Успех дебютного альбома – The Hurting (1983) стал для Tears for Fears испытанием медными трубами. Лейбл, понимая заинтересованность публики в получении новой продукции от группы, давил на музыкантов, чтобы те поскорее приступали к записи нового материала.
Так в ноябре 1983 года был выпущен сингл The Way You Are, который должен был задать новое направление, но по словам Роланда Орзабала стал тупиком. В результате песня, не достигла чартовых успехов и не попала на второй альбом группы, оставшись внеальбомным синглом.
Курт Смит:
Выпуск The Way You Are был ошибкой, я не думаю что мы группа ориентированная на синглы. Мы всегда рассматривали альбом, как единое целое, больгую музыкальную пьесу, разделённую на композиции, поэтому выпуск одной композиции, не вписанной в контекст полностью противоречил нашему подходу.
Настоящая работа над тем, что в будущем станет Songs from the Big Chair стартовала в начале 1984 года, в домашней студии клавишника Йена Стэнли.
Первое к чему стремилась группа – уйти от камерности дебютного альбома, и сделать новый альбом более открытым, экстравертным.
Крис:
После The Hurting мы прекрасно понимали, что это очень замкнутая пластинка. Будем откровенны, это концептуальный альбом и он по сей день мне очень нравится, но это был тихий альбом, и я думаю, что после него мы поняли, что хотим стать больше в плане звука, не пренебрегать гитарами, шумными барабанами, и стать чуть более напыщенными и гордыми.
В августе 1984 года публике был представлен настоящий первый сингл с новой пластинки – Mothers Talks – рок, фанк и электроника слились в едином порыве.
Дэйв Бейтс (менеджер):
Эта песня стала поворотным моментом. Я помню, как все диджеи на радио говорили: что с ними случилось? Все были ошеломлены этим новым дерзким звуком.
Роланд, написавший песни в соавторстве в Йеном Стэнли относится к ней скептически, и открыто признаёт, что она ему не нравится, и это была его непохожая попытка изобразить Talking Heads, а первым синглом её выпустили исключительно потому что она была единственным законченным новым треком на тот момент.
Но важность композиции в истории Tears for Fears даже вечный скептик Орзабал не отрицает, и её роль действительно значима, поскольку Mothers Talks, не смотря на свой скромный успех (14-е место в чарте UK) открывала миру новых Tears For Fears.
Помимо звука перемены произошли и в продюсерской команде группы. Дебютный альбом вместе с Крисом Хьюзом продюсировал Росс Каллум, но ко второму релизу Хьюз занял продюсерское кресло единолично, а заодно привёл в команду звукорежиссёра Дэйва Баскомба.
Бейтс, вспоминая о приходе Баскомба в команду, говорил, что на тот момент у Дейва за спиной не было практически ни одной работы в качестве звукорежиссёра, но он сразу вписался в коллектив и был надёжным и верным работником.
Ещё одним человеком, сыгравшим немалую роль, как в истории Tears For Fears, так и в альбоме Songs from the Big Chair был уже упомянутый клавишник Йен Стэнли.
Роланд:
Коммуникация между Хьюзом и Стэнли и их творческое противостояние было очень важным элементом альбома.
Курт:
Йен всё время был в студии, даже когда мы упирались в какой-то творческий тупик, Йен продолжал возиться с песней и выводил нас из творческого ступора.
Крис:
Альбом создавался в основном Роландом, Йеном и мной, я не умоляю роль Курта, он то появлялся, то исчезал, но в решающий момент всегда был рядом, но общий тон записи задавали мы втроём.
Именно Йен Стэнли первым сообщил о том, что у Роланда появилась новая песня, которую все должны обязательно услышать. Когда Орзабал появился в студии и с помощью драм-машины и синтезатора пропел Shout, shout, Let it all out, все были заворожены. Курт попросил бросить всё чем они занимались и просто взять и записать эту песню.
Всё что на тот момент было это незаконченный припев, но хитовый потенциал этих строчек видели все. Работа над композицией заняла около трёх месяцев, а прорыв случился, когда Роланд и Курт уехали на съёмки клипа Mothers Talk. Авторами прорыва были Стюарт и Хьюз, имея шесть минут хронометража они постоянно добавляли в аранжировку всё новые и новые элементы. Хьюз особенно отмечает гитарное соло, наличие которых в то время в подобной музыке считалось моветоном (собственно поэтому музыканты его и добавили).
Подобные студийные наслоения были привычным для группы методом работы. Так придуманная Йеном Стэнли под впечатлением от саундтрека к фильма Счастливого рождества мистер Лоуренс, фортепьянная The Working Hour превратилась в помпезную софт-балладу. Это единственный трек, в авторах которого указан барабанщик группы – Мэнни Элиас.
Курт подчёркивает, что The Working Hour это тот редкий случай, когда ему нравится, как в аранжировку вписался звук нелюбимого им саксофона. А на саксофоне здесь не абы кто, а сам Мел Колинз, игравший и с The Rolling Sotnes и на моём любимом сольнике Ричарда Райта – Wet Dream.
Усилия окупились с лихвой, Shout стала хитом № 1 (признавайтесь, кто думал что это песня Depeche Mode?) и по сей день остаётся визитной карточкой группы, хоть и не отображает её музыкального многообразия.
Альбом вышел в конце февраля 1985 года, почти через три месяца после успеха Shout, но интерес к новой работе Tears for Fears был невероятно велик, так что группу ждал успех (второе место в Великобритании и первое в США).
