Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Бомбардировка,осуществлённая советскими лётчиками в 1941 году, которая стала шоком для нацистов. Как организовали и провели?

Через месяц после вступления на нашу территорию, день в день, немецкая авиация впервые массово бомбила Москву. Йозеф Геббельс «надрывался», вещая из радиоприёмников по всем занятым фашистами территориям о том, что советской авиации больше нет, скоро не будет и Москвы. Присоединяясь к нему, Герман Геринг самоуверенным тоном заявил, что на столицу немецкого Рейха не сможет сбросить бомбы ни один противник. Это был вдохновляющий посыл для оккупантов и пример для всей Европы, что с Германией бороться невозможно. Безусловно, стало морально-психологическим ударом это и по нашей армии. Ещё одним серьёзным опасением было то, что на столицу СССР нацисты вполне могли сбросить химические бомбы. Уже через 4 дня после немецкого демарша главком ВМФ Николай Кузнецов предложил Сталину ответную бомбардировку Берлина силами морских авиаторов. Верховный Главнокомандующий идею поддержал, добавив, что она должна быть тщательно проработана. Выбор для исполнения действительно исторической миссии пал на 1-й м

Через месяц после вступления на нашу территорию, день в день, немецкая авиация впервые массово бомбила Москву. Йозеф Геббельс «надрывался», вещая из радиоприёмников по всем занятым фашистами территориям о том, что советской авиации больше нет, скоро не будет и Москвы. Присоединяясь к нему, Герман Геринг самоуверенным тоном заявил, что на столицу немецкого Рейха не сможет сбросить бомбы ни один противник.

Это был вдохновляющий посыл для оккупантов и пример для всей Европы, что с Германией бороться невозможно. Безусловно, стало морально-психологическим ударом это и по нашей армии. Ещё одним серьёзным опасением было то, что на столицу СССР нацисты вполне могли сбросить химические бомбы.

Адмирал Н. Кузнецов на Северном флоте
Адмирал Н. Кузнецов на Северном флоте
Уже через 4 дня после немецкого демарша главком ВМФ Николай Кузнецов предложил Сталину ответную бомбардировку Берлина силами морских авиаторов. Верховный Главнокомандующий идею поддержал, добавив, что она должна быть тщательно проработана.

Выбор для исполнения действительно исторической миссии пал на 1-й минно-торпедный авиаполк Балтфлота. Когда руководство предложило им это, оказалось, что лётчики уже самостоятельно продумывали «визит возмездия» - выстраивали по карте маршрут и даже выбирали экипажи.

В условиях полного радиомолчания началась работа. На аэродром Кагул эстонского острова Эзель (сейчас Сааремаа) кораблями привезли горючее, запчасти, стальные листы для увеличения длины взлётных полос и всё необходимое.

Непосредственное руководство лётчиками осуществлял полковник Евгений Преображенский. Отобрали лучшие офицерские экипажи. Сначала провели пробные полёты до границ Германии. Основной вылет назначили в ночь на 8 августа.

Время полёта высчитывали по минутам. Бомбардировщики при полной загрузке должны были пролететь в общей сложности 1800 км, провести операцию и беспосадочно добраться обратно.

ДБ-3Ф (после марта 1942 - Ил-4) / Е. Преображенский
ДБ-3Ф (после марта 1942 - Ил-4) / Е. Преображенский

Первые пятнадцать ДБ-3Ф в условиях полного радиомолчания взлетели в 9 вечера по задуманному плану. Чтобы уйти от немецких ПВО, лететь приходилось на высоте больше 7 км. На лётчиках были кислородные маски.

Самолёты без противообледенителей летели над морем, где температура за бортом достигала 40 градусов мороза. Даже сам по себе такой полёт был крайне опасен. А следовало ещё выполнить задачу.

Через 3 часа пересекли границу Германии и направились к Берлину. Первые бомбы достались районам телеграфа, вокзала и особого квартала, где располагались военные производства. Реакция немцев последовала со значительным опозданием. Сначала заработали зенитки, потом взлетели истребители.

К этому времени все советские экипажи взяли обратный курс. На аэродром вернулись без потерь через 7 часов общего полёта.

На следующий день по немецкому радио заявили, что англичане пытались бомбить Берлин, но у них мало что вышло – из 15 самолётов сбили 9. Британцы ответили тоже по радио – на бомбёжку немецкой столицы не вылетали.

Ю. Левитан за передачей сводки Совинформбюро
Ю. Левитан за передачей сводки Совинформбюро

В полдень Совинформбюро передало сообщение советского правительства об успешной бомбардировке Берлина советской авиацией.

Это стало настоящей «шоковой терапией» для нацистов. Полностью уверенные в своей скорой победе, они узнали, что Красная армия совсем не потеряла боеспособность и на любой удар Люфтваффе может быть ответ по Берлину. Известно, что после этого вопрос применения химических бомб против Москвы более не обсуждался.

Всего до 5 сентября было произведено 9 налётов на Берлин. Особо отличившиеся лётчики получили звания Героев Советского Союза, остальные – ордена и медали.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.