Работы Каспара Давида Фридриха изменили облик пейзажной живописи благодаря его интенсивному и эмоциональному вниманию к природе и стали ключевым элементом романтизма. Его работы легко узнаваемы и известны в популярной культуре. В таких картинах настроение и любовь художника к природе не могут остаться незамеченными. В этой статье мы подготовили 10 самых известных работ Каспара Давида Фридриха.
Для Каспара Давида Фридриха природа была не просто фоном, заполняющим пространство в портретах, для него сама природа занимала центральное место. Он искал духовное через созерцание природы, расширяя границы деревьев, гор, холмов и разбивающихся волн за пределы просто красивого вида. Теперь они обрели значительный духовный смысл.
1. Крест в горах
Это была одна из самых ранних и самых противоречивых картин Каспара Давида Фридриха. Рамку он сделал сам, и она является важной частью шедевра. Вся работа была задумана как центральная часть алтаря, и она также известна как алтарь Тетшен. Впервые в истории искусства христианский алтарь представлял собой чистый пейзаж. Крест, рассматриваемый наискось сзади, является незначительным элементом в композиции. Более важными являются доминирующие лучи вечернего солнца, которые, по словам Фридриха, изображают закат старого, дохристианского мира. Кроме того, гора символизирует непоколебимую веру, а ели - аллегорию надежды.
2. Странник над морем тумана
"Страник"представляет собой метафору неизвестного будущего. Это великий памятник человеческой индивидуальности. Некоторые считают, что "Странник" - автопортрет Фридриха. Хотя он нарисовал эту сцену в своей студии, она была набросана в месте вдохновения в Саксонии.
3. Меловые скалы на Рюгене
Рюген с его поразительными белыми меловыми скалами был и остается популярным туристическим направлением Северной Германии. Картина была написана летом 1818 года, когда Фридрих был в свадебном путешествии: женщина в красном платье почти наверняка его невеста, Каролина. Между тем, сам Фридрих - фигура посередине. Человек, одетый в старый немецкий костюм студенческих братств, образовавшихся после Венского конгресса, представляет либеральных националистов, которые в то время все еще купались в обещаниях Фридриха Вильгельма III о конституционных и демократических реформах.
4. Восход луны над морем
Набежали облака, и полная луна наполовину скрыта за грядами облаков на горизонте. Лунный свет падает неравномерно, и, кажется, вырывается из врат в облаках, создавая волшебную игру света. Три человека сидят на округлых камнях у берега, два парусных корабля преследуют призрачный след луны. Это темы, типичные для работ Фридриха.
5. Женщина у окна
Молодая женщина, стоящая у окна, - Кэролайн, жена художника. Она смотрит на другой берег Эльбы. Голый интерьер студии кажется безжизненным и необжитым. В этой работе Фридрих обратился к любимой теме романтизма, где рамки окна связывают близость и расстояние, вызывая тоску по неизвестному.
6. Монах у моря
Это самая радикальная композиция из всех работ Фридриха. Он не потрудился создать иллюзию глубины, что было традиционным аспектом пейзажной живописи. Широкие просторы моря и неба подчеркивают одинокую фигуру монаха, стоящего перед просторами природы и присутствием Бога.
7. Зимний пейзаж
На переднем плане человек-калека оставил свои костыли и сидит, прислонившись к скале, с молитвенно поднятыми руками перед распятием. Скалы и вечнозеленые деревья могут быть истолкованы как символы веры. Между тем, призрачный готический собор, проступающий из тумана, вызывает обещание жизни после смерти.
8. Прогулка в сумерках
"Прогулка в сумерках" входит в небольшую группу работ, которые Фридрих завершил до того, как перенес инсульт в 1835 году. Картина воплощает как меланхолию, которую он испытал в этот период, так и утешение, которое он нашел в христианской вере.
9. Аббатство в дубраве
Процессия монахов, некоторые из которых несут гроб, направляется к воротам разрушенной готической церкви в центре картины. Только две свечи освещают их путь. На переднем плане из снега зияет свежевырытая могила, рядом с которой едва различимо несколько крестов. Нижняя треть картины погружена в темноту — только самая высокая часть руин и верхушки голых дубов освещены заходящим солнцем. В небе появляется растущий полумесяц.
10. Двое мужчин, созерцающих Луну
Фигуры здесь были идентифицированы как Фридрих и его друг и ученик Август Генрих. Это третья версия одной из самых известных композиций Фридриха, первая из которых была написана при жизни Генриха в 1819 году, а вторая вскоре после смерти Генриха, которую он закончил в 1824г.