Очень точно момент успеха описал в своих воспоминаниях Курт Симт:
Однажды, когда мы играли в Pacific Amphitheatre в Коста-Меса, Калифорния, было около 15 000 человек, и это было наше первое большое шоу в Лос-Анджелесе. Еще до того, как мы вышли на сцену, играла фонограма песни Listen, а там был большой холм, из-за которого показались три вертолета, все с большими прожекторами. Пока играет музыка, эти три вертолета появились из-за холма и начали зависать над аудиторией и освещать публику этими огнями. И когда мы взяли первый аккорд Mothers Talk, они полетели дальше — это был такой рок-н-рольный момент!
Но давайте ещё немного поговорим о песнях.
Одной из своих любимых песен на альбоме Роландр Орзабал называет вдохновлённую Робертом Уайеттом – I Believe. Мягкая проникновенная композиция разбавляла плотное звучание альбома, а в будущем на концертных шоу стала одним из треков, в которых музыканты позволяли себе импровизационные партии.
Когда I Believe в несколько изменённой версии вышла на сингле в Британии под названием I Believe (A Soulful Re-Recording) на стороне B Орзабал представил песню лидера Soft Machine - Sea Song, а на оригинальном виниловом конверте с синглом было указано Dedicated to Robert Wyatt (If he's listening).
В будущем на концертах группы эту композицию будет исполнять Олета Адамс, звезда следующего альбома – The Seeds of Love, материал о котором есть на канале:
Раз уж мы коснулись би-сайдов, то скажу сразу – скрытых сокровищ среди них нет, в основном это странные инструментальные зарисовки, написанные Роландом, который, по собственном признанию, тогда слишком много слушал Art of Noise.
На второй стороне сингла Shout представлена композиция Big Chair, интересная в основном тем, что от неё и получил название альбом.
В этот инструментал вмонтированы диалоги из телефильма «Сибил» (1976), рассказывающего историю жизни женщины, страдающей множественным расщеплением личности. Тот самый Big Chair – это стул в кабинете психотерапевта, сидя на котором Сибил рассказывает о своём несчастном детстве.
Собственно из этого можно предположить и смысл названия альбома. Название кстати придумал и в итоге пролоббировал Роланд, потому что кроме него оно не нравилось никому, Курт хотел назвать альбом The Working Hour.
Empire Building – би-сайд сингла Mothers Talk – инструментальная шумелка.
Из авторских песен в качестве би-сайда появилась только When In Love with a Blind, построенная на том же мотиве, что и The Working Hour.
Возвращаясь к альбомным композициям нельзя пройти мимо медитативной Listen, основным автором которой являлся Стэнли. Эмбиентная воздушная композиция идеально вписывается в финал альбома, а в гитарной партии я прямо слышу Дэвида Гилмора.
Последним попавшим на альбом треком стал ещё один супер-хит Tears for Fears – Everybody Wants to Rule the World. Роланд написал её на акустической гитаре и считал безделушкой, в которой нет потенциала, но за композицию вступились Смит и Хьюз, которые выдели в ней будущий хит. Сопротивления Роланда удалось сломить благодаря его жене, которой тоже очень нравилась песня, а отказать любимой супруге Орзабал не мог. В итоге песня стала одной из самых простых на альбоме, по сравнению с долгостроем Shout работа над Everybody Wants to Rule the World заняла шесть дней – мгновение по меркам Tears for Fears.
Очень рад появлению этой песни был и Дейв Бейтс, который вечно повторял, что группе нужен хит для автомобилей, чтобы можно было гнать по хайвэю, разрезая воздух выставленной в окно ладонью и на полную громкость слушать песню.
Не оставим без внимания связку Broken/Head over Heels/Broken (reprise).
Гитарно-фанковая Broken к моменту релиза Songs From the Big Chair уже могла быть известна поклонникам группы, которые в 1983 году приобрели сингл Pale Shelter, потому что стороной B на нём была композиция We Are Broken, которая после изменений и дополнений получила название Broken.
Но это ещё не всё, именно из риффа Broken выросла Head Over Heels, после чего и было принято решение объединить их в этакий песенный микроцикл внутри альбома. Бейтс считает Head Over Heels одной из величайшей поп-песней и удивлён, что какой-нибудь ушлый продюсер не превратил её в хит для бойз-бенда, а Олета Адамс называла её очень крутой вещью.
Альбом получил признание как слушателей так и прессы. Очень точно выразился журналист Джонни Уоллер из Sounds, написав, что музыканты создали новый шедевр с более мягким вокалом, заманчивыми мелодиями и менее резкими в сравнении с дебютником ритмами и назвал пластинку великолепной поп-музыкой.
Альбом ознаменовали резкое взросление музыки группы, уход от синти-попа, с которым она (несправедливо) ассоциировалась после дебюта, и переход к более сложной и умной поп-музыке, которая идеально передал дух времени середины 80-х.
С момента релиза альбома прошло почти 40 лет, но и сейчас, некоторые песни слушаются, как созданные в не времени. Да, что-то явно устарело и теперь звучит как реликт тех времён (прим. – не значит, что это плохо), но в целом альбом пережил своё время.
Крис Хьюз считает этот альбом лучшим из тех, что он делал. Если на The Hurting он жалел, что с точки зрения звука они что-то не доделали или сделали не так, то на Songs таких моментов нет.
Роланд, как собственно и всегда, говорит, что он уже давно не слушал альбом и вряд ли будет, но считает его знаковой записью.
Курт более словоохотлив, он не считает Songs лучшей записью группы (таковой он называет песню Sowing The Seeds of Love), но Songs точно самая приятная и расслабленная из всех сделанных коллективом записей (по состоянию на 2014 год), в связи с которой у него нет негативных воспоминаний.
Другие материалы о Tears for Fears на канале: