Одна из самых впечатляющих особенность Байкало-Амурской магистрали, стройка которой была поистине ВСЕСОЮЗНОЙ - это "шефские" станции. Столицу БАМа строила Москва:
И главная улица Тынды называется Красная Пресня, а многоэтажки московских серий странно смотрятся на фоне тайги и хрустального неба:
Ленинградцами построен Северобайкальск в Бурятии с самым, пожалуй, зрелищным вокзалом магистрали и широкими проспектами между домов-кораблей:
Третья столица БАМа, главная станция его восточной части - Новый Ургал в Хабаровском крае:
Его строила Украина, в основном Киев и Донбасс:
Совсем рядом, чуть западнее - Алонка, наследие Молдавии:
Беларусь своей станции не имела, но совместно с Латвией создавала Таксимо - крупнейшую станцию между Тындой и Северобайкальском у начало дороги на золотое Бодайбо.
Прибалтика старалась держаться западнее. В соседнем Новом Уояне, который строила Литва...
...впечатляет архитектура не столько вокзала, сколько посёлка, пожалуй самого уютного в БАМии:
Чуть западнее - станция Кичера, детище Эстонии:
По соседству с ней - Ангоя, которую построил Азербайджан:
А потому здесь так:
Гейдар Алиев на поздних этапах курировал бамовскую стройку и в 1984-м торжественно открывал магистраль. Видимо поэтому у 3 республик Закавказья на БАМе по 2 станции, 5 из которых сосредоточены к западу от Северо-Муйского перевала. Азербайджанский ещё Улькан:
Армяне даже сюда привезли розовый туф. Ими построены первая за Леной станция Звёздная (изначально - Таюра):
И Кюхельбекерская у подножья Северо-Муйского хребта:
Ещё больше впечатляют розовотуфовые дома, которые странно смотрятся без вулканических плато, глубоких каньонов и древних острокупольных монастырей:
Дар Грузии - Ния:
И Икабья - это та самая шестая станция вдали от остальных, в самой середине Горного БАМа, да и самая высокогорная (более 1км над уровнем моря) на нём:
Она расположена соседству с Новой Чарой, которую можно назвать Вершиной БАМа - самой далёкой и холодной:
Её строил Казахстан:
И сама Новая Чара действительно похожа на городок, затерянный где-то в степях между Карагандой и Жезказганом. С севера ней нависает самый высокий и суровый на Становом нагорье хребет Кодар, с юга - Удокан, сказочно богатый рудами. Там есть, например, третье по величине в мире (!) месторождения меди, где теперь строится ГОК, и самая сложная в России, но заброшенная Чинейская железная дорога.
Узбекистан строил Куанду, где уложили символическое "золотое звено":
Туркмения отметилась станцией Ларба около Тынды:
Таджикистан - самой восточной из перечисленных станцией Солони, и лишь Киргизия в БАМовском шефстве почему-то совсем не представлена:
Немало интересного построили и регионы России - вот например станция Постышево под шефством Новосибирской области.
Обратите внимание, что вокзалы не испоганены сайдингом в корпоративных цветах, хотя распространяться по России эта напасть начала как раз с ДВЖД. Там, где сайдинг всё же есть - сохранены украшения и колористика. Вроде бы у вокзалов нет охранного статуса - но может их берегут старые бамовцы в железнодорожном начальстве?