У Эрика Эриксона есть интересная периодизация возрастного развития человека. Там всего 8 стадий. И одна из них - это возраст примерно 6-12 лет, когда, по мнению Эриксона формируется комплекс неполноценности в случае неблагополучного прохождения периода.
В возрасте от 6 до 12 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Происходит мощный рост компетенций в разных сферах жизни, важно, чтобы этот рост проходил активно, позитивно и воспринимался реалистично. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками.
Предметом конфликта развития на данном этапе является вопрос: "Способен ли я?"
Прекрасно, когда ребенок находит (с помощью и поддержкой взрослых) ту деятельность, где он действительно способен и, где лежит его настоящий интерес. Легко ли избавить ребенка от тяжести собственных ожиданий увидеть свои нереализованные достижения реальными? Легко ли родителю оставаться рядом поддержкой и опорой без желания соревноваться или без переноса своих программ и установок - обесценивание, синдром отличника, страх ошибиться, "я неудачник" и т.п.
В случае неблагоприятного прохождения кризиса в дальнейшем во взрослом возрасте это люди, которые нетерпимы или боятся сделать ошибки, им не хватает социальных умений, они чувствуют себя некомфортно в социальных ситуациях. Эти люди чрезмерно стремятся к соревнованию, борются с промедлением, демонстрируют чувство неполноценности, слишком критичны к другим и постоянно недовольны собой.
Благоприятное течение периода: когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, рисовать или танцевать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, поддерживают, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.
Неблагоприятное течение периода: родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно "баловство" и "пачкотню", способствуют развитию у них чувства неполноценности. В школе ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Если он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
Благоприятное разрешение этого конфликта - уверенность, компетентность.
Если откликается вышенаписанное, постарайтесь вспомнить себя в возрасте 6-12 лет. Проанализируйте, что происходило, что Вы чувствовали тогда, какими были ваши мотивы, что чувствовали ваши родители, какими были их мотивы.
Что вы чувствуете сейчас и сколько времени планируете продолжать нести в себе эти негативные программы?
Здоровая саморефлексия (анализ своих чувств, поведения, реакций) способствует психологическому оздоровления.
Психолог очно и онлайн - подробнее здесь.
1