Как-то раз, в ответ на мои рассказы про марксизм, один мой приятель заявил, что всё это не научно, устарело, да и вообще лженаука. Давайте сдержим на этот раз ответ «расскажи это Китаю» и чуть развёрнутей разберёмся, так ли это или нет.
I Наука ли марксизм?
Наука – это систематически развёрнутое в понятиях знание. Где начало есть неразвитый результат, а результат есть развёрнутое начало. Если мы посмотрим в марксизм, мы найдём в нём несколько систем знаний.
Философия марксизма – диалектический материализм – материализм, обогащённый диалектикой Гегеля. Посмотрим в диалектику: в «Науке логики» Гегель исходит из начала, чистого бытия, и, выводя категорию из категории, идёт к результату – абсолютной идее. Все категории выведены из начала и, наоборот, в каждой категории содержатся все предшествующие. В диалектике мы наблюдаем систему знаний в чистейшем виде.
Рассмотрим марксистскую политэкономию. Любой, взявший в руки Капитал и прочитавший чуть больше нескольких страниц, убедится, что началом у Маркса является товар как элементарная форма богатства капиталистических обществ, и из товара весь капитализм следует и выводится Марксом. Система знаний в Капитале Карла Маркса налицо, можно взять любую категорию Капитала и разглядеть в ней это начало – товар.
Давайте ещё посмотрим на исторический материализм – диалектический материализм, в применении к изучению развития общества. Исторический материализм показывает, как из одной общественной формации развивается другая вследствие роста производственных сил: как в результате общественного разделения труда первобытное коммунистическое общество разлагается на антагонистические классы: занятых производством рабов и получающих от этого производства жизненные блага рабовладельцев. На смену рабовладельческому строю пришёл феодализм, который сменился капитализмом, но общее в этом изменении сохранялось: классы-антагонисты, один из которых живёт за счёт эксплуатации другого, рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и капиталисты; вся история развития общества – это история классовой борьбы, которая всегда, через череду революций и контрреволюций, приводит к установлению общества нового прогрессивного типа. Но «существование классов связано лишь с определёнными фазами развития производства»: как рабовладельческое общество раскололо людей на классы, как феодальное общество признало рабов предыдущей формации не живыми орудиями, а людьми, как буржуазное общество разрушило сословные границы, так прогрессивное коммунистическое общество разрушит классовые границы капитализма.
Помимо диалектики, исторического материализма и политэкономии есть ещё куда посмотреть в марксизме, но мы на этом остановимся, сказав, что марксизм – это наука, потому что он есть система знаний. Хотите обсудить более детально? – добро пожаловать в комментарии.
II Что там с истинностью?
Дальше, хотелось бы убедиться в истинности марксизма. Истина – это соответствие понятия объекту и объекта понятию. В нашем случае нужно будет проверить 1) насколько верно описывает марксизм окружающую действительность капитализма, 2) насколько верные рецепты марксизм предлагает для осуществления общественного прогресса, 3) насколько верно марксизм предугадывает общество нового типа.
Нам повезло, у нас есть перед глазами обширный исторический пример такого общественного преобразования с подробнейшим описанием Владимира Ильича Ленина в 55 томах сочинений. Из тома в том Ленин предстаёт последовательнейшим марксистом: предвестником, исследователем, подготовителем, создателем и ведущим работником рабочей партии России. Той партии, которая в единстве с рабочим классом была действующим лицом всех русских революций, прошла в авангарде страны путь от абсолютной монархии к советской республике и стала в этой борьбе основным выразителем надежд трудящихся. Другими словами, Ленин, применяя и развивая теорию марксизма, на практике сумел добиться предсказанных теорией результатов предсказанными теорией средствами – смены общественно-экономической формации с капиталистической на прогрессивную коммунистическую путём пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. Значит, верны наши пункты 1) и 2).
После Революции тоже всё согласно теории – переходный период от капитализма к социализму: многоукладная экономика, в которой в результате именно за счёт конкурентного преимущества социалистического способа производства остальные уклады были вытеснены; «революция в деревне» – коллективизация, индустриализация – и в итоге, благодаря мощному социалистическому рывку вперёд, одержана победа во второй мировой империалистической войне.
