Найти тему

Как работает психика

Часть 2

Слово «психика» происходит от древне-греческого ψῡχικός, что означает «душевный, жизненный». То есть это область, отражающая душевные процессы человека. Ученые посвятили изучению психики тысячи исследований и выдвинули много концепций ее устройства, в которых попытались объяснить, как различные психические процессы связаны друг с другом, с физиологией человека и с его жизнью.

Еще широко известный академик И.П. Павлов в начале ХХ века связывал работу психики с высшей нервной деятельностью человека. Примерно в то же время появились первые ученые-психологи, рассматривающие психику как совокупность сознательных и бессознательных процессов в его мыслях и чувствах, определяющих поведение. К 1970-м годам на стыке психологии, неврологии и физиологии сложилась нейропсихология, которая изучает мозговые механизмы работы психики.

Если попытаться вывести некое универсальное понимание психики с позиции психологии, то под психикой понимают в целом субъективное отражение человеком объективного мира. Происходит это отражение на основе природных и приобретенных свойств, с помощью которых человек регулирует свое поведение и взаимодействует с миром.

Природные свойства – это психофизиологическая конституция человека: особенности его нервной системы, определяющие темперамент и скорость протекания психических процессов – ощущения, восприятия и более сложных, приобретаемых в процессе развития памяти, воображения, речи, мышления, воли и т.д.

Приобретенные свойства – это то, что формируется в процессе нашего познания мира: способы восприятия, образ мышления, эмоциональные реакции на происходящие события и поведенческие мотивы в той или иной ситуации – именно так складывается наш характер, наши поведенческие модели и наша способность решать жизненные задачи, продуктивно взаимодействуя с людьми.

Все приобретенные свойства в той или иной мере отражают наш опыт взаимодействия со средой, в которой мы живем и развиваемся. Достаточно вспомнить сюжет всем известной сказки Р. Киплинга «Маугли», чтобы понять, как формирование человека зависит от его окружения. Растущий человек неосознанно впитывает то, что происходит вокруг. Эта неосознанность чаще всего сохраняется и у взрослых, потому что ими начинает руководить уже ранее приобретенный опыт, который «отпечатывается» в наших нейронных связях мозга. Например, если в детстве ребенку постоянно говорили, что он тупой или бестолковый, то это с большой вероятностью сформирует у него стрессовую автоматизированную установку «Я тупой и бестолковый», сопровождающуюся такими эмоциями, как страх, тревога, обида и столь же автоматизированными рефлекторными реакциями тела (учащенный стук сердца, «сжатие» на мышечном уровне, тремор рук). И эти реакции будут активизироваться автоматически всякий раз, когда возникнет ситуация, заставляющая уже взрослого человека чувствовать себя тупым и бестолковым, более того, он начнет заранее тревожиться, боясь таких ситуаций. И все это будет происходить без участия сознания, просто случаться само по себе, часто доводя до психосоматических диагнозов. А психика будет еще изобретать защитные механизмы, чтобы вытеснить поглубже неприятный опыт, который заставляет неважно себя чувствовать, потому что ее задача - обеспечить нам как можно более безболезненное выживание. Но от этого имеющийся опыт никуда не денется, а будет руководить вами из глубин подсознания.

Здесь самое время вспомнить о том, что же такое подсознание, которое часто сравнивают с подводной частью айсберга, тогда как надводная часть ассоциируется с сознанием. Фактически, подсознание и есть та часть психики, в которой все процессы протекают без участия сознания, автоматизировано. В самой известной теории психоаналитика З. Фрейда, посвятившего изучению психики почти полвека, подсознанием называется инстинктивная часть, определяющая поведение человека. Это и базовые животные инстинкты, обеспечивающие наше выживание, это и вытесненный негативный опыт, наподобие приведенного выше случая. Эту часть Фрейд называет «Оно», тогда как сознательную часть, которой мы управляем, он называет «Я». Выделяется также сверхсознательная часть психики, называемая «Сверх-Я» - в ней отражена система социальных норм среды обитания человека, его представлений о морали, этике и нравственности. И чем больше конфликтов у человека между его подсознательным опытом, собранным в «Оно», и его «Супер-Я», тем больше он страдает, и тем менее адаптивен он к жизни и менее продуктивен его жизненный путь. Можете сами судить, как это влияет на качество жизни.

Понятно, что на природные свойства мы с вами практически не можем повлиять. А вот приобретенные, даже собранные в бессознательном поле, вполне поддаются осознанию и перепрограммированию. Практическая психология именно этим и занимается, и делает это в первую очередь с помощью осознания неосознанного – ключевого инструмента для изменений.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить, как именно соприкосновение с практической психологией может изменить нашу психику и качество нашей жизни: https://zen.yandex.ru/id/6284b2ed697039369c5242bb