Сергей Яременко
Олимпийские чемпионки Пекина Анна Щербакова и Камила Валиева в субботу выступили в лектории общества "Знание" на мероприятии VK Fest в Москве и Сочи. Самые яркие высказывания фигуристок в материале РИА Новости Спорт.
"Если бы не получилось у Тутберидзе — закончила бы с фигурным катанием"
Камила Валиева рассказала, что хочет максимально долго продолжать спортивную карьеру, а потом будет "слушать" себя.
"Задумалась бы насчет актерского мастерства, — поделилась Валиева планами на будущее после завершения карьеры. — Думала об этом после Олимпиады. Мне нравится что-то играть — новые роли или сниматься в фильмах. Может, тренером стать. Много всего интересного. Хочу попробовать профессионально позаниматься танцами. Уже пробовала разные стили, было интересно продолжить. Это что-то вдохновляющее".
На Олимпиаде в Пекине Валиева помогла сборной России занять первое место в командном турнире, но после этой победы выяснилось, что допинг-проба фигуристки от 25 декабря 2021 года оказалась положительной. Спортивный арбитражный суд (CAS), несмотря на апелляции Международного олимпийского комитета, Международного союза конькобежцев (ISU) и WADA, допустил россиянку до личного турнира Игр. В индивидуальном турнире Валиева заняла четвертое место. Вспоминая об этом, фигуристка не смогла сдержать слез.
"Могу отметить два момента. На короткую программу выходила с пониманием, что в меня столько людей верят. Там было пусто, но поддержка чувствуется. Буквально порхала. В конце сказались эмоции. На произвольной почему-то именно в тот момент почувствовала, будто я одна. Это очень плохо. Уже на старт вышла, было видно по глазам, что страх окутал. Тем не менее хочу очень всех поблагодарить, потому что плакала каждый день. Видела очень много поддержки. Просто спасибо", — заявила фигуристка.
Рассказывая о своем тренере Этери Тутберидзе, Валиева назвала ее "жесткой и требовательной".
"Конечно, она жесткая, требовательная. Как тренер может быть иным? Этери Георгиевна часто смотрит по тебе - как выходишь на лед. Если видит, что включился в работу, общается спокойно, шутит. А если витаешь в облаках, она пытается тебя взбодрить. Одна пропущенная тренировка - шаг назад. Она за нас волнуется и хочет, чтобы мы развивались. Лет в 12 после первых побед я поняла, зачем этим занимаюсь. У Этери Георгиевны видела девочек, которые делают за тренировку 500 прыжков, а я только 100. Я была в шоке!" — рассказала Валиева.
"До прихода к Этери Георгиевне у меня был разговор с мамой об окончании карьеры. Получился не самый удачный сезон, и как раз появилась возможность поступить. Родители ставили вопрос о нужности фигурного катания. Я сказала, что мне это нужно до мозга костей. Мама ответила: "Давай пробовать". Мы понимали, что если не получится у Этери Георгиевны, то закончу с фигурным катанием", - призналась олимпийская чемпионка.
Валиева не стала отвечать на вопрос об отношениях с коллегами по группе Тутберидзе Анной Щербаковой и Александрой Трусовой.
"Я не хочу отвечать на этот вопрос, это личное", — сказала она.
"На Олимпиаде я была в лучшей форме за сезон"
Победительница личных соревнований на Олимпиаде в Пекине Анна Щербакова заявила, что в данный момент считает себя человеком, который пробует что-то новое в жизни.
"Кто я? Это глобальный вопрос. Если бы его задали мне на полгода раньше, в любое время моей спортивной карьеры — ответила бы, что я фигуристка, которая на тренировках сделает все, чтобы добиться поставленных целей. Сейчас я человек, который ищет себя, пробует что-то новое, учится на своих ошибках. Радуюсь каждому дню. Передо мной огромные возможности и я стараюсь их использовать", — заявила Щербакова.
Фигуристка допустила, что в будущем станет тренером.
