Найти тему
На дороге

На Байкал через Монголию в 2022 году

Оглавление
Внимание! На андроидах в гугл хром могут не воспроизводиться видео. В таком случае - попробуйте другой браузер.

Сайн байна уу, товарищи!

Меня зовут Глеб Любич, в 2016 году я путешествовал по России на своём автомобиле. Придумал для себя проект путешествий #ЛегкоПоРоссии. Проехал от Камчатки до Крыма и берега Баренцева моря. Посетил Байкал, Горный Алтай, Крым, Карелию. Даже в Белоруссию заезжал. В общей сложности ~40 тыс. км по России.

Toyota Land Cruiser 80, 1994 года. Дизельный, 4.2л. На нём путешествую.
Toyota Land Cruiser 80, 1994 года. Дизельный, 4.2л. На нём путешествую.

В 2017 году приехал в г. Новосибирск, закончил своё путешествие и живу здесь по сей день. Примерно в тот же год узнал, что можно проехать через Монголию до Байкала. Загорелся этой идеей, но финансовых возможностей на тот момент уже не было, поэтому реализацию пришлось немного отложить.

Летом 2022 года мы с моей невестой Риммой запланировали поездку на Байкал. Но так как летом 2021 года уже ездили туда, на остров Ольхон, то надо было придумать что-то интересненькое. Тут и вспомнилась моя давняя задумка проехать через Монголию!

Первая реакция Риммы - резкое отрицание! Поездка через другую страну, в которой никто из нас ни разу не был, выглядела для неё полным бредом и была абсолютно недопустимой. Но пройдя все 5 этапов принятия неизбежного, идея стала казаться не только неплохой, но и единственно верной! Началось планирование поездки, поиск информации о Монголии и расчёты расходов.

Так как в интернете было мало актуальной информации про Монголию, я решил написать статейку на эту тему. Но чтобы сухо не перечислять, описал наш процесс подготовки и путешествия в повествовательном виде. Основной упор буду делать на Монголию, поездку же по России опишу в общих чертах.
Маршрут поездки. ~6400км
Маршрут поездки. ~6400км

Подготовка

Трудности начались при поиске информации о Монголии: стоимость топлива, где остановиться, какие дороги и как вообще поступать с деньгами. Информации вроде бы и достаточно, но самая свежая от 2021 года, а это ещё до тотальных санкций, блокировки системы swift и укрепления рубля.

Первое, что я узнал, это - валюта в Монголии. К своему стыду, я всегда думал, что тугрики это вымышленная валюта, которую используют для условного расчёта какой-либо стоимости, а она оказалась вполне реальной! В общем, в Монголии используют тугрики.

В 2021 году курс был 35 тугриков за 1 рубль. В 2022 году, на момент поездки, с 6 по 10 июля, 50-52 тугрика за 1 рубль.

Банковские карты не работают от слова "совсем". Поэтому с собой надо брать наличку, запасаться стоит впрок. Если вдруг не хватит, то взять особо негде. И тут выяснилось, что пользоваться наличкой мы совсем разучились! В России у меня в кошельке лежит какая-нибудь тысяча рублей, на всякий случай. Все расчёты по карте. Поначалу мы испытывали прям неудобства, но со временем привыкли, стало полегче. Когда меняешь более менее крупную сумму на тугрики, то в кошельке лежит нормальная такая "котлета" денег. Местные то привыкли их по цветам различать, а мы нет. И номинал там не в каждом углу указан. Пока найдёшь, пока отсчитаешь. Чувствуешь себя при этом учеником второго класса, который только учится считать деньги.

У нас не было задачи колесить по Монголии, посещать достопримечательности и провести весь отпуск там. Нам надо было проехать через неё транзитом. На это мы закладывали 3-4 дня. Заезжаем со стороны Горного Алтая, а выезжаем со стороны Улан-Удэ. Поэтому, надо было рассчитать примерно, сколько нам надо денег на топливо, еду и другие мелкие расходы.

Основной статьёй расходов было топливо. Цена в тугриках неподготовленному русскому человеку ничего не говорит, да и непонятно, правильную ли нашли цену. Мы примерно посчитали расстояние, которое проедем, количество литров топлива на это расстояние и умножили на 70 рублей.

Текущий курс обмена мы конечно узнали из интернета, но по какому курсу будут менять в самой Монголии мы не знали. Оказалось, что в специальных обменниках меняют по плюс-минус правильному курсу. Вероятно, сказывается отсутствие опыта поездок за границу.

В различных роликах говорили, что с заправками проблем нет, по всей Монголии натыканы в достаточных количествах. Я всё же переживал, поэтому купил две пластиковые канистры по 20л и заполнил их дизелем ещё в России. Через границу можно перевозить 10л, но в интернетах говорят, что никто на это внимание не обращает и можно провозить больше. Так и вышло, на мои канистры внимания при досмотре не обратили. Видимо, всё же есть более важные моменты, на которых акцентируют внимание. А заправок действительно оказалось достаточно.

Выяснили, что в Монголии есть определённые проблемы с водой. Решили мы эту задачу очень просто: купили помпу и 2 бутыля по 19л. Один поставили в багажник, а второй на заднее сидение и застегнули бутыль ремнём. С собой литровая бутылка. Закончилась вода, накачал и едешь дальше. Решение оказалось настолько удобным, что им обязательно надо поделиться, вдруг кому пригодится такая идея!

19л бутыль с помпой. Очень удобно.
19л бутыль с помпой. Очень удобно.

Ночевать планировали в гостиницах и в машине. У меня в багажнике есть спальник. Раскладываешь его и спишь в полный рост. Единственное неудобство, придётся всё из машины выгрузить, разложить спальник и обратно загрузить. Но такая ночёвка у нас была запланирована только одна.

Спальник в машине. Фото из архива. Путешествие в 2016 году.
Спальник в машине. Фото из архива. Путешествие в 2016 году.

Чтобы ориентироваться на местности и не заблудиться в местных дорогах использовали навигатор Maps.Me. Он работает оффлайн, можно поставить метки, отображены достопримечательности и различные заведения городов. В том числе и в Монголии. Заранее скачали его, простроили маршрут и прошлись по нему, чтобы подгрузить все нужные нам участки карты.

Maps.Me интерфейс. Альбомная ориентация.
Maps.Me интерфейс. Альбомная ориентация.

Позволяет добавить только 5 точек маршрута, мы же заезжали ещё в Новый Энхалук, Аршан. В итоге расстояние было больше, чем сейчас на карте.

План на Монголию был примерно такой: заезжаем в Монголию, едем до ближайшего города, там находим гостиницу, ночуем. После едем 800-1000км, останавливаемся в степи, ночуем в машине, либо в палатке. Дальше едем до Улан-Батора, там гостиница. Ночуем. Целый день гуляем по городу, смотрим достопримечательности, едем до памятника Чингисхана. Ещё раз ночуем и едем в Россию. Но вышло всё немножечко иначе.

За несколько дней до выезда началась подготовка машины: навели порядочек в ней, всё пропылесосили, помыли, загрузили и заправили топливо по горлышко.

В спальнике у меня есть короба для хранения разного. Доступ к ним не очень удобный, ну уж как есть. В самые дальние мы убрали подарки, которые нам понадобятся только в конце поездки.

Деньги накоплены, наличные сняты, машина подготовлена, ждём день выезда!

Обратный отсчёт начинался с 57 дней.
Обратный отсчёт начинался с 57 дней.

Поехали!

Поездка запланирована была на 6 июля, среда, в 5 утра. Но за пару дней до выезда посовещались и решили, что выезжать будем во вторник вечером, после работы. Таможенный пост находится в селе Ташанта на Горном Алтае. Работает с 9:00 до 18:00. Расстояние от Новосибирска 940км. Всё равно пройти границу не успели бы, поэтому решили выехать на день раньше. В первый день проехать столько, сколько получится, а во второй уже доехать до границы и по возможности попасть в Монголию. Таким образом выиграть один день.

В назначенный день мне надо было забрать всё съестное из холодильника, сделать по кружечке кофе и ехать за Риммой.

Не всё шло как положено)
Не всё шло как положено)

Посмеялись и решили, что пусть это будет самая большая неприятность за всю поездку!) А колбасу я всё равно съел, она не более 5 секунд так пролежала)

Дороги Горного Алтая это отдельный вид искусства. Чуйский тракт очень красивый, ехать до границы одно удовольствие!

Ещё чуть-чуть

Видео на телефоне выглядят значительно лучше, телефон красок сам добавляет. Тут же бледновато как-то.

Фотографии и видео красОты передать не в состоянии.

Перевал Чике-Таман. Подъём:

Перевал Чике-Таман. Спуск:

Дороги петляют:

Чем ближе подъезжаешь к границе, тем меньше становится зелени. Деревья всё ниже и ниже, в итоге вообще пропадают.

Въезжать в Монголию решили с более менее полным баком. Заправка есть в Ташанте, но мы прочитали, что кто-то как-то там не смог заправиться, потому что она не работала. Решили не рисковать и заправились в Кош-Агаче. Это примерно за 50км до границы. Схема рабочая.

Граница

Сначала мы даже не поняли, что подъехали к очереди. Выглядело, будто небольшая пробка на дороге. Слева стоят фуры, которые весь вид перегородили, а по правой стороне идут легковые машины. Соответственно, держаться надо правее. Сдвинувшись на пару машин, увидели сам КПП.

Очередь на границе
Очередь на границе

Приехали где-то в 14:30 и были тридцатые по счёту. Сильно не переживали, спокойно ждали своей очереди. Двигается всё не очень быстро, но и колом долго не стоит. На фото справа можно увидеть деревянное строение, это туалет. Он бесплатный. Оказалось, очень важная деталь. Много машин с казахстанскими номерами, была даже группа каких-то путешественников, маршрут которых был практически такой же, как у нас, с той разницей, что начинался и заканчивался он в Казахстане. Понял я это по наклейкам на машинах, там весь маршрут был указан.

Перед шлагбаумом есть небольшая буферная зона, на которую, по идее, заезжать нельзя. Но как и везде есть те, кто этого либо не знает, либо не понимает, либо же попросту игнорирует. Когда мы подъехали ближе к шлагбауму, убедились в этом воочию.

Даже разыгралась такая сцена: автомобиль подъехал к буферной зоне и съехал правее, пропуская других. Так и мы доехали до этой машины. Оказалось, они ждали автомобиль из Монголии, пересадили туда пассажиров и уехали, а их место в очереди заняла монгольская машина. Встали как раз перед нами. Из очереди даже подошла группа серьёзных мужчин для разбора ситуации на месте, но когда им объяснили, что за монгольскую машину очередь уже отстояли, - ретировались, предупредив меня, что тут есть умники, которые по обочине могут проехать вперёд всех.

Автомобиль справа ждёт авто из Монголии)
Автомобиль справа ждёт авто из Монголии)

Мне, кстати, порекомендовали так же заехать в буферную зону, иначе кто-нибудь особо ушлый проскочит вперёд очереди, тем более, что время подходит к закрытию границы! Что я и сделал.

И вот, где-то в 17:30 нам машут рукой, мол, заезжайте, гости дорогие! На шлагбауме проверили загранпаспорта, документы на машину и мои водительские права, сказав, что российские паспорта нам в Монголии нигде не потребуются и их можно сразу спрятать подальше. Так же нас предупредили, что мы можем не успеть пройти границу, так как рабочий день заканчивается. В таком случае, руководство будет решать, что делать с нами. Либо оставлять нас с машинами между границ до утра, либо выводить нас назад в Россию и с утра всё по-новому, в очередь.

Оказывается, на этом пропускном пункте, граница между Россией и Монголией составляет 20км! То есть, это нейтральная территория, которая не принадлежит никакому государству.

Заехали мы внутрь, нам указали место постановки авто, а что делать дальше то мы и знать не знаем! При этом, время поджимает, да и работает оно против нас. Номер моего авто периодически привлекает внимание и дело не в самом номере, а в регионе. У меня камчатская прописка и автомобиль я ставил на учёт на Камчатке, а там 41 регион. Вероятно поэтому к нам сразу же подошёл сотрудник, посмотрел на номера, поинтересовался, откуда и куда путь держим. Рассказали в двух словах как есть, что я сам с Камчатки, но сейчас живу в Новосибирске, едем вот на Байкал и для разнообразия через Монголию. Он ободряюще сказал нам, что мы успеваем, а вот всех остальных он уже не пропустит. Так же объяснил наши дальнейшие действия.

Алгоритм действий следующий: вытаскиваешь все сумки с вещами из машины и тащишь их для досмотра в интроскоп, или как называется эта штука, в которой вещи просвечивают. Как в аэропорту. Там же отдаёшь паспорта сотруднику, для проверки и печатей. После проходишь в следующую комнату.

Вместе с нами проходил досмотр пассажирский автобус, в котором было порядка 20-30 человек из Монголии. Мне объяснили, что они идут первые, после них идём уже мы. А время то заканчивается, и у меня складывается ощущение, что только я знаю об этом. К нашему счастью, Римма не слышала этого и поставила сумки на просвет вне очереди, мол никто же не ставит, вот я и поставила!) В итоге, нас пропускают вперёд и мы всё ещё ничего не понимающие идём в следующее помещение.

Вроде как там ещё одна проверка документов, я уже точно не помню, всё в попыхах было, и мы выносим сумки на улицу. Мне говорят оставлять сумки на выезде, вместе с пассажиром, и идти к машине, готовить её на досмотр.

Возле машины уже стояло два человека, которые проводили досмотр. Весёлые дядьки, к процессу подходят с юморком, задают всякие каверзные вопросы, вроде: а не везёшь ли ты чего запрещённенького?) К слову, есть даже какое-то ограничение по провозу алкоголя, вино можно провозить 2л, насколько я знаю.

Мы же везли в подарок родителям Риммы трёх-литровую бутылку вина. Она запечатана и в подарочной коробке. Её конечно увидели и спросили, что же там такое. Я абсолютно честно ответил, что там!

-Ого! - воскликнули проверяющие. - Ну-ка покажи!)))

Подивились диву дивному, посмеялись, пошутили и сказали убирать всё обратно.

Так же, в процессе проверки спросили, может ли мой аппарат ехать 120км/ч? На что я ответил, что довольно-таки легко и непринуждённо! "Ну вот и езжай сто двадцать, чтобы успеть на монгольскую границу!" - сказали мне, и пожелали счастливого пути)

Наскоро закинул вещи в машину, посадил Римму и мы помчались! Водитель автобуса меня попросил на границе сказать, что они едут за нами и их там много)

Со стороны может показаться, что глаза у меня по-шарабану, но на самом деле я был очень сконцентрирован на дороге, действительно гнал. Римма снимала видео только вначале, потом отключила телефон, схватилась руками за ручку и от страха аж расплакалась, ей казалось, что мы летим стопиццот км/ч. Дорога там более менее, но с поворотами, да и местами волнами. По пути мы обогнали две машины, легковую и фуру, которые ехали не спеша.

Я всё же думаю, что всех, кто попадает на нейтральную территорию выводят в Монголию, если всё в порядке с документами и грузом.

Ближе к середине ещё одно КПП. Там стоят русские ребята с автоматами. Вышел человек в форме, взял у нас загранпаспорта и ушёл с ними внутрь помещения. Вынес их нам назад и сказал, что нам очень повезло, якобы всех остальных уже не пустят через границу. А за нами помимо автомобилей был автобус с пассажирами. В тот момент мы подумали, что удачно всех обогнали, так бы развернули назад в Россию. Но все прошли границу успешно.