Диалектическая логика нам подсказывает, что в любом становлении есть два неразрывных противоположных момента – бытие и ничто. В становлении социализма, в этой конкретной борьбе социалистического бытия и ничто, победило бытие – стало наличное бытие социализма. Но и сам социализм – это тоже становление, становление полного коммунизма, это борьба за полное уничтожение классов со всеми возможными буржуазными пережитками, «родимыми пятнами», старого строя. Эта борьба ведётся (так же, как и до революции, и во время переходного периода) всеми трудящимися под руководством пролетариата – класса городских фабрично-заводских промышленных рабочих. Именно в этом смысл диктатуры пролетариата.
Советы, с выборами по трудовым коллективам, с возможностью отзыва депутатов, – это форма диктатуры пролетариата; через советы власть постоянно обновляется из трудящихся. По Конституции СССР 1936 года, выборы в советы стали проводиться по территориальным округам вместо коллективов, ушла возможность отзыва депутатов, голосование стало прямым и тайным. По сути, случился переход от советской к парламентской республике, а государственная власть и советы оторвались от самого рабочего класса. Это в итоге стало предпосылкой реставрации капитализма, ведь власть – это диктатура, и если эта диктатура – не пролетариата, то это диктатура буржуазии, потому что других классов, способных осуществлять диктатуру, в капиталистическом обществе нет. А если это диктатура буржуазии, то начался переходный период от социализма назад к капитализму. И вот, в этом конкретном становлении победило ничто – отрицание бытия. И стало ничто социализма, отрицание бытия социализма, – капиталистическое бытие. Входит, что и наш пункт 3) тоже верен.
Итак, подытоживая: марксизм прошёл проверку практикой и пролетарской революции, и буржуазной контрреволюции, а именно практика – критерий истины теории. Таким образом, марксизм – истинная наука.
III Актуальность старости
Хотелось бы так же разобраться насчёт устаревания марксизма. Тут нужно сразу оговориться, что вместе с обществом развивается и марксизм: современный марксизм уже давно марксизм-ленинизм, да и после Ленина были и есть учёные-теоретики, внёсшие вклад в науку марксизма-ленинизма.
Заоконная реальность в преломлении исторического материализма такова: мы живём в эпоху всемирного загнивания капитализма и перехода общества к социализму. Да, в СССР в борьбе победило ничто, но есть Китай, где идёт становление – переход от капитализма к социализму.
В России за окном мы видим капитализм, но, как диалектики мы его видим капитализмом, который сменится социализмом вновь. Поэтому, раз у Ленина получилось такую смену организовать и провести, то актуальны и наука, которой он руководствовался, и его вклад в эту науку, его опыт и наследие.
* * *
Что же в итоге? Марксизм-ленинизм есть актуальная, истинная наука, прошедшая проверку революциями и контрреволюциями. Марксизм-ленинизм есть единственный и неизбежный путь к прогрессивному коммунистическому обществу. Для приближения неизбежного светлого будущего необходимо каждому самостоятельно уделять время изучению марксизма-ленинизма как науки и действовать практически согласно изученной теории.
Разумеется, невозможно сказать всё о столетнем периоде истории и тысячах страницах теории в двух словах. А значит, к сказанному выше можно многое добавить – у нас для этого есть комментарии под записью.
Товарищ Андрей, группа Свободное время
p.s.
Дадим несколько определений к понятиям, использующимся в тексте.
Классы – классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Диктатура пролетариата – научное латинское историко-философское выражение, обозначающее, что только определённый класс, а именно городские фабрично-заводские промышленные рабочие в состоянии руководить все массой трудящихся и эксплуатируемых во всей борьбе за полное уничтожение классов.
Коммунизм – это общество, которое основано на общественной собственности на средства производства.
Социализм – это коммунизм в первой фазе. От полного коммунизма социализм отличается тем, что у социализма есть ещё «родимые пятна» капитализма в экономическом, нравственном и умственном плане.