особенно к стойке У-цзи, где наш вес равномерно распределен между двумя ногами. Это потому, что Стояние столбом может помочь нам выработать правильное положение тела и внутреннюю силу – основу форм Тайцзи. Пропуск этой базовой тренировки подобен строительству дома без фундамента.

Благодаря выполнению Стояния столбом вы сможете почувствовать, что ваше тело выпрямлено, а главное, соединено в одно целое. Когда вы чувствуете, что ваши ноги прочные и у вас хорошее укоренение, вы начнете узнавать вашу наполненность и пустоту. В стойке лучника ваша передняя нога, которая стоит более прочно (на 60-70%), и через которую вы больше соединены с землей, считается наполненной, а ваша задняя нога, которая стоит не настолько прочно (30 или 40 %), считается пустой. Если вы можете тянуть вверх макушку головы, тогда прочность сможет через корпус достичь ваших рук. Та рука, в которой больше энергии, и которая обычно используется для атаки или нейтрализации, является наполненной, при этом другая рука, которая поддерживает главную руку, является пустой. В вашем корпусе также есть наполненность и пустота. Когда ваша правая нога наполнена, то правая сторона поясницы или вся правая сторона корпуса (если вы хорошо умеете заставлять поясницу и грудную клетку работать как единое целое) также наполнена. То же самое применительно к левой ноге и левой стороне поясницы. Мы используем поясницу (или даже лучше – корпус) и ноги, чтобы вести руки, которые могут быть в зависимости от ситуации наполненными или пустыми, не обязательно такими же как корпус и ноги.

Важно, чтобы устойчивость в теле присутствовала во время нашей практики (Пожалуйста, отметьте, что вы при этом должны быть очень расслаблены. Устойчивость не означает жесткость или напряженность.), так как это самый лучший путь изучения вашей наполненности и пустоты. Когда устойчивость исчезает, и вы не чувствуете, что вы соединены с землей, тогда вы не сможете их распознать. Вы можете отрегулировать положение тела, чтобы исправить этот дефект. (Более подробно об этом читайте в моей статье под названием «Сущность приемов для корпуса в стиле Чень» в журнале «Тай Чи» за декабрь 1999г.)

Знание вашей наполненности и пустоты важно. Еще лучше, если вы можете иметь пустоту в наполненности и наоборот (это означает, что наполненное и пустое существует в одно и то же время и в одном и том же месте), потому что они легко сменяют друг друга. Чтобы достичь этого, прежде всего мы должны сохранять промежность округлой. В стойке лучника, если мы используем наше заднее бедро, чтобы двигать переднее колено слегка вперед (очень маленькое движение), мы можем чувствовать, что наша промежность округлена (иногда анус может сжиматься, чтобы послать Ци в макушку головы), и наши ноги соединены вместе в одно целое. Тогда мы можем менять нашу позицию очень легко – мы можем шагнуть вперед или отступить в любое время. (В стойке «Обхватить дерево» нам достаточно согнуть бедренные суставы и колени, чтобы соединиться с землей, а затем держать промежность округлой, чтобы мы могли перейти от Узци к Тайцзи.)

Если мы разведем в стороны локти (это не значит, что их надо поднимать), чтобы сбалансировать лево и право, наши руки могут соединиться, и мы сможем почувствовать, что обе наши руки стали единым целым. Это полезно в свободном поединке или в толкающих руках, так как мы можем двигать одну руку, чтобы атаковать (или толкнуть) оппонента, а другая рука помогает двигать переднюю руку. И наоборот, передняя рука может быстро двигаться назад и выбрасывать вперед для атаки заднюю руку. Хорошим примером является, когда в боевой ситуации, где мы стоим в боевой стойке (как обратная стойка лучника, но немного выше для большей мобильности) с правым кулаком впереди, а левым позади, мы наносим удар по оппоненту правой рукой. Если мы делаем это посредством поворота поясницы (влево) и движения левого кулака назад, чтобы выдвинуть вперед правый кулак, наш удар рукой будет более взрывным. В Синьи-цюань это называют «Передняя рука наносит удар, а задняя рука выбрасывает силу». Затем мы можем быстро повернуться направо и двинуть назад правую руку, чтобы сделать удар левой рукой. Две наших руки могут двигаться таким способом вперед и назад столько, сколько мы захотим. Мы можем применять ту же технику во время выполнения Туй-шоу (Толкающих рук). Чередование наполненного и пустого подобное этому может запутать нашего оппонента и дать нам преимущество.

Чередование наполненного и пустого выполняется от поясницы. Мы поворачиваемся, чтобы перенести вес, сменяя наполненное и пустое, и таким образом совершаем все наши движения. Мы не двигаемся вперед или назад, чтобы сделать движение, мы только поворачиваем нашу поясницу. Даже Ян Ченфу в его «Десяти важных указаниях» написал: «Наполненное и пустое меняется, и это основано на поворачивании поясницы». К сожалению, не многие практикующие обращают на это внимание. (Они обычно двигаются вперед, чтобы толкнуть, и двигаются назад, чтобы сделать откат или др., вместо поворачивания для этого поясницы.)