Часть 2 - "Дыхание"
Дословный перевод термина Цигун (气功 qigong) - работа с "жизненной энергией", где Ци (气) имеет, на самом деле, очень широкий спектр значений: воздух, газ, дыхание, а в сочетании с другими корнями он расширяется многократно. "Работа" (功) также стоит в ряду значений "практика", "совершенствование", "умение", "мастерство" и вообще "усилия по достижению".
Выделяется различные типы практики Цигун, по различным критериям. Одна шкала делит #цигун по конфессиональной принадлежности - даосский, буддийский и конфуцианский. Другая делит его по направленности воздействия - медицинский (лечебный), оздоровительный, профилактический, общеукрепляющий, цирковой. Третья по отношению к движению - статический, динамический и статико-динамический. Соответственно, комбинации этих трёх больших делений дают ещё большее количество конкретных направлений, определяющих методику и, в частности, взаимоотношения с интересующим нас дыханием.
Общее правило для большинства динамических упражнений это координация Вдоха с Расширением (Открытием -"Кай"), а Выдоха с Сжатием (Закрытием - "Хэ"). Однако, это лишь поверхностная характеристика, которая, если понимается буквально, не даёт никакого особого эффекта. По большому счёту можно выполнять и противоположную координацию. Главное условие для всех общеукрепляющих комплексов (а таковых большинство на рынке услуг) это не задерживать дыхание.
Задержка дыхания происходит автоматически, если человек хочет увеличить свою концентрацию внимания. Поэтому неофита приучают следить за плавностью, ровностью дыхания, его фазами, не напрягая при этом сильно волю, не употребляя так называемого "грубого мышления", сжигающего Ци. Если это #динамический_цигун, то этого вполне достаточно - дыхание не должно отвлекать, мешать присутствию внимания на других областях. Оно должно постепенно утоньшаться, как бы затухать, становиться незаметным, тихим. Задержки, приводящие к разрыву ритма, плавности, не приветствуются - это всегда признак того, что ум и Ци находятся в возбуждённом состоянии.
В некоторых статических упражнениях существуют специальные требования к дыханию, но отнюдь не во всех. Выделяется несколько типов дыхания - Прямое, Обратное, Утробное. Такие упражнения всегда несут определённую цель, имеют конкретные задачи - например воздействие на внутренние органы, или на сознание. Если нет прямых указаний на специальный тип дыхания, следует выполнять его естественно - значит задачи упражнения и соответствующие им методы другие.
И теперь о главном. По умолчанию в большинстве упражнений Цигун используется базовый принцип, распространяющийся также и на тайцзицюань, который по праву считается самым сложным видом внутренней практики - это использование Мысли. Именно мысль определяет движение Ци, которое, наполняя тело Целостно, имеет всего две формы - Открытие, или Закрытие. Правильнее, когда наше представление о Ци не ограничивается габаритами физического тела, а превосходит их. Именно этот общий целостный, прозрачный шар как раз и должен "дышать" - расширяясь и сжимаясь, составляя единое, нераздельное с мыслью.
Любые движения следует определять именно по признаку Открытия/Закрытия, никак не в отдельности от этого "дыхания". Движения должны как бы раствориться, расплавиться в этой пульсации, они не должны быть выделены ни нашим умом, ни мышечными усилиями. В противном случае это будет лишь физическое движение, а центральный принцип Трёх Координаций Сердца-Мысли-Тела "Син-И-Ли" будет нарушен. Мысль будет действовать отдельно от тела, и Ци соответственно. Этот навык достигается не без труда, на это требуется достаточно времени при должном усердии, правильном внимании и расслаблении.
Сам собой этот Принцип Трёх Координаций никогда не образуется, так как он не относится к естественным качествам Позднего Неба. Его приходится пестовать специально, как только высвобождается необходимый ресурс внимания после заучивания движений. Итоговое состояние можно описать как невозможность различения движения тела и мысли, они должны быть едины.
Необходимым условием для этого, конечно же, должен быть этап чёткого понимания, где находится мысль в каждом моменте. В этом смысле, механическое заучивание движений играет негативную роль - мысль при этом может блуждать где угодно, не сопровождая траекторию. Как правило, обнаружить эту проблему неофиту почти невозможно без специального внимания наставника, наблюдающего за исполнением. К сожалению, современный массовый формат большинства школ #Цигун не предусматривают такого участия.
В итоге занимающиеся получают достаточно плоское представление о механизме работы сознания в Цигун, довольствуясь теорией. Именно поэтому так распространено мнение, что основные изменения и эффективность в Цигун достигаются непосредственно дыханием. Определённую роль в этом заблуждении играет также поверхностная информированность о практике Пранаямы, которая действительно опирается на дыхание как на физиологическом, так и на ментальном уровнях. В перспективе настоящая #пранаяма всегда приводит к обретению устойчивого, глубокого Внимания, позволяющего обрести Мета-позицию Наблюдателя.
В отличие от йогических практик, Цигун действует не так узконаправленно, поэтому эффект изменений достигается позже. Плюсом методики Цигун является большая Целостность и мягкость, позволяющая без труда влиться в ряды занимающихся людям любого возраста и практически с любым уровнем здоровья, а также возможность практиковать в обстановке, не столь ограниченной специальными условиями.
Следует отметить, что без чёткого понимания задач и методов, Цигун резко теряет свою эффективность, в этом смысле йога даёт результат более гарантированно, так как просто вынуждает задействовать как минимум мышцы, сухожилия и связки. Знание теории и космогонического обоснования принципов также является необходимым условием успешных занятий в Цигун, так как в противном случае неофит будет по умолчанию задействовать лишь знакомые ресурсы ума, "натоптанные тропинки" которого не позволят высвободить Ци, занятой обеспечением привычных представлений и реакций.
Концентрация на выполнении принципа Кай-Хэ (Открытие-Закрытие) относится к действиям, которые в обычной жизни человек никогда не выполняет. Исключение, наверное, составляют музыканты или те, кто так или иначе связан с музыкой - танцоры, певцы, артисты балета. Хороший преподаватель музыки будет говорить ровно о тех же вещах, что и мастер Цигун - о том, что мысль должна быть шире физиологических границ тела, о том, что именно она определяет ритм, глубину, наполненность и сам смысл исполняемого произведения, о том, что порой придётся "обманывать собственный ум", привыкший действовать лишь в рамках знакомой колеи.
Те, кто серьёзно занимался вокалом, знают, что главные проблемы отнюдь не физиологические, при всей их значимости, а именно ментальные. Они находятся в сознании, в инерции ума, по умолчанию фиксирующегося на технике. Народное выражение "Сыграй так, чтобы душа сначала свернулась, а потом развернулась!" во многом об этом, о Кай-Хэ и движении мысли со всеми возможными нюансами, а отнюдь не о силе и объёме лёгких. Вспоминаются незабвенные "Денискины рассказы" Драгунского: "Да, славы Ивана Козловского тебе не достичь, увы!" - "Как? Неужели он поёт громче меня?!"
Подробнее о Принципе Кай-Хэ смотрите ролик:
Кликнув по ссылке, вы сможете перейти к Первой части данной статьи - "История вопроса".
Ваши комментарии поддерживают канал, а вопросы могут стать темами будущих публикаций. Если статья вам понравилась, поделитесь ею с друзьями, предварительно поставив лайк.