"Хочу получить образование тренера, — сказала Щербакова. — Хочу, чтобы у меня была возможность попробовать себя в качестве тренера. Не говорю, что уже все решила — я в поиске будущего. Подала документы на заочное отделение в физкультурный университет. Второе образование хочу в отвлеченной сфере, несвязанное с фигурным катанием. Чтобы была альтернатива. Я разносторонний человек — мне многое интересно".
Чемпионка Олимпиады рассказала, что родители всегда напоминали ей про важность учебы.
"Никто в семье не был профессиональным спортсменом, — заявила Щербакова. — Родители были сосредоточены на учебе, закончили МГУ. Всегда образование было на первом месте. Никогда не было планов на профессиональную карьеру для нас с сестрой. Отдавали нас в спорт для общего развития. Мне всегда давали понять, что учеба на первом месте, и если надо будет выбирать между фигурным катанием и учебой — надо выбирать учебу. Когда поняли, что фигурное катание не просто увлечение — учили совмещать учебу и спорт. Никогда не давали возможность сделать выбор только в пользу спорта. Учеба всегда была важна — за это спасибо родителям".
"Знаю много историй, что родители так увлечены спортом, что порой не замечают желаний ребенка. Толкают его, удовлетворяя свои амбиции. Меня же родители никогда не пытались тренировать — тренер есть на льду. Родители просто поддерживали морально", — добавила фигуристка.
Рассказывая про отношения с Камилой Валиевой и Александрой Трусовой, Щербакова призналась, что их сложно назвать лучшими подругами, но девушки нормально общаются после тренировок.
"У нас в коллективе сложились максимально правильные отношения. Это не значит, что мы лучшие подружки, но мы общаемся вне тренировок. Обсуждаем любые темы — можем что-то подсказать по тренировкам. Конфликтов не возникает. Все понимают, что каждый работает на свой результат. Этот вид спорта учит быть тебя немного эгоистом, но Этери Тутберидзе учит нас уважать тех, кто находится вместе с тобой на льду", — сказала фигуристка.
"Когда (Алена) Косторная и Трусова ушли к (Евгению) Плющенко, не было мысли, что теперь все внимание ко мне, — вспоминает Щербакова. — Конечно, рабочий процесс изменился. В их внутренние моменты я не вмешивалась — это было их решение. В первое время мне было тяжело перестроиться, оттого что внимания тренеров стало больше, ни за кем не скроешься. У меня тогда не было прямых конкурентов на тренировках, но было много сильных юниоров. Через пару месяцев мы нашли необходимый подход".
"Когда Косторная и Трусова вернулись, все было как в тумане. Резко и неожиданно. Я в этом никакого участия не принимала, но это влияло на мою жизнь, на тренировки. В первые дни я была немножко в шоке. В то же время мне стало как-то спокойнее — все вернулось к привычной атмосфере, наработанной годами", — добавила фигуристка.
Щербакова тяжело переживала факт невключения в состав сборной России на командный турнир Олимпиады.
"Если говорить максимально честно, очень эмоционально приняла то, что меня не включили в командный турнир. Следующие дни были очень тяжелыми морально. Меня спасали тренировки. Остальное время была в своих мыслях — очень расстраивалась и переживала. Тяжело было найти мотивацию. А на тренировках работала с еще большей злостью. Меня это спасало", — сказала Щербакова.
"На Олимпиаде я была в своей лучшей форме за сезон. Делала все для этого. Прекрасно справлялась с четверными, и это добавляло уверенности. Понимала, что сильно волноваться не стоит. В день произвольной понимала, что проживаю день, который все решит. Он проходил насколько идеально, что ничто не заставляло меня нервничать. Спокойно готовилась. Повезло, что Олимпиада не застала меня врасплох. Опыт предыдущих лет накопился, и в Пекине мне его хватило. Всегда знала, что мне нужно это делать. Очень довольна тем днем. Особенно его завершением", — заявила чемпионка Пекина-2022.