Понятие «общественное здоровье» имеет свою историю. Его возникновение связано с развитием социальной гигиены в период бурного роста капитализма. C развитием производства и ростом городов неизбежно увеличивалась заболеваемость рабочих, и возрастал риск эпидемий. Общественное здоровье рассматривалось просветителями, как связь здоровья социального и биологического, и оно считалось залогом прогресса и счастья общества.
В конце XIX в. в развитых капиталистических странах сложились благоприятные условия для развития гигиены и формирования здравоохранения. В социальном плане этому способствовали, с одной стороны, возрастающая потребность капиталистического производства в сохранении здоровой квалифицированной рабочей силы, а также потребность армии в сохранении здоровья солдат. С другой стороны – усиливающаяся классовая борьба пролетариата. В медицинском отношении на это влияли успехи естествознания и медицинской науки, триумфальное шествие бактериологии с ее концепцией о причинах и путях распространения заразных болезней, внедрение экспериментального направления в гигиене.
Буржуазное общество было заинтересовано в решении ряда неотложных гигиенических задач. Например, оно поддерживало осуществление конкретных мероприятий и создание научно-исследовательских учреждений. Вместе с тем происходило строительство водопроводов, канализации и других санитарных сооружений.
Но светлые времена прогрессивности капитализма давно прошли. В связи с этим изменилась роль медицины в жизни общества. Мало что осталось от доктора-просветителя, образ которого рисовал Чернышевский в романе «Что делать?».
В эпоху монополистического капитализма отрицательные черты медицинского дела проявляются все сильнее. Они находят выражение в деятельности и общественной позиции определенной группы врачей.
Еще в период расцвета промышленного капитализма в 1848 г. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что буржуазия превратила врачей, равно как и представителей других профессий, в своих платных наемников и лишила их «священного ореола». Это определение в еще большей степени сохраняет силу в период империализма, подтверждением чего служит доклад секции гигиены Лиги наций, представленный в 1929 г. профессором анатомии Венского университета Ю. Тендлером. Он писал: «В современных экономических условиях врач внешне, но только внешне, работает как человек свободной профессии. На деле же врач – это мелкий лавочник, мелкий предприниматель, который торгует здоровьем доверившихся ему больных… Из этого получается моральное падение, которое тем быстрее, чем сильнее потребность врача в деньгах».
С тех пор картина значительно ухудшилась. Врач буржуазного общества поставлен в такие условия, что вопросы гуманизма его профессии и интересы больного приносятся в жертву коммерческому чистогану, а медицина превратилась в бизнес. Особенно ярко эта тенденция нашла проявление в медицине США – бастионе современного капитализма. Провозгласив свободное предпринимательство, большинство американских врачей объединились в могущественную организацию – Американскую медицинскую ассоциацию (АМА), которая выступает против любой попытки улучшить систему здравоохранения и вмешательства федеральных и местных властей во взаимоотношения между врачом и пациентом. Эта организация создала огромные специальные фонды, которые используются для блокирования и провала любого узаконивания, направленного на улучшение медицинского обслуживания.
Врачи вступают во взаимное сотрудничество, организуют замкнутый круг врачебной помощи, в котором больные становятся безропотными жертвами организованного бизнеса. В этот круг входят специалисты разных профилей, которые комплексно навязывают ненужные услуги, что ведет к подорожанию приема.
Стремление к наживе обусловливает возрастание гонораров врачей. В начале 70-х годов в США за осмотр пациента терапевтом взимался гонорар минимум 10 долларов, за визит к окулисту для подбора очков – 15-29 долларов, за анализ крови – 10-25 долларов, за рентгеноскопию – 15-25 долларов. За пятидневное пребывание в больнице и операцию по поводу аппендицита пациент должен был платить около 650 долларов. Лечение перелома бедра в больнице обходилось около 3700 долларов, операции на легком – 2500 долларов, грыжи – около 1200 долларов, шестидневное пребывание в родильном доме – не менее 600 долларов. Отметим, что годовой доход низкооплачиваемой американской семьи в то время составлял 2500 долларов.
Будучи заинтересованными в сохранении доходов, врачи США выступают против расширения выпуска квалифицированных медиков. Благодаря усилиям АМА в стране длительное время регистрируется 13-14 врачей на 10 000 населения. Хотя население США в 1970 г. составляло 85% населения СССР, число врачей (309 000) там было в 2 раза меньше, чем в СССР.
Врачи в капиталистических странах распределены неравномерно. В сельскохозяйственных штатах США этот показатель снижается до 8 специалистов на 10 000 населения. В гетто крупных городов очень часто нет ни одного врача. Мнение многих деятелей частного предпринимательства в медицине о якобы имеющемся своего рода «перепроизводстве» врачей не имеют ничего общего с действительностью. Например «перепроизводство» отмечается только там, где концентрируется основная масса врачей в погоне за прибылями, то есть в кварталах богачей, где больные могут оплачивать все возрастающую медицинскую помощь.
В результате успехов социалистической системы здравоохранения в СССР были достигнуты колоссальные успехи в укреплении здоровья всего населения. Обобщающим итогом является увеличение продолжительности жизни с 32 лет накануне первой мировой войны до 70-73 лет в конце 60-х – начале 70-х годов. Детская смертность достигла самого низкого в мире уровня.
В 70-е годы в наиболее развитых капиталистических странах, которые по важнейшим показателям экономического развития обгоняли дореволюционную Россию на 100-150 лет, структура заболеваемости была похожа на структуру заболеваемости в СССР. Этот факт используется буржуазными теоретиками для утверждения о якобы одинаковой эффективности медицины в капиталистическом и социалистическом государстве.
Однако, во-первых, не учитывается, что социалистическая система смогла добиться высоких показателей здоровья во много раз быстрее, чем капиталистическая. Во-вторых, капиталистическая система обеспечила свое относительное благополучие за счет эксплуатации колоний и трудящихся своих стран. В-третьих, буржуа манипулируя средними показателями, не учитывают значительных различий в здоровье неоднородных классовых групп и социальных прослоек населения своих стран.
Сущность теории медицины в современном буржуазном обществе - отрицание значения социальных факторов в распространении болезней и утверждение биологического неравенства между представителями разных общественных групп. Все эти теории направлены на обоснование неизменяемости природы человека средствами социального воздействия, а следовательно, неизменяемости существующего капиталистического строя. Они выполняли и выполняют социальный заказ монополистической буржуазии.
После развала СССР российский капитализм развалил бесплатную советскую медицину. На замену ей постепенно внедряется медицина платная, коммерческая. Отсюда «оптимизация» штата врачей, сокращение числа бесплатных поликлиник и больниц, а также мизерные расходы на здравоохранение. Всё это сулит увеличение прибыли для капиталистов. Здоровье же простых россиян находится под серьезной угрозой.
По итогам 2020 года естественная убыль населения в России по сравнению с 2019 годом выросла более чем в 2 раза: с 316,2 тысячи до 688,7 тысячи человек.
Снижение численности населения страны, высокий уровень смертности от ряда заболеваний и несчастных случаев, невысокая продолжительность жизни, низкое качество жизни вследствие высокого числа хронических заболеваний, алкоголизации и наркотизации населения - вот закономерный итог деградации медицины в эпоху кризиса капитализма.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.
#фотон #общество #политика #медицина #капитализм #врачи