Найти тему
Незримая помощь

СОКРОВИЩА ЕЛОХОВСКОГО СОБОРА

Когда-то патриарх Алексий II об этом известнейшем столичном приходе высказался так: «Богоявленский собор имеет в жизни Москвы и Русской Православной Церкви особое значение. После разрушения Храма Христа Спасителя и Богоявленского храма в Дорогомилове этот собор стал кафедральным собором столицы. Здесь чувствуется дух молитвы, «намоленности» стен и образов, перед которыми молились многие поколения православных верующих и в годину испытаний, и в годину репрессий, и в годину войны».

И, действительно, в наши дни, когда Промышлением Божиим уже восстановлен Храм Христа Спасителя, ставший главным кафедральным собором России, Елоховский собор, по-прежнему, остается одним из самых почитаемых и любимых прихожанами московских храмов.

Богоявленский (Елоховский) собор (м. "Бауманская", ул. Спартаковская, д. 15)
Богоявленский (Елоховский) собор (м. "Бауманская", ул. Спартаковская, д. 15)

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ БОГОЯВЛЕНСКОГО (ЕЛОХОВСКОГО) СОБОРА

Когда-то недалеко от северо-восточных окраин столицы располагалось небольшое сельцо Елохово, получившее свое название от древнерусского слова «елха», то есть «ольха» по-современному. Местность эта была топкой, низменной, и ольхи здесь, на самом деле, произрастало немало.

-2

При царе Михаиле Феодоровиче в этих местах находились охотничьи угодья. Царь любил охоту и часто наведывался сюда вместе с боярами. А потому находящееся на пути их следования селение быстро начало разрастаться, и в скором времени решено было возвести в нем деревянную церковь, которую впоследствии освятили в честь Торжества Богоявления.

Впервые эта церковь упомянута документально в 1694 году в Указе патриарха Адриана, называвшим ее «новопостроенной церковью Богоявления Господня, что в селе Елохове».

До начала XVIII века церковь так и оставалась деревянной. Известно, что, кроме главного придела, в ней был еще и придел Благовещенский. Затем по велению Петра Первого деревянную постройку заменили на каменное строение, воздвигнутое на пожертвование родной племянницы государя – царевны Прасковьи Иоанновны. И 4 июля 1731 года (по некоторым источникам 1734 года) церковь освятил архиепископ Сарский Леонид.

Царевна Прасковья Иоанновна (1694-1731 гг.) Портрет работы Ивана Никитича Никитина.
Царевна Прасковья Иоанновна (1694-1731 гг.) Портрет работы Ивана Никитича Никитина.

В 1792 году в Елоховской церкви появился еще один придел в честь святого Николая Чудотворца.

-4

В Отечественную войну 1812 года, когда многие приходы древней столицы были сожжены в Великом пожаре, церковь эта уцелела, однако ее ризница была полностью разграблена алчными солдатами Наполеона.

После победы над французами по благословению святителя Филарета - известного подвижника, причисленного к лику святых угодников Божиих, была проведена основательная реконструкция прихода. Ее производили по проекту архитектора Евграфа Тюрина, известного многими великолепными постройками, возведенными в Москве после устроенного неприятелем пожара. Этот же архитектор строил церковь мученицы Татианы при Московском Университете.

Обветшавшее здание перестроили, нетронутыми остались только трапезная да нижний ярус колокольни. Освятили обновленный приход в октябре 1853 года. Работы же по отделке внутреннего убранства продолжались еще некоторое время.

В 1871 году при Елоховском приходе стараниями благотворителей было основано Братство попечения о беднейших прихожанах. В тот же период здесь появился приют для мальчиков и женская богадельня. Вскоре здесь появилась еще и школа.

-5

Наступил 1917 год. Год, когда многовековой уклад Русской Православной Церкви подвергся тяжелейшему за всю историю Отечества испытанию.

Уже через год после революции приход обязали зарегистрироваться в Московском совете депутатов. В нем был избран актив из 20 прихожан, возглавляемый протоиереем Николаем (Боголюбским). Нелегкие то были времена для собора и прихожан. В апреле 1922 года из церкви было изъято «50 пудов 8 фунтов 73 золотника» дорогой утвари для богослужений. По просьбе прихожан оставили лишь пять риз из серебра, Евангелие в дорогом окладе и серебряную дарохранительницу. Но оставили, разумеется, не просто так: взамен прихожане отдали властям в два раза больше золотых и серебряных монет.

Попыток снести приход тоже было множество. Существовало даже постановление ВЦИК от 1 марта 1930 года об упразднении церкви. Москвичи собрали в ту пору, несмотря на гонения, 4800 подписей против этого правительственного решения.

В 1929 году военные потребовали отдать им здание Елоховского храма для казарм: здесь предполагалось разместить 350 красноармейцев. Потом здесь хотели устроить Музей керамики. В 1934 году власти решили вообще снести здание, поскольку здесь планировалось вести работы по строительству столичного метрополитена. В 1935 году из храма попытались сделать кинотеатр. Затем пытались разместить здесь Музей раритетных книжных изданий… К счастью, ни один из этих планов правительства так и не осуществился.

В те же богоборческие годы сюда передали из закрытых московских приходов многие святыни и богослужебные предметы.

-6

С 1938 года собор стал кафедральным.

-7

Во время Великой Отечественной войны при храме организовали сбор средств на оборону столицы. Первым пожертвование внес митрополит Сергий (Страгородский), отдав ради защиты Отечества бриллиантовый крест со своего клобука и драгоценный наперстный крест. На церковной колокольне в те годы размещены были боевые расчеты советских зенитчиков, защищавших город от авианалетов.

Однако, несмотря на всю суровость военного лихолетья, в Елоховском соборе, в ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, с разрешения властей, провели Пасхальное богослужение, на котором присутствовало шесть с половиной тысяч прихожан.

-8

4 сентября 1945 года здесь прошла интронизация патриарха Алексия I, 30 июня 1971 года - интронизация патриарха Пимена, а 10 июня 1990 года – интронизация патриарха Алексия II.

В период 1991-1999 гг. из Елоховского собора велись трансляции Пасхальных и Рождественских богослужений.

В октябре 1993 года, в дни вооруженного противостояния законодательной власти и президента РФ, в Елоховский храм из Государственной Третьяковской галереи перенесли Владимирский образ Божией Матери, перед которым патриарх с причтом коленопреклоненно молились о прекращении смуты и распрей в Отечестве.

В наши дни, как и прежде, в приходе ведется активная социальная деятельность. Помимо Воскресной школы, здесь открыта хоровая школа для мальчиков, организован клуб для молодых прихожан «Елоховцы», организуются паломнические поездки по святым местам. Здесь активно трудятся по различным направлениям волонтеры.

НЕКОТОРЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОБОРА

  • Основное строение собора выполнено в стиле ампир. Рассчитано оно на 3000 прихожан.
  • Здание храма представляет собой равноконечный греческий крест с главным куполом в центральной части.
  • Размер внутреннего помещения прихода - 30х30 метров. Поскольку изначально храм был неотапливаемым, толщина его стен в некоторых местах доходит до 2-х метров.
  • Высота собора - 56 метров. Такова же и величина его звонницы.
  • Самый большой колокол весит почти 300 пудов, то есть почти 5 тонн.
  • Помещение собора превосходно освещено, поскольку свет проникает сюда через 12 арочных окон подкупольного барабана и еще через оконные проемы в стенах.
  • Украшает собор шестиярусный 18-метровый иконостас, созданный в 1853 году. Он представляет собой замечательный образец неовизантийского искусства середины XIX столетия.

После войны проведена была еще одна основательная реконструкция собора. В тот период обновили росписи иконостаса и стен. В приходе появилось отопление и еще два новых входа.

ГЛАВНЫЕ СОКРОВИЩА ЕЛОХОВСКОГО СОБОРА – НАХОДЯЩИЕСЯ В НЕМ СВЯТЫНИ

Среди святынь прихода – чудотворный список иконы Казанской Божией Матери, созданный в XVII веке. Многочисленные украшения образа свидетельствуют о бесчисленных случаях помощи прихожанам по их молитвам перед этим ликом. Этот образ передан был сюда из Казанского собора на Красной площади. Некоторые исследователи предполагают даже, что этот образ принадлежал некогда князю Димитрию Пожарскому, а после победы над интервентами в 1612 году был вложен им в московский Казанский собор, возведенный после той славной страницы в истории нашего государства.

