Коллектив Джона Мэйолла Bluesbreakers можно смело окрестить кузницей кадров для британской музыкальной сцены. Эрик Клэптом, Питер Грин, Мик Тэйлор, Джон МакВи, Киф Хартли, Мик Флитвуд, Дик Хэксталл-Смит и многие другие - всех их объединяет участие в Bluesbrealers в тот или иной период существования коллектива.
Сейчас сам Мэйолла фигура для белого британского блюза фигура чуть ли не сакральная, крёстный отец и серый кардинал в одном лице, но осенью 1966 года ситуация в его коллективе была далека от идеалистической.
Выпущенный в июле 1966 года Blues Breakers with Eric Clapton стал первым коммерческим успехом коллектива. О роли Клэптона в этом успехе можно дискутировать, но факт остаётся фактом, Bluesbreakers заметили.
Сам Клэптон ещё до выхода альбома уже был звездой и надписи на стенах" "Клэптон - Бог" подтверждали этот статус, поэтому стороннику внутригрупповой дисциплины Мэйоллу (которому на тот момент было уже 33 года) было нечем сдерживать молодого выскочку (Эрику был 21 год).
В августе 1965 Эрик сорвался с места и отправился в трёхмесячное путешествие в Грецию, оставив своего шефа без гитариста. Не желая срывать намеченные выступления Джон рекрутировал в свои ряды девятнадцатилетнего Питера Грина.
Грин очень хотел остаться в Bluesbreakers, но успел отыграть с ними только несколько концертом, потому что блудный Эрик неожиданно вернулся и Питера выставили за дверь.
Как оказалось не надолго. Ещё до выхода альбома Blues Breakers with Eric Clapton мистер "медленная рука" ушёл из коллектива окончательно, чтобы наконец уступить место Грину.
К тому моменту резюме Грина включало членство в Shotgun Express вместе с молодым Родом Стюартом, будущим клавишником Them/Camel Питером Барденсом и барабанщиком Миком Флитвудом.
Джон:
Я думаю, что большинство людей поймут, какие трудные времена нам предстояли после замены признанного мастера блюзовой гитары Эрика Клэптона в моей группе. Кого бы мы не взяли на это место он тот час стал бы объектом критики. Однако Питер Грин взял на себя эту работу и сумел выдержать бурю. Поначалу он звучал копировал Клэптона, что вполне естественно, поскольку ему приходилось играть текущий репертуар, который был известен слушателю именно в исполнении Эрика, и переход к новому материалу должен был быть постепенным.
Ещё одной кадровой заменой был барабанщик. Хьюи Флинт ушёл к Алексису Корнеру, а на его место рассматривался Эйнсли Данбар.
С Данбаром мы встречались совсем недавно в истории о дебютном альбоме группы Journey.
Но была вероятность что Данбар попадёт в коллектив к другому гитаристу - Джимми Хендриксу, который как раз собирал состав.
Как позже рассказывал Чес Чендлер, когда Джими Хендрикс искал подходящего барабанщика, Эйнсли Данбар и Митч Митчелл в равной степени претендовали на эту работу. Не имея возможности выбирать между Данбаром и Митчеллом, Хендрикс и Чендлер решили вопрос подбрасыванием монеты, и Данбар вернулся в The Bluesbreakers, чтобы сформировать ритм-секцию с Джоном МакВи.
Опасения Джона насчёт критики в адрес нового гитариста оправдалась, публика не желала даже видеть никого кроме Клэптона, куда уж там слушать, но Грин и его босс стойко выдерживали неприязнь и готовились доказать, что Питер не просто техническая замена, а самостоятельная творческая единица.
Легенда гласит, что, когда группа прибыла в студию Decca на свою первую сессию без Клэптона, продюсер Майк Вернон не знал, что он не придет, а Джон небрежно объявил, что нашел кого-то такого же хорошего.
Первоначальный скептицизм фанатов был преодолён страстной, но при этом экономной в части извлечения количества нот в секунду игрой, которая передавала широкий спектр эмоций с минимумом уловок и ухищрений.
