Найти в Дзене
Пыльный микрофон

"Письмо с фронта": почему в послевоенные годы была запрещена известная картина

Картина, которая прославила художника Александра Локтионова на весь мир, пожалуй, является его самым известным, самым узнаваемым полотном. А все потому, что люди видят в ней необычайную реалистичность и аутентичность.

Полотно "Письмо с фронта", законченное мастером в 1947 году, ныне занимает достойное место в Третьяковской галерее. Вместе с передвижными экспозициями оно объездило всю Европу. Сам мастер написал несколько копий этого полотна.

Кроме того, каждому советскому школьнику этот шедевр был знаком по учебникам литературы. Тем не менее, у "Письма с фронта" довольно непростая судьба. Картина художника-соцреалиста могла и вовсе никогда не увидеть свет. А все потому, что совсем не понравилась чиновниками Министерства культуры в далекие послевоенные годы.

Но почему жесткая советская цензура забраковала это полотно?

Художник Александр Иванович Локтионов родился в 1910 году в Ростове-на-Дону. Наш герой окончил Ленинградскую академию художеств, где его наставниками были Исаак Бродский и Игорь Грабарь. В отличие от других молодых художников первой половины 20-го века, Локтионов не тяготел ни к футуризму, ни авангардизму. Мастер выбрал для своих картин сложный и трудоемкий жанр реализма.

"Переезд на новую квартиру"
"Переезд на новую квартиру"

Вот почему все свои полотна Александр Иванович создавал долгие месяцы. На картину "Письмо с фронта" так и вовсе ушло 4 года. Примечательно, что к Локтионов начинал создавать свой шедевр, ему было 33 года. Как говорят в народе – возраст Христа. Но в советское время не верили в Бога. В то время верили в светлые идеалы коммунизма, в Родину, партию и вождя.

Когда началась Великая отечественная война, Локтионов вместе с семьей уезжает в эвакуацию в Самарканд, а оттуда в небольшой городок Загорск. Сюжеты своих полотен художник не придумывал и не создавал искусственно. Их диктовала сама жизнь.

"Летом 1951"
"Летом 1951"

Однажды летним солнечным днем 1943 года, Александр Иванович заметил фронтовика, идущего по пыльной дороге провинциального города. Не было никаких сомнений, что служивый был ранен, а после реабилитации в госпитале решил навестить родные края. Но не с пустыми руками, а с заветными треугольничками выцветшей от солнца бумаги. То были письма его земляков, которые продолжили освобождать Родину от фашистских захватчиков.

Служивый спросил у Локтионова адрес к конкретному дому, и сразу же создал вокруг себя ажиотаж. Это радостные дети и женщины побежали к солдату в надежде получить весточку от родного человека. Всем хотелось узнать, что их отец, муж или брат жив и здоров, и что он скоро вернется с фронта домой.

Локтионов, недолго думая, потянулся за холстом и кистью. Это был идеальный сюжет для реалистичной картины советского тыла. Но, чтобы воссоздать сюжет в мельчайших деталях, нужны были не только натурщики, но и натура – много солнца и света, который пробивается сквозь распахнутые двери и дает простой советской семье надежду.

Однако в тех краях солнечные дни были большой редкостью, поэтому Локтионов писал свое полотно долгих четыре года.

Ну а когда закончил, война уже отгремела. К сожалению, не всем фронтовикам, которые писали письма родным, удалось вернуться домой. Много советских солдат полегло на полях той войны, освобождая Европу от фашизма.

Прежде чем выставить законченную картину в одном из залов Третьяковки, художнику предстояло пройти жесткий отбор цензоров. Но чиновникам от культуры это полотно показалось "компрометирующим" советский строй. Иностранцы будет ходить на экскурсию в Третьяковку и наблюдать за жизнью советских семей. А там сплошная серость, обшарпанные стены, провалившийся пол, заношенная одежда на людях. Негоже выставлять тружеников тыла в таком неприглядном виде!

-4

Тем не менее, картину не запретили, а лишь повесили на задворки знаменитой галереи. Куда-то в тамбур. Каково же было удивление Локтионова, когда цензоры сменили гнев на милость. Оказалось, что к "Письму с фронта" ходили толпы посетителей. Люди часами стояли у этого реалистичного шедевра и украдкой вытирали слезы.

Оценил это полотно и сам Сталин, наградивший художника своей именной премией.