Наше зрение устроено таким образом, что в одних случаях (например, при плохом освещении, в сумерках) мы не различаем цвета и всё видим в оттенках серого, а в других случаях, наоборот, наш глаз способен видеть цвета даже там, где их нет, на чёрно-белом изображении.
Полюбуйтесь - вроде бы тут всё просто и понятно: чёрные линии на белом фоне. Но если присмотреться, начинает казаться, что левый верхний и правый нижний квадраты имеют какой-то зеленоватый оттенок. Для этого рекомендуется на некоторое время задержать взгляд в центре картинки. Впрочем, у меня и без задерживания это получилось. Правда, тут говорят, что вертикальные линии тоже должны приобрести чуть красноватую окраску, но - попробуйте, вдруг у вас что-нибудь ещё обнаружится!
Любопытно, что иллюзия зависит от положения головы относительно картинки. При повороте головы на 45 градусов эффект исчезает, а при повороте на 90 градусов цвета меняются: вертикальные линии кажутся зеленоватыми, а горизонтальные линии - красноватыми.
Если попытаться объяснить данный феномен с точки зрения науки, получится скучно и неинтересно. В частности, нейрофизиологи утверждают, что происходит адаптация нейронов-детекторов края или детекторов первичной зрительной коры (в пределах слоя 4B зоны V1), реагирующих на наличие единовременно нескольких зрительных признаков - цвета и ориентации полосок.
Ну да бог с ним.
Фото психолога из США Селесты Маккаллоу Ховард (родилась в 1927) мне найти не удалось, как и многие живые граждане цивилизованного Запада они почему-то не любят выкладывать в сеть персональную информацию о себе. Наверное, боятся, что на них наведут порчу и сглаз. А может, всё потому, что леди работала на оборонку.
Известно, что бабушка в середине прошлого века преподавала в колледже Оливет, штат Мичиган, и стала первой женщиной, назначенной на штатную должность на кафедре психологии.
Во время своего первого творческого отпуска (у них это распространено), Селеста Маккалоу проводила в Канаде исследование влияния ношения очков, окрашенных в два цвета. Именно это и привело к открытию эффекта, названного её именем.
После декретного отпуска, который длился 16 лет, вернулась в профессию и продолжила работать в Исследовательском институте Дейтонского университета, выполняя заказ Лаборатории кадров ВВС на базе ВВС Уильямс, штат Аризона. Она исследовала роли цвета в дисплеях для моделирования полета. Ее работа над тусклым светом, доступным для ранних цветных дисплеев, привела ее к участию в работе отдела мезопической фотометрии Международной комиссии по освещению.