Найти тему
Субъективный путеводитель

Неповторимый облик БАМа. Кто что построил во всесоюзном проекте?

Одна из самых впечатляющих особенность Байкало-Амурской магистрали, стройка которой была поистине ВСЕСОЮЗНОЙ - это "шефские" станции. Столицу БАМа строила Москва:

Добавьте описание
Добавьте описание

И главная улица Тынды называется Красная Пресня, а многоэтажки московских серий странно смотрятся на фоне тайги и хрустального неба:

Добавьте описание
Добавьте описание

Ленинградцами построен Северобайкальск в Бурятии с самым, пожалуй, зрелищным вокзалом магистрали и широкими проспектами между домов-кораблей:

Добавьте описание
Добавьте описание

Третья столица БАМа, главная станция его восточной части - Новый Ургал в Хабаровском крае:

Добавьте описание
Добавьте описание

Его строила Украина, в основном Киев и Донбасс:

Добавьте описание
Добавьте описание

Совсем рядом, чуть западнее - Алонка, наследие Молдавии:

Добавьте описание
Добавьте описание

Беларусь своей станции не имела, но совместно с Латвией создавала Таксимо - крупнейшую станцию между Тындой и Северобайкальском у начало дороги на золотое Бодайбо.

Добавьте описание
Добавьте описание

Прибалтика старалась держаться западнее. В соседнем Новом Уояне, который строила Литва...

Добавьте описание
Добавьте описание

...впечатляет архитектура не столько вокзала, сколько посёлка, пожалуй самого уютного в БАМии:

Добавьте описание
Добавьте описание

Чуть западнее - станция Кичера, детище Эстонии:

Добавьте описание
Добавьте описание

По соседству с ней - Ангоя, которую построил Азербайджан:

Добавьте описание
Добавьте описание

А потому здесь так:

Добавьте описание
Добавьте описание

Гейдар Алиев на поздних этапах курировал бамовскую стройку и в 1984-м торжественно открывал магистраль. Видимо поэтому у 3 республик Закавказья на БАМе по 2 станции, 5 из которых сосредоточены к западу от Северо-Муйского перевала. Азербайджанский ещё Улькан:

Добавьте описание
Добавьте описание

Армяне даже сюда привезли розовый туф. Ими построены первая за Леной станция Звёздная (изначально - Таюра):

Добавьте описание
Добавьте описание

И Кюхельбекерская у подножья Северо-Муйского хребта:

Добавьте описание
Добавьте описание

Ещё больше впечатляют розовотуфовые дома, которые странно смотрятся без вулканических плато, глубоких каньонов и древних острокупольных монастырей:

Добавьте описание
Добавьте описание

Дар Грузии - Ния:

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

И Икабья - это та самая шестая станция вдали от остальных, в самой середине Горного БАМа, да и самая высокогорная (более 1км над уровнем моря) на нём:

Добавьте описание
Добавьте описание

Она расположена соседству с Новой Чарой, которую можно назвать Вершиной БАМа - самой далёкой и холодной:

Добавьте описание
Добавьте описание

Её строил Казахстан:

Добавьте описание
Добавьте описание

И сама Новая Чара действительно похожа на городок, затерянный где-то в степях между Карагандой и Жезказганом. С севера ней нависает самый высокий и суровый на Становом нагорье хребет Кодар, с юга - Удокан, сказочно богатый рудами. Там есть, например, третье по величине в мире (!) месторождения меди, где теперь строится ГОК, и самая сложная в России, но заброшенная Чинейская железная дорога.

Добавьте описание
Добавьте описание

Узбекистан строил Куанду, где уложили символическое "золотое звено":

Добавьте описание
Добавьте описание

Туркмения отметилась станцией Ларба около Тынды:

-24

Таджикистан - самой восточной из перечисленных станцией Солони, и лишь Киргизия в БАМовском шефстве почему-то совсем не представлена:

-25

Немало интересного построили и регионы России - вот например станция Постышево под шефством Новосибирской области.

-26

Обратите внимание, что вокзалы не испоганены сайдингом в корпоративных цветах, хотя распространяться по России эта напасть начала как раз с ДВЖД. Там, где сайдинг всё же есть - сохранены украшения и колористика. Вроде бы у вокзалов нет охранного статуса - но может их берегут старые бамовцы в железнодорожном начальстве?