чудотворная икона Казанской Божией Матери - одна из главнейших святынь столицы, к которой каждый день нескончаемым потоком притекают богомольцы
чудотворная икона Казанской Божией Матери - одна из главнейших святынь столицы, к которой каждый день нескончаемым потоком притекают богомольцы

А еще со всех уголков необъятного Отечества едут сюда паломники, чтобы поклониться честным мощам святого чудотворца Алексия, Московского митрополита – покровителя прихода и всей столицы. Он был современником и другом преподобного Сергия Радонежского. Их усердными трудами и укреплялась в годину испытаний Святая Русь. Митрополит, будучи опекуном малолетнего князя Димитрия Донского, рано лишившегося отца, до совершеннолетия князя фактически управлял Московским княжеством. Он основал десятки новых церквей и около 30 обителей, среди которых Андроников, Симонов, Чудов и Алексеевский монастыри. Почитать святителя стали сразу же после его преставления в 1378 году.

Мощи святителя Алексия до 1930 года находились в Чудовом монастыре, а потом хранились в закрытом для посещений Успенском соборе. И только лишь после войны, уступив многочисленным прошениям верующих, их передали из Кремлевского музея в Елоховский собор. Перевезли их поздней ночью 14 октября 1947 года на грузовике в обыкновенном деревянном ящике.

В 1948 году для честного тела подвижника сделали новую раку, над которой устроили узорчатую сень. Раку изготовили из бронзы на одном из оборонных заводов по эскизу художника-архивиста Михаила Ефимовича Губонина. С внутренней стороны ее крышки поместили вышитое изображение митрополита. Деревянную сень резчики создали тоже по эскизу этого художника.

рака с мощами святителя Алексия Московского
рака с мощами святителя Алексия Московского

В Никольском пределе собора находится мраморное надгробие, установленное над местом погребения патриарха Сергия, созданное по проекту А.В. Щусева и ставшее последней работой знаменитого мастера. Рядом находится патриарший куколь.

надгробие над местом захоронения патриарха Сергия и его куколь
надгробие над местом захоронения патриарха Сергия и его куколь

У северной стены собора, под Распятием, находится реликварий, в который помещены частица Древа Животворящего Креста Господня, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей Чудотворца Николая и митрополита Петра. Все эти реликвии были переданы приходу 26 мая 1988 года из Московского Кремлевского музея.

реликварий со святынями
реликварий со святынями

Когда-то здесь же хранилась и десница апостола Андрея Первозванного, но впоследствии для нее изготовили отдельную раку. Ее сделали позолоченной, в стиле барокко.

-13

С 1731 года здесь находится особенно чтимый лик Богоматери «Всех скорбящих Радость». В соборе есть также чтимые лики Небесной Владычицы «Избавительница», «Взыскание погибших», «Тихвинская».

почитаемый образ Небесной Владычицы "Взыскание погибших"
почитаемый образ Небесной Владычицы "Взыскание погибших"

В Елоховском приходе есть редкий житийный образ великомученицы Ирины, созданный в XIX столетии. Его перенесли сюда из Троице-Ирининской церкви.

редкий образ великомученицы Ирины с ее житием. XIX век
редкий образ великомученицы Ирины с ее житием. XIX век

Здесь находится образ преподобного Серафима Саровского с частицею камня, на котором он совершал свой 1000-дневный молитвенный подвиг, и с частицею его монашеского одеяния.

-16

В приходе находятся и другие редкие изображения Божиих угодников.

Интересно отметить, что богослужения в Елоховском соборе не прекращались ни на один день с самого его основания. В минувшем столетии здесь служили все отечественные патриархи, начиная со святителя Тихона. Расписание служб, проводимых некогда святейшим патриархом, и сегодня висит в церковном алтаре.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц