В 1936 году образовалась так называемая «Ось Берлин—Рим». В ноябре того же года был заключен пакт Германии и Японии, тем самым был сформирован агрессивный блок трех государств, имевших цель передела мира. Агрессивные действия Японии были направлены на укрепление своих позиций в Азии и на Тихом океане. Бездеятельность правительств Великобритании и США способствовала претворению в жизнь планов Японии.
31 августа 1937 года был подписан договор о ненападении между СССР и Китаем. Планы японской военщины о ведении боевых действий с Китаем один на один потерпели провал. На защиту Китая от нашествия войск агрессора встал Советский Союз. В Китай стало поступать советское вооружение с осени 1937 года. Она была значительной: 985 самолетов поступило до 1939 года, до 1945 года — 1250, 82 танка, 1300 артиллерийских орудия, 14000 пулеметов, боеприпасы, снаряжение.
С октября 1937 года по сентябрь 1939 год действовал знаменитый воздушный мост. В качестве транспортных самолетов использовались ТБ-3.
В Китае сражались и выполняли должности военных советников 3665 человек (на февраль 1939 г.). Среди советников были военачальники, которые позже, в Великой Отечественной, командовали армиями: В. И. Чуйков, П. С. Рыбалко, П. Ф. Батицкий. С сентября 1937 года в Китай стали поступать советские самолеты, это были боевые машины, находившиеся на вооружении Красной Армии и принимавшие участие в начальной стадии Великой Отечественной войны: истребители И-15, И-16; фронтовой бомбардировщик СБ; тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Направлялись помимо летчиков и штурманов также специалисты по техническому обслуживанию самолетов, специалисты из военных и правительственных структур. Опыт ведения боевых действий советских летчиков изучался не только в Советском Союзе, но также и в Японии, Германии, Великобритании.
Первый воздушный бой в Китае советские летчики провели 1 декабря 1937 года. О напряженности воздушной войны в небе Китая говорят потери — 195 наших соотечественников похоронены на чужбине.
В Китае находились известные советские летчики, многие из которых воевали в небе Испании, а затем участвовали в Финской и Великой Отечественной войнах: А. Г. Рытов, Ф. П. Полынин, В. К. Коккинаки, Г. П. Кравченко, П. Ф. Жигарев, Г. И. Тхор, Т. Т. Хрюкин, П. В. Рычагов, П. Н. Анисимов, С. П. Супрун, М. Г. Мачин и др. Японская авиация располагала относительно новыми для своего времени самолетами, которые имели летно-тактические данные, сопоставимые с советскими самолетами: истребители — И-95 (скорость полета до 350 км/ч), И-96 (380 км/ч), И-9.7 (до 450 км/ч); бомбардировщики — «Савойя» (бомбовая нагрузка 800 кг, скорость полета 380 км/ч), СБ-96 (скорость полета — 330 км/ч, дальность полета — 3300 км, вооружение — 5 пулеметов, бомба 1000 кг).
Китайские военно-воздушные силы имели устаревшие самолеты иностранных фирм: «Гладиатор», «Кёртисс Хаук», «Фиат-32», «Капрони-101», «Фиат Б3-3» и др. Более того, их большая часть была уничтожена в боях.
В Китай направлялись, как правило, лучшие советские летчики-добровольцы. За воздушные бои в Китае 14 советских летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза: О. Н. Боровиков, старший лейтенант, командир авиационной эскадрильи. Ведомые им бомбардировщики потопили 13 неприятельских кораблей (звание Героя Советского Союза присвоено 2 февраля 1939 г.); А. С. Благовещенский, капитан, командир авиационной эскадрильи. В воздушных боях сбил лично 7 самолетов противника и 2 — в группе (14 ноября 1938 г.); Т. Т. Хрюкин, капитан, командир авиационного звена. Звание Героя получил за «За образцовое выполнение боевых заданий...» (22 февраля 1939 г.); С. С. Гайдаренко, старший лейтенант. Совершил 16 боевых вылетов, сбил один японский самолет (22 февраля 1939 г.);
А. А. Губенко, командир звена. Сбил 5 самолетов неприятеля, совершил один таран (22 февраля 1939 г.); Г. П. Кравченко, майор. Звание Героя Советского Союза было присвоено за «...мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга...» (22 февраля 1939 г.);
М. Н. Марченков, младший командир, воздушный стрелок-радист. Со- вершил 12 боевых вылетов, сбил один самолет противника (22 февраля 1939 г., звания героя получил посмертно);
Е. М. Николаенко, капитан, командир авиационной эскадрильи. Участвовал в пяти воздушных боях, сбил два самолета противника (22 февраля 1939 г.); И. П. Селиванов, капитан, штурман бомбардировочной авиационной эскадрильи особого назначения. Совершил 15 боевых вылетов, «...успешно водил летчиков на боевые задания в любых условиях» (22 февраля 1939 г.);
С. В. Слюсарев, командир авиационного звена. Совершил с мая 1938 года по март 1939-го 12 боевых вылетов, участвовал в уничтожении 70 кораблей и до 30 самолетов против-ника — так в официальной справке (22 февраля 1939 г.);
И. С. Сухов, капитан, штурман бомбардировочной авиационной эскадрильи. Совершил 21 боевой вылет, «нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике...» (22 февраля 1939 г.); В. В. Зверев, майор, командир отряда бомбардировщиков. Совершил 10 боевых вылетов, потопил 4 японских корабля (22 февраля 1939 г.);
С. П. Супрун, майор, командир группы истребителей. Звание Героя присвоено «...за героизм и мужество, проявленные в боях...»
Назовем асов ВВС разных стран, воевавших в небе Китая, и количество сбитых ими самолетов: советские летчики: П. Казаченко — 12 самолетов, А. С. Благовещенский — 9; китайские летчики: полковник Ли Чун-Сун — 12, лейтенант Ванг К-Шин — 8, майор Кан Тан — 8; японский летчик: лейтенант Т. Кото — 9.
Продолжение следует….