@Гарена Краснова
В 1930 году Председателем кинофотоуправления стал старый большевик Борис Захарович Шумяцкий. По роду своих занятий он не имел никакого отношения к кино. Он родился 1886 году в забайкальском городе Верхнеудинск (сейчас это столица Бурятии Улан-Удэ), куда его семья попала из Петербурга согласно постановлению о «черте оседлости» для лиц еврейской национальности. В 1896 году семья перебралась в Красноярск, и через 2 года Борис устроился учеником в железнодорожные мастерские, где приобщился к революционной деятельности.
Шумяцкий не получил начального школьного образования, а учился читать и писать дома. Благо его отец был переплетчиком и в их доме всегда были книги. Это позволило ему в предреволюционные годы стать выпускающим редактором нескольких забайкальских газет левой направленности.
Пропагандистская деятельность поставила его под надзор полиции. Скрываясь от нее, в 1912 году Шумяцкий эмигрировал в Аргентину, где работал сборщиком фруктов.
В 1913 году он вернулся на родину и занялся революционной деятельностью. Как делегат от революционеров Сибири он был избран участником 1-го Всероссийского съезда Советов и вошел в редакцию газеты «Правда». В предреволюционный период он в основном работал на руководящих постах в городах Иркутск, Бийск, Барнаул. В 1920 году его избрали Председателем Сибирского ревкома.
Из Сибири в Персию
Два года спустя он стал активным участником Монгольской народной революции и консультантом Первого монгольского правительства. Хотя основная деятельность Шумяцкого проходила на Дальнем Востоке, в 1923 году он получил направление в качестве торгпреда в Персию. По возвращении в Россию был назначен Председателем Главреперткома (Главного управления по контролю за репертуаром), но продержался на этой должности недолго и в 1930 году стал ректором Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Мало кто помнит Шумяцкого в этой должности, куда более известен он как деятель кино, сыгравший значительную роль в его истории.
В 1929 году состоялся съезд советских кинематографистов, которые резко критиковали работу отрасли. Требовалось новое энергичное руководство. Трудно сказать, почему выбор пал на Бориса Шумяцкого. Возможно, потому что за все эти годы он показал себя активным, вдумчивым исполнителем, а отсутствие систематического образования с лихвой компенсировалось большим и разносторонним жизненным опытом. Не подвел он и на этот раз.
В период его работы Председателем Союза кино были поставлены фильмы: «Праздник св. Йоргена», 1930; «Путевка в жизнь», 1931; «Встречный», 1932; «Великий утешитель», 1933; «Окраина»,1934; «Веселые ребята», 1934; «Гармонь», 1934; «Поручик Киже», 1934; «Пышка», 1934; «Чапаев», 1934; «Юность Максима», 1934; «Бесприданница», 1936; «Девушка спешит на свидание», 1936; «Депутат Балтики», 1936; «Дети капитана Гранта», 1936; «Мы из Кронштадта», 1936; «Семеро смелых», 1936; «Цирк», 1936, ставшие классикой раннего советского кино.
Но планы Шумяцкого простирались дальше. Он мечтал о конкуренции советских фильмов с Голливудом. Для изучения американского опыта он в 1934 году побывал в Америке. А вернувшись, стал строить планы создания «Советского Голливуда».
Под энергичным руководством Шумяцкого советское кино ожило. В 1935 году многие кинодеятели, в том числе и сам Борис Захарович, были награждены Орденом Ленина. Но это не спасло его от расправы. О его напряженных отношениях со Сталиным было известно давно. Большевик с огромным политическим стажем и багажом не скрывал своего отношения к вождю. Именно поездка в Америку позволила обвинить его в шпионаже и контрреволюционной деятельности. 29 июля 1938 года он был расстрелян и реабилитирован только в 1956 году.
Но идеи Шумяцкого продолжали жить.
Хотя Советский Голливуд так и не появился, время от времени советские кинематографисты ездили в Калифорнию за опытом. В сентябре 1944 года в Америку отправился советский кинооператор Леонид Васильевич Косматов. К этому времени в Советском Союзе сложилась мощная операторская школа, Косматов был ее ярким представителем.
Родившись в 1900 году в Пензенской губернии, Косматов с юности интересовался кино, занявшись обслуживанием киноустановок в родной Пензе. В 1926 году Пензенский военный комиссариат направил его на учебу в Москву. Косматов поступил в ГИК (сегодняшний ВГИК) и уже в 1927 году поставил свой первый фильм «Круг». Известным в мире кино его сделал фильм «Летчики» (1935).
Косматов был разносторонним человеком. Он снял около 30 фильмов (последний — в 1970 году «Морской характер»), преподавал во ВГИКе, написал несколько теоретических работ и множество статей. Его особенно волновали проблемы цвета в кино. О чем красноречиво свидетельствуют замечательные картины «Мичурин», 1948; трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», 1957; «Восемнадцатый год, 1958; «Хмурое утро», 1959), «Каменный гость», 1967 и др.
За годы, прошедшие после завершения этих заметок, исчезли многие голливудские студии, поражавшие мир обилием создаваемых фильмов. Ушли из жизни голливудские продюсеры, создавшие эту систему. Однако Голливуд жив. Кое-что из его практики заимствовали и советские кинематографисты, благодаря чему индустрия кино считалась одной из самых преуспевающих в Советском Союзе.
Отправляясь в Голливуд, Косматов прежде всего интересовался принципами работы американских киностудий. Это было время расцвета американского кино, превосходящего другие страны количеством произведенных фильмов. Вот почему наблюдения, сделанные советским оператором, интересны до сих пор, хотя с того времени прошло около 70 лет, и Голливуд, представший перед нашим соотечественником как мощная фабрика, уже таковым не является.
Наблюдения Косматова за производственным процессом в Голливуде, никогда не были опубликованы, настала пора познакомиться с ними. Как и большинство материалов этого выдающегося кинооператора, они находятся в фонде Косматова
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить свежих релизов и аналитических материалов от медиаэкспертов