Пройдя это КПП мы подумали, что вот теперь то мы точно в Монголии и у нас всё получилось, но это не так. Впереди нас ждало уже монгольское КПП.

Именно там мы впервые и столкнулись с языковым барьером.

Нас загнали на площадку, где обработали машину каким-то раствором, судя по всему дезинфекция, все дела. Процедура платная, стоит 50р. У нас самые мелкие были по 100 рублей. Сами Монголы тоже не особо с нашими деньгами разобрались, либо делают вид. Ребята начали демонстративно думать, много ли я дал денег и сколько теперь мне надо отсчитать сдачи. Полезли в карманы с мелочью, ну а я рукой махнул, типо давай без сдачи. Такую идею они восприняли с радостью, зарабатывают парни)

Дальше нас встретил уже военный в форме, по-русски он произносил только "давай" и "туда". Что-то от нас требовал, мы ему в руки пихали все документы и справки, которые у нас были. Он что-то сам выбрал, что-то у себя записал и со словом "давай" махнул рукой дальше, в сторону других машин, которые стояли будто в очереди, возле вагончика.

Мы подъехали и сидим в машине. Что делать дальше так же непонятно. Сзади нас уже догнала одна легковая машина и они так же сидят. При чём, за рулём был монгол и мы думали, что он то должен был знать, что делать. А он сидит. Вот и мы сидим. В итоге, к нам подошёл тот же в форме и машет рукой в сторону вагончика, со словом "Давай!".

Оказалось, в вагончике надо заполнить форму на себя и всех пассажиров, связана она с Covid-19. Мы старательно всё заполнили, боялись совершить ошибку и тому подобное. А в итоге, женщина взяла у нас обе бумажки и не глядя кинула их в общую кучу. Записала данные машины и отправила нас дальше, на досмотр.

Едем дальше, к следующему по пути зданию. Там опять надо выгружать вещи и нести их в интроскоп. Машину нашу осмотрели сразу, к топливу в канистрах вопросов не было. Женщина инспектор что-то попросила открыть и показать. Указала рукой на вход в здание. К слову, она сначала про вещи ничего не сказала, мол грузите всё назад и дуйте заполнять документы. Про вещи нам уже сказали внутри.

При заходе в здание, с левой стороны есть стенд, на котором образец, как правильно заполнить документы, в том числе на русском языке. Надо заполнить по образцу и передать их сотрудникам на специальных стойках. Там уже не заблудитесь. Дальше проверка сумок в интроскопе и выход! На этом все официальные приключения заканчиваются, можете ехать восвояси!

На выезде начинается небольшой развод. Вроде как, надо покупать страховку на автомобиль. Но по каким-то данным это чистой воды развод. Якобы она никому не нужна и вообще не факт, что действует. В случае аварии, эта страховка ничем не поможет. Но точно мы так и не поняли, возможно она таки действует. Нам не понадобилась.

Выглядит всё следующим образом: в конце площадки стоит шлагбаум и он открыт. Рядом вагончик, из него выходит девочка и машет рукой, чтобы мы остановились. Мы то не знали, что официальное всё уже закончилось и мы можем ехать, вот и останавливаемся. Что-то на монгольском лопочет и просит документы. Для пущей убедительности подходит дядька в камуфляже, всё выглядит довольно официально.

Отдаём документы и она уносит их к себе в вагончик. Они нам объяснить ничего не могут, мы им.

Оказывается, нам продают страховку. Стоимость зависит от объёма двигателя. Внутри у них есть какой-то листок с таблицей, в которой указаны данные для расчёта стоимости страховки. Текст весь не на русском. Без пузыря не разобраться. Судя по всему, там указан объём двигателя и стоимость страховки. Мне насчитали на 3000 рублей. Я сказал, что это очень дорого и начал торговаться. Пока торговался, меня попросили машину выгнать за территорию и вернуться в вагончик. Потому что оставил её на проезде. Я отогнал.

На улице, за шлагбаумом стоит микроавтобус, на котором написано что-то связанное со страховкой и там они продают их по 1200 рублей. Возле машины крутился местный товарищ, видимо живёт в соседней деревне. Выглядит, как какой-то пьянчуга, с пеной в уголках губ, и первое впечатление создал, будто с русских туристов на водку себе деньги собирает. На ломаном русском он мне сказал, что в вагончике меня разводят и проще и дешевле купить в этом автобусике. А ещё предложил обменять рубли на тугрики.

Попросил его далеко не уходить, так как обмен мне был интересен, и пошёл в вагончик. Римма осталась в машине.

В вагончике мне уже снизили цену до 2500 рублей, якобы запишут объём двигателя меньше, я же предложил 2000. Девушка не соглашалась на такой торг, но в итоге, прикинув что-то в уме и выдержав театральную паузу, всё же согласилась. Рассчитался с ней, дали страховку, напечатанную на листе А4, вернули документы и я ушёл.

Иду к машине и вижу, как этот местный открыл водительскую дверь и что-то там объясняет моей Римме. Ей конечно от всего этого не по себе, да и запашок от нашего товарища был соответствующий, но оказался он беззлобный и безобидный.

Я вернулся к нашему разговору об обмене, спросил, по какому курсу меняет. Товарищ предложил по 45 тугриков за 1 рубль. Но и тут я решил поторговаться, предложил по 48. К моему удивлению, он без вопросов согласился. Сколько менять денег у него я не понимал совсем. Посовещавшись с Риммой, мы решили, что пока поменяем две тысячи рублей, а дальше посмотрим.

И местный вытаскивает из-за пазухи толстенную пачку денег для обмена! Тут пришла моя очередь удивляться, такого я не ожидал)

Дал он нам 96000 тугриков и мы абсолютно не понимаем, много это или мало. По пути разберёмся)

Тугрики монгольские. Оригинальные)
Тугрики монгольские. Оригинальные)

Монголия

Наконец-то все формальности позади и мы мчим под вечер по дороге. Где останавливаться конкретного плана не было, по принципу: поехали, а там посмотрим. К слову сказать, лично у меня такое часто, планирование поездки не моя сильная сторона, в совсем экстремальные места я не езжу, а когда недалеко цивилизация, то всё можно решить по пути.

Дорога от КПП начинается с того, что её нет. Куча направлений, есть насыпь для новой дороги, то есть, нормальная дорога только строится.

Увидели какую-то камри с монгольскими номерами и увязались за ней. Она ловко едет по хитросплетениям направлений и мы решили особо не мудрствовать лукаво, поехали следом.

Едем за камри
Едем за камри

В результате, доехали до нормального асфальта и вздохнули спокойно) Вот они, человеческие дороги! Не то, чтобы шик и блеск, но довольно хорошие.

На видео мысли путаются, под вечер уставшие и язык еле ворочается.

Пейзажи для нас всё же непривычные. Кому-то они может и покажутся обыденными, но только не нам)

Едешь и наслаждаешься от "созерцания того великого фрактального подобия и от вот этого вот замечательного всеединства существа, бесконечно вечным, куда ни посмотри, хоть вглубь – бесконечно малое, хоть ввысь – бесконечное большое". (с) Идущий к реке.

Внимание! По ссылке много ненормативной лексики.

Ещё чуть-чуть:

Улгий

Первый город по дороге называется Улгий. Дело уже к вечеру, мы совсем устали и дальше него двигаться не планируем.

Надо найти какую-нибудь гостиницу, отель или как называется это заведение в Монголии)

Во время подготовки к поездке, просматривали ролики на ютубчике о Монголии. В одном из них парень рассказывал, что он перед поездкой так же интересовался деталями о Монголии и наткнулся на такую информацию, что в городе Улгий есть местный человек, который представляется как Мурат. Что мимо него не проедет ни один русский. Он к каждому сам подъезжает прям на улице и на отличнейшем русском языке заводит разговор. Приглашает переночевать у него. Он построил возле своего дома монгольские юрты и там размещает людей за рубли) Ужин и возможность помыться входит в стоимость!
Парень в это не поверил, но когда заехал в город, то к нему действительно подъехал человек и представился как Мурат и пригласил переночевать у него.
Постанова конечно)

Въезжаем в город и начинаем поиск гостиницы. Используем, разумеется, Maps.Me. Работает всё не совсем безоблачно, не факт, что отмечены все места и организации, но это значительно лучше, чем ничего.

По пути видим супермаркет, в который безусловно хочется зайти и поглядеть, но Римма жутко устала и она против. Ищем гостиницу.

Немного колесим по городу, проезжаем мимо нескольких гостиниц, в итоге решаем таки в одну заехать, но для этого надо развернуться. Я съезжаю на обочину, чтобы пропустить все автомобили и мне хватило места для разворота. Но развернуться не могу, потому что рядом останавливается Toyota Prius.

- Римма, это наверное Мурат! - говорю я.

- Какой ещё Мурат?! - спрашивает Римма.

Из автомобиля, на отличнейшем русском языке:

- Здравствуйте! Меня зовут Мурат. Как прошли границу, как себя чувствуете, сильно ли вы устали? Приглашаю вас к себе в гостевой дом переночевать, ужин, завтрак и возможность помыться в бане - входит в стоимость! Цена 3000 рублей за сутки.

"Не постанова", - подумал я.

Судя по всему, у Мурата по всему городу куча знакомств и на чём он зарабатывает все прекрасно знают. Возможно, перед тем, кто ему даст наводку на русских, в долгу не остаётся)

Мурат приглашает к себе на осмотр, мол, не захотите, поедете дальше, искать гостиницу. Расчёт на то, что люди уже уставшие, а тут с ними по-русски разговаривают и для России цена не очень большая, за двоих, на сутки, с ужином, завтраком и возможностью помыться в бане. Wi-Fi есть. Бизнес весьма успешный. Рекомендовать ехать именно к нему я не буду, решайте сами, конечно) Но ряд проблем уставшим путникам он весьма успешно снимает.

Приехали с ним на территорию: стоит несколько юрт, его домик. Своя территория за забором. На территории стоит несколько машин и все с российскими номерами. Познакомился с гостями.

К слову, было там двое молодых парней, вместе приехали в Монголию. Так вот, подошли они ко мне и говорят, что финансы немного не рассчитали, наличка закончилась. Просят у меня наличку, а они тут же переведут на карту. Но говорят, что если нет, так нет, вопросов никаких. Мы подумали и отказали им, потому что сами только въехали в Монголию, что и как будет дальше - неизвестно. Сколько нам понадобится денег так же неизвестно. А как я уже говорил, взять там наличку особо негде, банковские карты бесполезны . Что и получилось в итоге, всю наличку мы потратили. Хорошо, что с собой ещё две канистры топлива было. На выезде из Монголии у нас оставалось ещё немного тугриков, но мы, чтобы не терять время на обратный обмен и не везти их в Россию, просто залили всё в бак.

Нам показали юрту, чисто, уютно. Римма уже не хотела никуда ехать, перспектива кататься под вечер в темноте, в чужой стране, с языковым барьером не радовала. Да и сам я весьма уставший, так что, решили остаться. Расчёт Мурата весьма верен, умный мужик, очевидно.

Баня не является баней, в нашем понимании. Маленькое помещение, как наша парилка, но самой парилки нет. Печка растоплена, внутри тепло, вода горячая и холодная есть, в тазиках помыться можно. Попариться негде. Да этого и не надо.

Мурат так же предлагает размен денег. Говорит, что дальше нигде не поменять, до самого Улан-Батора. Предлагает разменять всё у него. Тут конечно без лукавства с его стороны не обошлось. Вроде как всё по-честному, но не покидает чувство, что тебя где-то обманывают.

Говорит, езжай в банк, если хочешь, поменяй там. Но увидишь, что курс будет не такой выгодный, как у него. Он предлагает по 48 рублей. И русские ребята постоянно ему вторили, подтверждали его слова. Говорят, что дальше с нами по русски разговаривать уже никто не будет, поэтому вопросы все решить лучше здесь и сейчас.

Топливо самое дешёвое здесь, в Улгий, дальше будет дороже и дороже. И это наши ребята так же подтверждали.

В общем, поговорили и я ушёл спать.

У нас запланирован был ранний подъём, на 6 утра. Мы всегда рано просыпаемся. На что Мурат сказал, значит они проснуться ещё раньше и приготовят завтрак. Ничего этого не было) Когда мы проснулись, все ещё спали, более того, я даже не знал, где конкретно находится сам Мурат, в какую дверь стучаться) Ладно завтрак, мы же не можем просто так уехать, не попрощавшись и не сдав юрту.

Собрались, уже готовы выезжать. Начал стучаться в дверь кухни, оказалось, что правильно определил дверь. Еле как разбудил хозяина. Никаких завтраков в такую рань, в 9 утра открывается магазин, они покупают еду и готовят. Значит ещё одно лукавство) Хитрец, не иначе)

Распрощались и поехали на заправку. Первый раз я заехал на монгольскую заправку.

Топливо
Топливо

Заехал заправляться и по привычке говорю, что мне до полного бака. Смотрю, как полетели цифры в графе "цена". С какой-то космической скоростью. Вот уже 100000 тугриков и больше. Здесь меня осеняет, что у меня то их всего 96000! Набежало порядка 105000. Останавливаю заправщика, отдаю ему все тугрики и говорю, что больше нет. Предлагаю расплатиться с ним за рубли. Он считает по 40 тугриков за рубль. Отдаю ему 300 рублей и он даже сдачи мне дал, 2000 тугриков. И на том спасибо)

Стоимость топлива везде одинаковая. Один раз мы заехали в какой-то населённый пункт, там цена была 3900 тугриков за дизель. И всё, во всех остальных цена как на фото. При этом, на стенде 3760, а заливают по 3680 тугриков. Почему на стенде не обновили цену - неизвестно.

Разворачиваемся и едем в банк для обмена денег. Заходим, а там вообще по-русски никто не понимает, мы еле объяснили, что хотим обменять деньги. Оказалось, что банк вообще не занимается разменом!

В Maps.Me мы увидели, что есть обменник, но почему-то решили в него не ехать, а вернулись назад к Мурату. Он поехал к банкомату, а мы за ним.

Процесс обмена валюты с Муратом прост. Ты отдаёшь ему рубли, он снимает со своей карты тугрики и отдаёт тебе. Всё по-честному.

Приехал он в тот же самый банк, в котором были мы. Должен был снять нам 576000 тугриков, а снял 560000. Получилось, что курс обмена для нас 46.6 тугрика за рубль) Я не стал с ним спорить, разница в пересчёте на рубли - невелика, порядка 300-350 рублей. Пожали руки и мы поехали дальше!) Ещё одно маленькое лукавство со стороны Мурата)))

Так что, первым делом езжайте в обменник и там меняйте деньги. Судя по Maps.Me обменник есть ещё в Баян-Хонгор, но мы не проверяли, нам разменянных 12000р хватило до Улан-Батора. При условии, конечно, что было ещё 40л дизеля с собой, которые мы использовали.

Дорога до Улан-Батора

После Улгий качество дорог начинает улучшаться. Нам много рассказывали про отменное качество, отсутствие машин и тому подобное. И это, в какой-то степени, действительно оказалось так.

По дороге нам встретился маленький КПП, оказывается там есть платные дороги и цена на них ЦЕЛЫХ 1000! тугриков! На наши деньги это 20-22 рубля. Сотрудник даже пару слов на русском языке знал. Выяснили мы это, потому что 1000 тугриков дали совсем разорванной бумажкой, такую нам дали на сдачу на автозаправке) Вот он и возмутился немного, а что мы можем сделать, какие деньги нам дали, такими и расплачиваемся.

