Президент РБ Александр Лукашенко представил грандиозный проект тоннеля протяженностью 300 км, который должен пройти на глубине около 50 м и связать Беларусь с Калининградской областью. Благодаря новому объекту, как отмечается, удастся решить проблему транзита грузов на территорию самого западного российского региона, миновав при этом Литву.
На реализацию проекта, по словам главы соседней республики, необходимо $10 млрд, которые, в свою очередь, должна выделить Москва. Строить подземную дорогу Белоруссия будет своими силами; все необходимые документы подготовят специалисты Национального технического университета. Завершить проходку крупнейшего на планете тоннеля при должном финансировании планируется в течение двух лет.
Сообщает ИА «Панорама»
Конечно, при прочтении новости невольно появляется улыбка. Построить объект в пять-шесть раз превосходящий по своим параметрам Третью линию метрополитена Гуанчжоу (КНР) — самого протяженного непрерывного транспортного тоннеля в мире (57,9 км) — за два года — звучит фантастически даже с учетом современных технологий.
Все, о чем говорится в первых двух абзацах — вымысел чистой воды. Разумеется, Лукашенко ничего подобного не предлагал, несмотря на то, что новость об этом можно найти на нескольких ресурсах, включая зарегистрированные СМИ. Первоисточником же является ИА "Панорама" — сатирическое издание, предупреждающее читателей, что все его тексты являются гротескной пародией на реальность и не являются реальными новостями. Тем не менее известны случаи, когда некоторые сообщения, опубликованные на сайте panorama.pub разлетались по новостным лентам.
С информацией о «проекте Лукашенко» такого не случилось — новость перепечатали лишь единичные издания. Причем некоторые сделали это без соответствующей ссылки, что невольно вызвало вопросы у ряда читателей. Тем более, что поверить в нее при желании все же можно — не в реальность осуществимого, а в озвучивание самой идеи, которая, к слову, родилась не вчера. И придумали ее не редакторы «Панорамы» и, разумеется, не президент Белоруссии.
Предлагал еще Жириновский
Говорили об этом и двадцать лет назад, когда стало известно о скором вступлении Польши и Литвы в Евросоюз, и о том, что жителям Калининградской области теперь надо будет получать шенгенскую визу, чтобы съездить на автомобиле к родственникам в другой регион страны. И шутки ради тогда озвучивались различные интересные варианты решения проблемы, включая строительство подземной дороги, которая стала бы девятым чудом света.
А в 2004-м, за год до вступления Литвы и Польши в ЕС, о тоннеле на пленарном заседании Госдумы РФ заявил и Владимир Вольфович Жириновский. Правда, бывший лидер ЛДПР предлагал хоть и невиданных до сих пор масштабов объект, но все же более реалистичный — тоннель длиной 90 км вдоль польско-литовской границы.
Появлялась похожая информация и в следующие годы, причем не только в российских источниках. И порой было неясно, то ли автор разыгрывает читателей, то ли говорит серьезно. Так, в 2014-м в чешском издании Neviditelny pes сообщалось, что Россия планирует проложить 400-километровый тоннель в Калининградскую область под территорией Литвы. А за двенадцать лет до этого в одной из статей другого чешского СМИ отмечалось, что Москва прорабатывает вопрос подземного сообщения с Калининградской областью.