Найти тему
Фонотека в кармане

John Mayall and Bluesbreakes - A Hard Road, 1967 (история альбома)

Джон Мэйолл. 1967 год.
Джон Мэйолл. 1967 год.

Коллектив Джона Мэйолла Bluesbreakers можно смело окрестить кузницей кадров для британской музыкальной сцены. Эрик Клэптом, Питер Грин, Мик Тэйлор, Джон МакВи, Киф Хартли, Мик Флитвуд, Дик Хэксталл-Смит и многие другие - всех их объединяет участие в Bluesbrealers в тот или иной период существования коллектива.

Сейчас сам Мэйолла фигура для белого британского блюза фигура чуть ли не сакральная, крёстный отец и серый кардинал в одном лице, но осенью 1966 года ситуация в его коллективе была далека от идеалистической.

Выпущенный в июле 1966 года Blues Breakers with Eric Clapton стал первым коммерческим успехом коллектива. О роли Клэптона в этом успехе можно дискутировать, но факт остаётся фактом, Bluesbreakers заметили.

Сам Клэптон ещё до выхода альбома уже был звездой и надписи на стенах" "Клэптон - Бог" подтверждали этот статус, поэтому стороннику внутригрупповой дисциплины Мэйоллу (которому на тот момент было уже 33 года) было нечем сдерживать молодого выскочку (Эрику был 21 год).

В августе 1965 Эрик сорвался с места и отправился в трёхмесячное путешествие в Грецию, оставив своего шефа без гитариста. Не желая срывать намеченные выступления Джон рекрутировал в свои ряды девятнадцатилетнего Питера Грина.

Грин очень хотел остаться в Bluesbreakers, но успел отыграть с ними только несколько концертом, потому что блудный Эрик неожиданно вернулся и Питера выставили за дверь.

Питер Грин
Питер Грин

Как оказалось не надолго. Ещё до выхода альбома Blues Breakers with Eric Clapton мистер "медленная рука" ушёл из коллектива окончательно, чтобы наконец уступить место Грину.

К тому моменту резюме Грина включало членство в Shotgun Express вместе с молодым Родом Стюартом, будущим клавишником Them/Camel Питером Барденсом и барабанщиком Миком Флитвудом.

Джон:

Я думаю, что большинство людей поймут, какие трудные времена нам предстояли после замены признанного мастера блюзовой гитары Эрика Клэптона в моей группе. Кого бы мы не взяли на это место он тот час стал бы объектом критики. Однако Питер Грин взял на себя эту работу и сумел выдержать бурю. Поначалу он звучал копировал Клэптона, что вполне естественно, поскольку ему приходилось играть текущий репертуар, который был известен слушателю именно в исполнении Эрика, и переход к новому материалу должен был быть постепенным.

Ещё одной кадровой заменой был барабанщик. Хьюи Флинт ушёл к Алексису Корнеру, а на его место рассматривался Эйнсли Данбар.

С Данбаром мы встречались совсем недавно в истории о дебютном альбоме группы Journey.

Но была вероятность что Данбар попадёт в коллектив к другому гитаристу - Джимми Хендриксу, который как раз собирал состав.

Эйнсли Данбар
Эйнсли Данбар

Как позже рассказывал Чес Чендлер, когда Джими Хендрикс искал подходящего барабанщика, Эйнсли Данбар и Митч Митчелл в равной степени претендовали на эту работу. Не имея возможности выбирать между Данбаром и Митчеллом, Хендрикс и Чендлер решили вопрос подбрасыванием монеты, и Данбар вернулся в The Bluesbreakers, чтобы сформировать ритм-секцию с Джоном МакВи.

Опасения Джона насчёт критики в адрес нового гитариста оправдалась, публика не желала даже видеть никого кроме Клэптона, куда уж там слушать, но Грин и его босс стойко выдерживали неприязнь и готовились доказать, что Питер не просто техническая замена, а самостоятельная творческая единица.

Легенда гласит, что, когда группа прибыла в студию Decca на свою первую сессию без Клэптона, продюсер Майк Вернон не знал, что он не придет, а Джон небрежно объявил, что нашел кого-то такого же хорошего.