Дебют Грина состоялся на сингле Looking Back/So Many Roads с каверами на Джонни "Guitar" Уотсона и Отиса Раша. И даже через секцию духовых слышно, что Грин чувствует себя в новом амплуа достаточно уверено, So Many Roads тому пример.
Но сингл был лишь разминкой, пора было браться за новый материал.
В то время как большинство его сверстников концентрировались на кавер-версиях великих американских блюзовых исполнителей, репертуар Мэйолла состоял в основном из его собственных композиций, в которых умело сочетал блюзовые идиомы с авторским чувством.
Не стал исключением и альбом A Hard Road, из четырнадцати оригинальных треков которого восемь принадлежит его перу, а два - The Same Way и замечательнейший инструментал The Supernatural перу Питера Грина (что в два раза больше, чем авторский вклад Клэптона в прошлый релиз).
Джон:
Питер выступил в роли лидер-вокалиста в You Don’t Love Me и в своей собственной композиции «The Same Way». А его игра на гитаре особенно хорошо представлена в The Stumble и в The Supernatural, которую он написал специально для включения в этот LP.
Помимо отмеченных выше композиций группа записала трек Грина Evil Woman Blues, который, увы, в окончательный трек лист не попал, но позже выходил на антологиях и сборниках Джона Мэйолла.
В части аранжировок Джон использовал все классические блюзовые фишки: губную гармошку (треки: It’s Over, Leaping Christine, You Don’t Love Me) духовую секцию (Another Kinda Love, Someday After Awhile) и фортепьяно (A Hard Road и Hit The Highway).
В времена осенних сессий 1966 года были записаны ещё два, не попавших в окончательный трек-лист альбома, кавера Джей Би Ленуара: Mama, Talk To Your Daughter и Alabama Blues.
К середине ноября сессии завершились и альбом отправился на стадию пост-продакшена, но уже к концу осени Bluesbreakers вновь вернулись в студию чтобы записать EP со звездой американского блюза Полом Баттерфилдом.
Пластинка на тот момент стала одним из самых востребованных релизов Мэйолла, поскольку по условиям контракта была реализована только в Великобритании и поклонники Баттерфилда из США, несмотря на отсутствие на EP материала самого Пола, готовы были выложить за неё немалые деньги.
Собственно было за что. Запись невероятно энергичная, с тем самым духом блюзовой спонтанности, а губная гармошка Баттерфилда в авторском треке Джона Eagle Eye.
Релиз альбома состоялся 17 февраля 1967 года, но до этого музыканты успели записать и выпустить ещё один неальбомный сингл с Sitting in the Rain Джона на стороне А и гриновской Out of Reach на стороне Б.
Сам альбом, украшенный обложкой авторства лидера коллектива занял в итоге 10 место в Великобритании и доказал, как критикам так и слушателям, что The Bluesbreakers без Эрика Клэптона способны на не меньшие достижения.
Впереди группу ждали большие трудности, в частности конфликт с её лидером, который закончился тем, что Мэйолл запишет полностью сольный The Blues Alone, а оставшиеся музыканты две композиции Грина: инструментальный джазовую Greeny
и прото-металлическая Curly (витает дух Blue Cheer),
и одну авторства Грина/Данбара с мощнейшим барабанным соло.
В том же 1967 году Грин и МакВи создадут Fleetwood Mac, а Данбар The Aynsley Dunbar Retaliation и новые Bluesbrealers уже будут другими, и хотя Грин ещё поработает с Джонов в 1968, а МакВи примет участие в реюнион-концерте 1982 года воссоединение состава A Hard Road так и не состоится.
Но тот год, который они провели вместе оставил нам много замечательной музыки, как верно заметил журналист Скотт Шиндер:
Музыка, которую Джон Мэйолл и Питер Грин создали вместе, сохраняет свою первоначальную страсть, являясь вечным свидетельством талантов этих двух уникальных музыкантов.