Дал нам талончик об оплате и мы поехали дальше.

Талон оплаты платной дороги.
Талон оплаты платной дороги.

Платная дорога значительно лучше по качеству. Может сначала не сильно заметно, но потом разница видна невооружённым взглядом.

Но если съезжаешь на гравийку, сразу чувствуешь местный монгольский дорожный колорит.

По пути увидели большое озеро и решили доехать до него. Вода практически посреди пустынной степи. Вид очень красивый, но портит всё загрязнённость берега. Мусор без стеснения выкидывается на землю.

Полюбовались и поехали дальше.

Периодически на этих замечательных дорогах попадаешь в пробки. Как на Горном Алтае.

По дороге ехать замечательно! Музычка играет, полотно ровное, ничего не гремит, не шумит, машин нет, сплошное удовольствие!

Ещё чуть-чуть:

Конечно, не обходится и без небольших минусов:

Остановились ноги размять

Ховд

Следующим по пути крупным городом был Ховд.

Заехали в него, чтобы что-нибудь поесть и зайти таки в местный супермаркет.

Кстати, это единственное место, где мы встретили автомобили с российскими номерами, больше нигде не попадались.

Нашли по карте какой-то ресторан, а на карте все заведения называются ресторанами, и начали искать место для парковки. Навигатор привёз нас в часть города, которая напоминает рынок. Возможно, так оно и было, конечно.

В чужой стране у меня появилась проблема с парковкой. Я даже не знаю, могут ли увезти машину на эвакуаторе. Поэтому, пришлось немного поколесить, пока не нашёл более менее уверенное для себя место.

Остановились и пошли в ресторан.

Походили по ближайшим заведениям и ничего подходящего не нашли. Я уже не помню, что конкретно нас не устраивало. Какой-то вообще отсутствовал, другой был не совсем тем заведением, которое нам надо было. Мы искали что-то вроде нашей столовой, но такого не было.

Решили, что поедем в другое место.

Уехали глубже в город, припарковались где-то на открытой площадке, которая в какой-то степени напоминала парковку. Рядом, судя по карте, были различные рестораны, а так же супермаркет.

Зашли в первый попавшийся, а он действительно, как ресторан. По-русски никто не понимает, на робкую попытку заговорить на английском тоже не ответили. Мы пошли искать дальше.

Обошли вокруг всё, что можно было и в итоге вернулись в самый первый. Хоть что-то уже поесть, зайти в супермаркет и ехать дальше, время-то идёт.

Сели в ресторанчике, к нам подошла девочка официант. Принесла меню, мы ни по фото, ни, тем более, по названиям, ничего понять не можем. Пытаемся с ней поговорить по-английски - бесполезно. В итоге она убегает и подходит молодой парень официант. Он уже как-то бегло говорит на международном. Указывает нам на блюдо и хотя бы называет вид мяса, которое там есть.

В итоге, Римма заказала себе какой-то суп с курицей, а я что-то вроде наших чебуреков. Суп оказался абсолютно никаким с сухим мясом курогрудки. Чебуреки были более менее вкусные. Разумеется, суп пришлось есть мне.

Поели, рассчитались наличкой и пошли посмотреть их супермаркет.

По ценникам ориентироваться тяжело. Надо привыкать к чужой валюте. Есть товары, которых в наших магазинах нет, в том числе всякая санкционочка.

Ещё чуть-чуть:

Набрали разных иностранных шоколадок, местных "чокопаек", сладкую воду. Понравилась только одна шоколадка, вроде австралийская, остальное не впечатлило.

На кассе, традиционно, нас не понимали. Показали цифру, сколько мы должны денег. И тут началось. Достаю из широких штанин толстенный тугой кошелёк, до отказа набитый тугриками и начинаю отсчитывать тысячами. По цветам деньги не различаю, номинал с первого раза понять не могу, подсобрали мы за собой очередь) В целом, никто не возмущался, вероятно относятся с пониманием к иностранцам.

Закончили все дела в Ховде и поехали дальше. Теперь наша задача проехать столько, сколько получится.

Ночёвка

Дороги после Ховда стали ещё лучше. Римма решила поспать, а я чуть-чуть добавил скорости.

Автомобиль мой не предназначен для таких скоростей, но иногда двигателю полезно, насколько я знаю. Ехал я так минут 10-20. После снизил скорость до комфортных 120км/ч. И автомобилю не тяжело и мне хорошо)

Будить Римму я, конечно же, не стал. После показал видео. Даже не заметила. Дороги супер!

Одно наше наблюдение: судя по всему, Монголия находится значительно выше над уровнем моря, чем Россия. Уши постоянно закладывало, то вниз ехали, то вверх. У меня в автомобиле есть датчик высоты, но я им никогда не пользовался и к реальной высоте над уровнем моря он не привязан, но динамику мы по нему отслеживали. Разлёт был тысячи в две. К сожалению, не хватило тогда ума посмотреть высоту на телефоне.

В конце видео Римма говорит, что у неё заложило уши.

Ехали и любовались видами, а дело шло к вечеру. Усталость накапливалась, начали искать место, где поставить машину, развести костерок. Дрова у нас были с собой, взяли ещё в России при подготовке.

Пейзажи вокруг - пустынные поля, вдалеке виднелись холмы. Примерно 1км от дороги. Съехали с дороги и двинулись в сторону этих холмов. Чтобы более менее спрятать машину, да и от ветра хоть как-то скрыться. Говорят, в степях жутчайшие ветра по ночам.

Местечко подобрали отличное!

Видео чуть-чуть притенил, на телефоне то хорошо и красиво всё, а вот скачал на комп и всё в пересвете. Работа для меня это не профессиональная, поэтому в итоге где-то темно получилось, где-то более-менее нормально)

Закат обалденный, виды марсианские. Сделали костерок. У меня с собой был трёхлитровый термос. Вскипятили воды, заполнили его, чтобы с утра кипяток под кашку уже был.

А с погодой нам повезло. Было очень тепло и безветренно!

Посидели, побалдели, да отправились спать. Утром ранний подъём и вперёд, на Улан-Батор! Точнее - в!

Покупал термос ещё в 2016 году, во время начала своего первого путешествия "ЛегкоПоРоссии". В Благовещенске, в пешеходном переходе, у китайцев, за 600 рублей. Он со стеклянной колбой и кипяток держит трое суток! Если постоянно открывать и наливать чай, то меньше.

Когда собирались в поездку, предположили, что утром в поле захочется каши поесть, поэтому купили несколько пакетов быстрозапариваемых. Собственно, не пожалели. Оказалось очень удобно и быстро.

Фото пейзажа:

Живописное местечко)
Живописное местечко)

Едем дальше.

По пути до Улан-Батора проезжаем различные населённые пункты. Мелкие города, какие-то деревни. Вдоль дорог множество разрозненных монгольских юрт. Издалека смотришь и не понимаешь, как они там живут? Воды поблизости нет, ближайшая юрта где-то на горизонте. Нет у них стремления к кучкованию или объединению, что-ли.

В одном из супермаркетов встретил даже маринованные американские сосиски. В России такого не видел, поэтому даже сфотографировал.

Маринованные сосиски и варенье из Алоэ
Маринованные сосиски и варенье из Алоэ

Слева в кадр попала банка с корейским вареньем из алоэ. Стоимость 25000 тугриков, на наши примерно 500-600 рублей. Мы взяли попробовать одну. Открыли, когда приехали к родителям Риммы. В общем, я успел только пару ложек с чаем попробовать и больше я его не видел. Было съедено в момент!) Пожалел, что не взял две банки.

Когда перевели текст на этикетке на русский язык, оказалось, что это не совсем варенье, а какой-то напиток, что-ли. Надо в кипятке разводить. Но нам понравилось просто с чаем вприкуску. Будете в Монголии, рекомендую взять попробовать!)

Решили сэкономить немного на местном топливе и залить в бак 40л дизеля, привезённого из России. Вовсе не зря мы с собой взяли две канистры.

Так мы и рассчитали топливо. Первая заправка в Улгий, вторая где-нибудь по пути, третья из канистр. Этого нам хватило до Улан-Батора. Бак у меня на 95 литров и его хватает примерно на 700-800км.

Ближе к Улан-Батору пейзажи начинают быть похожи на земные. Зелено становится, может даже кустарники проглядывают.

Земные пейзажи
Земные пейзажи

Видео:

Ещё одна интересная история по пути:

Решили в очередной раз найти место, где можно было бы поесть. А мы вкусную местную еду до сих пор так и не нашли. Смотрим, возле дороги стоит огромное здание с надписью Khan Buuz. Очевидно, там продаются буузы, уж с ними-то точно не должны пролететь.

Такое, европеизированное заведение, что-то вроде большой столовой. Толпа там неимоверная. Римма пошла занимать столик, а я пошёл покупать буузы. С помощью жестов и громкой русской речи я добился таки того, что меня поняли, и что мне нужны буузы. Но оказалось, что в Khan Buuz'е собственно самих бууз то и нет. Там какая-то другая еда, которую мы вовсе не захотели есть. Развернулись и вышли.

Справа от входа стоит фастфудный вагончик, тоже от Khan Buuz. На вагончике нарисована еда, которую они предлагают и можно хотя бы просто ткнуть пальцем. Взлом языкового барьера!)

Стояли, выбирали. Тыкали пальцами. Выяснили, что половины в наличии нет. Я хотел взять сырный хотдог, поэтому его и фоткал, но его не было. Взял простой хотдог. А Римма заказала себе курицу, как на втором фото. Она была в наличии. Кстати, пока выбирали, к нам даже подошла одна местная девочка и на английском предложила помощь) Мы вежливо отказались, потому что выбор уже был сделан. Вот только у них не всегда "всё, что на коробке, то и внутри коробки"...

На этом мы решили закончить наши приключения с едой на трассе и ходом пошли в Улан-Батор. Чем ближе мы подъезжали к городу, тем плотнее становился автомобильный трафик. В итоге дошло до того, что мы ехали дружно двумя сплошными потоками. Один в сторону города, другой из города.

Мне было не просто. На улице сумерки, на встречке машины постоянно сигналят, семафорят фарами. Кто-то просто с дальним светом фар едет. Толком ничего не видно, постоянно ориентировался по краю дороги, вперёд смотреть нереально. Зачем они так делают - решительно непонятно. Это продолжалось несколько часов, пока мы не доехали до Улан-Батора.

Пока ехали, Римма подобрала несколько вариантов гостиниц, в которых мы могли бы остановится и одну даже забронировала через букинг.

В город въехали уже по темноте. Сразу попали в пробку. До гостиницы добирались около двух часов. Ничего не фотографировали и видео не снимали. Мозг в этом направлении не работал...

Приехали в гостиницу и на наше счастье парень на стойке регистрации немного разговаривал по-русски. Заплатили за проживание последние тугрики, получили ключ и пошли в номер, на третьем этаже.

Всё более-менее цивильно, нам многого и не надо было. Помыться, да спать лечь. Вот только воды горячей не оказалось, пришлось мыться под холодной. Нам уже было всё равно, помылись и выключились.

Утром пошли умываться и увидели надпись на зеркале в ванной: "Уважаемые гости, откройте горячий кран и сливайте воду минимум 10 минут, чтобы пошла горячая вода."

Досконально текст не помню, но смысл был примерно таким)

Оделись, сдали номер и пошли в город.

План был следующий: найти пункт обмена валюты, позавтракать, съездить до памятника Чингисхану и ехать в Россию. На границе со стороны Монголии находится город Алтанбулаг, со стороны России - Кяхта.

Когда ещё только собирались в поездку, где-то в интернете проскочила информация, что в Монголии с 10 июля начинается какой-то праздник и граница может быть закрыта. А мы как раз в это время планировали заехать в Монголию. За полтора месяца начали названивать на границу в Ташанту, чтобы подтвердить или опровергнуть это. Дозвонились, и нам сообщили, что на текущий момент такой информации нет и звонить надо за одну-две недели до 10 числа, тогда уже будет известно точно. Больше дозвониться до них не смогли. Неудивительно, люди работают, им не до телефона.
Оказалось, что праздник действительно есть и все границы закрываются на 6 или 7 дней! Ни въехать в Монголию, ни выехать нельзя! Все границы, кроме одной. Которая находится со стороны Улан-Удэ в Кяхте. Это международный пропускной пункт и работает он круглосуточно, без перерыва и выходных.
Как раз тот, что нам был нужен.
Мы выезжали из Монголии 10 числа.

Памятник Чингисхану находится восточнее Улан-Батора, а граница на севере. То есть, сначала надо проехать через весь город на восток, далее 50км до памятника, потом 50км назад до города, через весь город до западной его части и по трассе уже свернуть на север.

Первым делом нам надо было обменять рубли на тугрики, так как наши запасы были истощены, бак пустой. Я рассматривал вариант оплаты топлива за рубли, но не факт, что приняли бы.

В связи с праздником, закрыты были не только границы, но и многие заведения. В том числе обменники!

Мы начали колесить по городу, заехали в один - закрытый, в другой - закрыт. Третий, четвёртый... Всё закрыто! Что делать? Даже написали в группу в телеграмме по Монголии, где можно деньги обменять. Пока нам отвечали, искали дальше.

В итоге, нашли целую аллею обменных пунктов, которые были открыты. Их было штук 15, находились все рядом друг с другом, в одном здании. Припарковались и на радостях заскочили в первый же обменник. Размен был по 49 рублей. Для нас это был самый выгодный обменный курс. При въезде обменяли деньги по 48 тугриков, у Мурата по 46.6, а здесь 49. Обменяли все деньги которые у нас были.

Выходим и идём довольные, что всё получилось. Навстречу идёт русская женщина. Мы с ней поздоровались, оказалось, она из Улан-Удэ. Говорит, что ищет, где бы ей обменять деньги.

- Так идите вон в тот крайний, там мы обменяли без проблем по 49 тугриков! - говорим мы.

- Я ищу самый выгодный вариант, - отвечает нам женщина, - А здесь везде меняют по 51 тугрику!

В общем, на радостях мы зашли в единственный обменный пункт, в котором обмен по 49 тугриков) Во всех остальных было по 51) Ну и ладно, значит так тому и быть!)

Поездка по Улан-Батору - то ещё приключение. Город стоит в каких-то жутких пробках. Водители на дорогах творят, что хотят. Ощущение такое, что управлять автомобилем научили, а ездить - нет. Минимум культуры вождения. Никто никого не пропускает, наоборот, стремится не впускать к себе в полосу, если кто-то перестраивается.

Возле нас даже авария случилась. Едем по трёх-полосной дороге в одну сторону, по средней полосе. С прилегающей территории заезжает женщина на джипе, пересекает две полосы и пытается попасть в третью. Дорога в пробке, её никто не хочет пропускать. И происходит "битва двух якодзун". В третьей полосе, куда она и стремилась, ей не уступают. Женщина максимально начинает прижиматься к одной машине сбоку. И старается это максимально ближе, чтобы возможности её НЕ пропустить ни у кого не осталось. И в результате, просто бьёт в заднее крыло этот автомобиль. Включают аварийку, выходят из машины и начинают осмотр повреждений. Напомню, это пробка и три полосы в одну сторону, две из которых перекрыло аварией! Мы были буквально в одной или двух машинах от аварии, поэтому проскочили это место и поехали дальше, а пробка ухудшилась раза в три!