Первоначальный скептицизм фанатов был преодолён страстной, но при этом экономной в части извлечения количества нот в секунду игрой, которая передавала широкий спектр эмоций с минимумом уловок и ухищрений.

Дебют Грина состоялся на сингле Looking Back/So Many Roads с каверами на Джонни "Guitar" Уотсона и Отиса Раша. И даже через секцию духовых слышно, что Грин чувствует себя в новом амплуа достаточно уверено, So Many Roads тому пример.

Джон МакВи
Джон МакВи

Но сингл был лишь разминкой, пора было браться за новый материал.

В то время как большинство его сверстников концентрировались на кавер-версиях великих американских блюзовых исполнителей, репертуар Мэйолла состоял в основном из его собственных композиций, в которых умело сочетал блюзовые идиомы с авторским чувством.

Не стал исключением и альбом A Hard Road, из четырнадцати оригинальных треков которого восемь принадлежит его перу, а два - The Same Way и замечательнейший инструментал The Supernatural перу Питера Грина (что в два раза больше, чем авторский вклад Клэптона в прошлый релиз).

Джон:

Питер выступил в роли лидер-вокалиста в You Don’t Love Me и в своей собственной композиции «The Same Way». А его игра на гитаре особенно хорошо представлена ​​в The Stumble и в The Supernatural, которую он написал специально для включения в этот LP.

Помимо отмеченных выше композиций группа записала трек Грина Evil Woman Blues, который, увы, в окончательный трек лист не попал, но позже выходил на антологиях и сборниках Джона Мэйолла.

В части аранжировок Джон использовал все классические блюзовые фишки: губную гармошку (треки: It’s Over, Leaping Christine, You Don’t Love Me) духовую секцию (Another Kinda Love, Someday After Awhile) и фортепьяно (A Hard Road и Hit The Highway).

В времена осенних сессий 1966 года были записаны ещё два, не попавших в окончательный трек-лист альбома, кавера Джей Би Ленуара: Mama, Talk To Your Daughter и Alabama Blues.

К середине ноября сессии завершились и альбом отправился на стадию пост-продакшена, но уже к концу осени Bluesbreakers вновь вернулись в студию чтобы записать EP со звездой американского блюза Полом Баттерфилдом.

Пластинка на тот момент стала одним из самых востребованных релизов Мэйолла, поскольку по условиям контракта была реализована только в Великобритании и поклонники Баттерфилда из США, несмотря на отсутствие на EP материала самого Пола, готовы были выложить за неё немалые деньги.

Собственно было за что. Запись невероятно энергичная, с тем самым духом блюзовой спонтанности, а губная гармошка Баттерфилда в авторском треке Джона Eagle Eye.

Релиз альбома состоялся 17 февраля 1967 года, но до этого музыканты успели записать и выпустить ещё один неальбомный сингл с Sitting in the Rain Джона на стороне А и гриновской Out of Reach на стороне Б.

Сам альбом, украшенный обложкой авторства лидера коллектива занял в итоге 10 место в Великобритании и доказал, как критикам так и слушателям, что The Bluesbreakers без Эрика Клэптона способны на не меньшие достижения.

Обложка альбома
Обложка альбома

Впереди группу ждали большие трудности, в частности конфликт с её лидером, который закончился тем, что Мэйолл запишет полностью сольный The Blues Alone, а оставшиеся музыканты две композиции Грина: инструментальный джазовую Greeny

и прото-металлическая Curly (витает дух Blue Cheer),

и одну авторства Грина/Данбара с мощнейшим барабанным соло.

В том же 1967 году Грин и МакВи создадут Fleetwood Mac, а Данбар The Aynsley Dunbar Retaliation и новые Bluesbrealers уже будут другими, и хотя Грин ещё поработает с Джонов в 1968, а МакВи примет участие в реюнион-концерте 1982 года воссоединение состава A Hard Road так и не состоится.

Фото из буклета CD A Hard Road
Фото из буклета CD A Hard Road

Но тот год, который они провели вместе оставил нам много замечательной музыки, как верно заметил журналист Скотт Шиндер:

Музыка, которую Джон Мэйолл и Питер Грин создали вместе, сохраняет свою первоначальную страсть, являясь вечным свидетельством талантов этих двух уникальных музыкантов.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.