Найти тему

Самосозидание, самопонимание и самовыражение человека.

"Самые радикальные революционеры становятся консерваторами на другой день после революции."Ханна Арендт

Ханна Арендт - (1906-1975г)- немецко-американский философ, теоретик теории тоталитаризма, ученица Иартина Хайдеггера и Карла Ясперса. Три немецких университета - Марбургский, Фрайбургский и Гейдельбергский - есть основа её образования. В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Ханна Арендт была арестована за анти-нацистскую деятельность, однако, почему-то следователь её отпустил. В интервью Гюнтеру Гассу Арендт прокомментировала это так -

Wenn man als Jude angegriffen wird, muss man sich als Jude verteidigen. - "Когда на тебя нападают как на еврея, ты должен защищаться- как еврей"

Проблемы самовыражения и человеческой деятельности как таковой, на мой взгляд, наиболее полно выражены Ханной Арендт в Книге «Vita activа или о деятельной жизни». Эта работа создана на основе лекций, прочитанных в США и изданных в виде работы на английском языке, в 1958 году. Немецкой издание появилось в 1960м году. Проблемы этики, работы и творчества, активного сотрудничества людей, в частности, в Америке побудили госпожу Арендт на написание работы, посвященной человеческой производительной работе.

Для понимания этой концепции необходимо привести несколько важных, на мой взгляд, ключевых тезисов. Арендт считает, что попытка вывести процесс исторического развития как цепь закономерных причинно-следственных связей является сомнительной. Она выводит человеческую свободу через понятие «натальности», то есть сам акт рождения является возможностью обновления для мира. Есть фактическое рождение-то есть появление человека в мире физически; политическое рождение – свобода в политическом самовыражении субъекта, спонтанность его и теоретическое рождение. Существуют также три главных вида человеческой деятельность – „Arbeiten, Herstellen und Handeln“ - работа, изготовление и действие.

-2

Работа есть первый компонент активной жизни, который соответствует биологическим процессам в человеческом теле. Она связана с необходимостью поддержания жизни и является скорее принудительной силой, которая сопровождает человека до смерти. Результат работы связан именно с миром вещей и он является объектом потребления. Изготовление- процесс связанный с созданием отношений, чем-то нематериальным, восполняющим человеческую духовную силу, связывающим его с собственным, родным, с «ощущением дома». Результаты изготовления могут быть используемы, но не потребляемы.

Третий компонент, действие, связан скорее со взаимодействием между людьми. Он может проиллюстрировать уникальность и, в то же время, плюралистичность человеческого бытия. Коммуникация- важнейший элемент человеческого бытия. « Найти верное слово в нужный момент» - это уже само по себе действие. А действие, в онтологическом смысле, это развитие способностей человека. Действие для Арендт связано именно с политическим пространством.

«Как ни склонны были греческие философы восставать против политического, против жизни в полисе, для них оставалось всё же само собой разумеющимся, что местопребывание свободы располагается исключительно в политической области, а необходимость это дополитический феномен, характеризующий сферу частного хозяйства, и что принуждение и насилие оправданы лишь в этой сфере, поскольку они дают единственное средство возобладать над необходимостью – например через господство над рабами – и достичь свободы.»( «О жизни деятельной»).

Натальность –есть феномен, связанный именно с миром и новой возможностью созидания в мире. Причем он не зависит от предыдущего устройства общества, он противостоит «танатополитическому» голому воспроизведению жизни в условиях тоталитаризма.

Ханна Арендт проводит четкую дифференциацию между богатством и собственностью. Есть накопление капитала, которые служат лишь бесконечному дальнейшему накоплению, которое само по себе не имеет цели. Этим заняты фирмы, компании, корпорации, однако в Новое время этим занимается и государство, и все человечество. Несколько по-другому складываются отношения с собственностью – с собственным телом , родными, со своей землёй, языком, культурой и т.п. Они воспринимаются как нечто близкое и родственное человеческому существу.

Питер Брейгель"Падение Икара" (фрагмент)
Питер Брейгель"Падение Икара" (фрагмент)

Со времён античности человек определялся через то, чем он владеет. В том числе,мастер,владеющий каким-либо ремеслом, мастерской - отождествляется с ними, в своих изделиях он как бы воссоздаёт себя, пишет свой портрет. Постепенно, в европейской традиции наметилось стремление к накоплению капитала, связь с землёй - собственностью, была вытеснена именно накоплением богатства. Человек теперь становится винтиком внутри системы - у него есть должность, он получает определённый доход. Но связь с миром через свой кусок земли, доставшийся по наследству от родителей, через преемственность поколений, собственность- эта связь потеряна.

Итог получается не слишком оптимистичный. Ханна Арендт говорит о наметившемся и неуклонно растущем потреблении, всеобщей механизации, об автоматизации. Связь с землей окончательно теряется, из-за оторванности человека от телесного труда. Мы становимся все более свободны от примитивной физической деятельности, но проблема теперь заключается в том, как распорядиться освободившимся временем?

Если вы,мой читатель, уже здесь, то спасибо за внимание, лайк, репост, подписку. Мои очерки - не являются научными ни в коей мере-просто потому, что здесь для этого- не место. Я стараюсь писать просто.

#философия #идеи книги Арендт