Пока стояли в пробках, передумали ехать к памятнику Чингисхану. Оставили его на следующую поездку, которая будет когда-нибудь)

Решили остановиться поесть где-нибудь, зайти в супермаркет прикупить что-нибудь на дорожку и ехать в Россию. Граница работает круглосуточно, поэтому мы не опоздаем.

В очередной раз попытались найти заведение, в котором можно было бы поесть. Зашли в кофейню, взяли чашку кофе и вышли искать дальше. Через дорогу было какое-то невзрачное заведение, без излишеств, без крутых и броских вывесок. Зашли, там прямо на стенде что-то написано, по-русски никто не понимает, но можно опять просто тыкнуть пальцем в название и всё! Так и сделали, заказали манты, сосиску в каком-то белом тесте, монгольский солёный чай с молоком. Всё оказалось довольно вкусно и аутентично! Первое и единственное место, где нам действительно понравилась еда!

Поели, зашли в супермаркет и поехали на выезд из города. Простояли ещё в пробках несколько часов. На каждом светофоре стоит инспектор, который регулирует движение. И наше направление он держал по несколько светофоров, машины за светофором просто стояли и не двигались. В таком режиме прошли 4 или 5 перекрёстков, а потом просто поехали. Мы не увидели никаких препятствий и причин для пробки. Очень странное дело. Но так бывает и в России.

Выехали из города на трассу и наконец вздохнули полной грудью!

Радость наша была недолгой. Вскоре замечательные асфальтированные монгольские дороги закончились! Идёт тотальная стройка трассы от границы до Улан-Батора. Есть гравийная дорога, ужаснейшего качества. И даже на крузаке по ней ехать ужасно. Судя по всему, дороги нормальной здесь не было никогда, потому что вдоль трассы по полям накатаны направления, по которым все и едут! На них чувствуешь себя чуть лучше, но есть возможность немного заблудиться, что я в итоге и сделал. Надо было переехать через трассу, а я повернул направо и поехал вдоль трассы. Заехал в тупик, пришлось разворачиваться. Когда ты уставший, такие манёвры лучше избегать.

От Улан-Батора до границы - 350км. Ехать по асфальту ну может 50км, остальное всё по гравийке или по накатанным направлениям. Это очень изматывает, особенно после многочасовых пробок. Местные, вероятно, привыкшие, но не мы)

Вдалеке тучки стали сгущаться, виды обалденные, в какой-то степени даже пугающие. Едешь в сторону апокалипсиса какого-то.

Периодически выезжаешь на короткие куски асфальта, это прям как бальзам на душу.

Но потом неизбежно возвращаешься на гравийную дорогу и настроение чуть-чуть ухудшается...

Таким образом, потихоньку добрались до границы. Время было около 2 часов ночи.

Останавливает нас сотрудник в форме и говорит:

- Нет граница!

- Что значит "нет граница"?! - возмущаемся мы, - закрыта, что-ли?!

Указывает нам, где поставить машину и не пропускает под шлагбаум. Пытаемся выяснить, почему нас не пропускают, вроде как пункт работает круглосуточно и без выходных!

В итоге, зовёт меня зайти на КПП, там его старший подходит и говорит:

- Он же тебе сказать, подожди чуть-чуть, подожди чуть-чуть!

- Понятно! - говорю я, - команду ждём! ))

Пока разговаривали, по рации передали команду и нас пропускают дальше.

Процедура стандартная: проверка документов, просвет всех сумок. У меня ещё спрашивают какую-то бумажку, которую мне должны были дать на въезде в страну, но у меня ничего нет. Всё, что было, всё показал. Мне сказали, что надо найти какого-то инспектора, чтобы мне сделали дубликат, но в кабинете никого не было. Я вышел на улицу и подошёл к первой женщине-сотруднице, которую увидел. Попытался объяснить, что мне надо. Они между собой на монгольском что-то обсудили, позвали меня в кабинет, сделали дубликат и мы прошли монгольскую часть границы.

Теперь мы упираемся в очередь на российскую границу.

Алгоритм схожий. Поднимается шлагбаум, заезжаешь со всеми на территорию. По очереди подъезжаешь к месту досмотра авто, заходишь в здание со всеми документами, оформляешься. Выходишь и готовишь машину к досмотру: выгружаешь все вещи, открываешь по требованию сумки. Всё осматривают с собакой.

Наконец-то мы прошли границу и попали в Россию! Сил уже ни на что не оставалось, проехали немного по дороге и остановились на парковке. Закрыли окна в машине карематами и уснули.

Россия

Кому как, но нам вернуться в Россию это большая радость! Хоть и были мы в чужой стране всего-то несколько дней. Всё сразу такое родное, красивое!

Милые глазу пейзажи)

Ещё чуть-чуть:

В этот день нашей задачей было доехать до Улан-Удэ. Разместиться в гостинице и пойти погулять по городу. Помыться под душем, поспать в нормальной постели. Ничего особенного, поэтому расписывать особо нечего. Все поставленные задачи были выполнены)

Байкал

Рано утром собрались, сдали номер и поехали на Байкал. По пути заехали в супермаркет, прикупили шашлычка.

Путь наш лежал в село Максимиха. Римма забронировала нам домик на пару дней, на турбазе. Дорога туда живописная, красивая и самое главное - асфальтированная!) Ехать одно удовольствие!

Часть пути пролегает вдоль Байкала, но его не видно из-за деревьев. С дороги есть съезды, в один из таких заехали.

Байкал - величественен. Когда видишь его в первый раз, то дух захватывает. Огромное море с пресной водой!

Я считаю, что русский человек хотя бы раз в жизни должен побывать в 5 местах России: Камчатка, Байкал, Горный Алтай, Карелия и Крым.
Это не значит, что в России больше нет красивых мест, это лишь знаковые места, которые обязательны к посещению!) А наша страна настолько огромна, разнообразна и красива, что за всю жизнь всех мест не посетить!)

Едем дальше:

По приезду выяснилось, что база находится далеко от озера. Это оказалась спортивная база и туда привозят школьников, у них там различные спортивные тренировки и мероприятия. Ребята дисциплинированные, если они не тренируются, то их не видно и не слышно. Так что, на базе нам понравилось) На территории есть банька, бронируешь заранее, её растапливают к нужному времени. Забронировали на следующий день.

Когда приехали, нас ждал небольшой сюрприз. Оказывается, там авария произошла с электрическими сетями и для устранения весь посёлок обесточивался с 8 утра до 8 вечера. День через день. В том числе без электричества были и сотовые вышки, то есть, связи не было никакой!) Но если подъехать близко к Байкалу, то появлялась небольшая связь. Видимо, на другом берегу стояла вышка и по воде доставала до нашего берега, при этом берег видно то и не было!)

Доехав до берега, позвонили по рекламному объявлению с туристической поездкой и забронировали тур на утро, в Баргузинский заповедник.

Вечером пожарили шашлыки, побалдели и пошли спать.

Утром за нами заехал автомобиль.

Въезд в Баргузинский заповедник
Въезд в Баргузинский заповедник

Маршрут был такой: на автомобиле мы заезжаем в заповедник, едем через него, любуемся видами, слушаем гида. Нас довозят до берега, пересаживаемся на яхточку и идём уже по воде до змеиной бухты.

Там термальные ванны, с разной по температуре и составу водой. Выстроены деревянные настилы, ходить можно только по ним. Якобы в кустах могут быть ядовитые змеи. Проверять это мы, конечно же, не стали.

Гид после горячей термальной воды в Байкал лезть запретил. Сначала в холодный Байкал, потом уже в термальные источники. Спорить с этим я не стал и сделали всё по науке. Сначала залез холодную воду, а после в термальную.

Получилось, как в мультике про Конька-горбунка: искупаться должен в молоке и двух водах)

На обратном пути нам устроили шоу с чайками. Кормили их хлебом. Куски прям из рук выхватывают!)

Когда ехали в автобусе, то остановились рядом с машиной, в которой из багажника продавали омуля.

Каждый раз, когда я был на Байкале, мне рекомендовали поесть местного, знаменитого, вкуснейшего омуля. И из раза в раз я покупал на рынке какую-то ерунду. И вкуснота этой рыбы, для меня, была очень сильно преувеличена. Но в этот раз моё мнение резко изменилось. Мы были скептически настроены и взяли пару хвостиков, когда попробовали, то просто обалдели, какая она была вкусная! Либо раньше я покупал подделку, а не омуля, либо большинство его попросту не умеет готовить.

Если будете брать местные турпоездки и вам предложат заехать и купить рыбки, то покупайте, вероятно, это будет гораздо вкуснее, чем на рынке, пусть и подороже.

На вечер у нас была заказана баня, приехали, попарились, помылись и пошли спать. Утром уже ехать дальше.

Новый Энхэлук

Отправились в посёлок Новый Энхэлук. Пляж, палатка, костерок. Как там будет мы не имели понятия. Вроде по карте - песочный пляж и можно встать с палатками. Разбирались по месту)

Проехав по дороге мимо посёлка, по левой стороне начинается огороженная береговая линия. Насколько я понял, земля арендована, поставлен шлагбаум, построены туалеты, поставлены мусорные баки и выстроены деревянные столешницы под крышей. Всё это раскидано по территории, по разным местам стоянок. Туалетов прям много, некоторые закрыты, по причине переполненности.

Платишь за въезд, заезжаешь и выбираешь место для стоянки. Если со столешницей, то подороже, а если без, то подешевле. Заехать и выбрать место позволяют без оплаты. Если найдёшь, то к тебе подойдёт человек за деньгами, а если не найдёшь, то спокойно выезжаешь.

Мы заехали в первый шлагбаум, поездили и не нашли для себя подходящего места, всё занято. Поехали дальше, там второй шлагбаум, заехали и всё таки нашли местечко, сокрытое со всех сторон деревьями. Там и встали.

Стоимость 500 рублей за место в сутки.

Место обалденное, от ветра защищены, чужих глаз нет, ляпота!)

Кстати, умывальник!) Ещё одна классная идея! Кусочком верёвки привязываешь его куда угодно и умываться по утрам удобно, и просто руки помыть! Здесь привязали к дереву. Когда ночевали в Монголии, привязывали к кенгурятнику на автомобиле!

Подошёл к нам познакомиться парень с соседней стоянки. Он там со своей семьёй отдыхал. Зовут Паша.

Я представил ему Римму.

- О, легко будет запомнить, мою жену зовут Римма!

Вот тут Римма впала в небольшой ступор. Имя крайне редкое, за всю жизнь ей попался всего один, может два человека с таким именем. А тут на берегу Байкала, на соседней стоянке) Чудо, не иначе)

- У меня там банька полевая, приходи вечерком попариться, а то мне не с кем... - говорит Паша)

От такого предложения отказаться я не смог и поход, естественно, запланировал. Только не в этот вечер, а на следующий день.

Этим вечером мы открыли бутылочку вина и балдели на берегу, любуясь Байкалом и закатом)

На следующий день была замечательная погодка, с утра позавтракали яишенкой, в обед сварили супчик. Купались в Байкале, загорали на пляже. Классика жанра.

Дрова сыроватые были, подсушивал возле костра
Дрова сыроватые были, подсушивал возле костра

Ближе к вечеру пошли в гости к соседям, банька же там!

С Пашей мы пошли париться и купаться, а наши Риммы общались между собой на свои какие-то женские темы. Им парилка неинтересна)

К сожалению, ни баньку, ни процесс парения не сфотографировал. Баня была вот такого типа:

Источник: яндекс.картинки
Источник: яндекс.картинки

Я вовсе не ожидал от полевой бани такого эффекта. Конечно, если постоянно выходить, то жар быстро выхолаживается, но пока ты там сидишь и подкинул в печку прессованные брикеты из опилок, то уши в трубочку заворачиваются! Нагрелись и бегом в Байкал! Обалденно! Рекомендую попробовать)

Вечером пошёл дождь. Мы оказались к этому вовсе не готовы, сказывается отсутствие должного опыта. Хорошо хоть шашлык успели дожарить.)

Спрятали всё под тент, но он быстро промок и всё под ним так же промокло.

После всё перенесли в палатку, там у меня есть специальный предбанник для вещей. Палатка не промокает совсем.

Всю ночь спали под шум прибоя и дождя, очень атмосферно и круто!

На утро проснулись, дождь прекратился. Мы начали просушивать вещи и собираться. В этот день наш путь лежал в Аршан. К обеду мы закончили с сушкой и сборами, заехали к соседям попить чайку и попрощаться)

Аршан

Следующий запланированный пункт - туристическая деревня Аршан. Ехали до самого вечера. Погода была пасмурная, шёл дождик.

Когда добрались, встал вопрос, где остановиться. Народу тьма! Всё везде занято. В итоге нашли свободные места в одном гостевом доме.

На Аршан у нас больших планов не было, подняться до водопада, да ехать в Ангарск.

Проснулись, как обычно, рано утром и пошли по тропе к водопаду. Было часов 7-8 утра. С нами увязались две собачки. Не отходили от нас ни на шаг и даже защищали от других собак. Причём, с таким рвением, будто они были нашими всю свою жизнь! Постоянно лезли в кадр, фотографировались вместе с нами!

На тропе и водопаде практически никого не было. Два или три раза встретились люди и всё. Можно спокойно фотографироваться)

Так что, планируйте выход рано с утра. В этом есть ещё один плюс. Мы его поняли на обратном пути)

Погуляв возле водопада, поднялись по ступенькам обратно на тропу и увидели дяденьку, который готовился к походу. Поинтересовались у него, как пройти к следующему водопаду. На что он недоумённо ответил, что как таковых других водопадов для неподготовленных туристов здесь нет и лучше нам подняться в гору по тропе, что была напротив ступенек. Подъём крутой, но мы не пожалеем, с его слов)

Так и сделали. Подниматься было действительно сложно, подъём очень крутой, после дождя тропа была сыроватая и скользкая. Собачки неизменно бежали с нами) Усилия стоили того. Наверху открывается совершенно потрясающий вид!

Посидели, пофотографировались. Позвонили родным. Связь сотовая хорошо ловит наверху.

Начали спуск вниз. Когда спустились, то просто обалдели от толпы народа, которая была на водопаде и тропе!

Люди в два потока двигались, кто к водопаду, кто от водопада. Постоянно кого-то пропускаешь, другие пропускают тебя. Трафик плотный)

Ближе к выходу стоит КПП. С утра там никого не было, но на обратном пути там уже стояли специально обученные люди и собирали плату за вход, по 200 рублей с человека. Вот ещё один плюс раннего выхода, для нас проход был бесплатный.

Чуть ниже рыночек с различными товарами. Прошлись, купили траву Саган-Дайля и пошли собираться в гостевой дом.

В гостевом доме поинтересовались у хозяйки по поводу собак, оказалось, это её собачки и они периодически ходят с людьми, которые им понравились. Видимо мы им чем-то приглянулись и они обеспечили нашу охрану на прогулке)

Собрали вещи и поехали в Ангарск.

Финиш

На этом наше путешествие закончилось. В Ангарске мы провели несколько дней, отдохнули от поездки и поехали домой, в Новосибирск!

Надеюсь, статья оказалась полезной и интересной, если есть какие-то вопросы или я что-то упустил, либо где-то ошибся, - пишите комментарии!)

До новых путешествий!

#монголия #путешествие #байкал #автопутешествие #туризм #легкопороссии

#монголия 2022 #автотуризм #автопутешествие