Петербургские дворы-колодцы – особый мир, непохожий на тот, что мы привыкли видеть на открытках с парадными видами Северной столицы. Скорее, это воплощение антиэстетики. Между тем, сверхплотная застройка с тесными дворами велась на вполне законных основаниях.
Первый Строительный Устав император Николай I подписал ещё в 1833 году. Впрочем, касался он, главным образом, вопросов противопожарной безопасности.
Следующий градостроительный документ был утверждён Государственным Советом в 1844 году. Это были «Правила об ограничении постройки в Санкт-Петербурге высоких зданий»: в городе не разрешалось возводить дома выше 23,5 метра. Такая высота у Зимнего дворца, и другим постройкам не следовало «высовываться».
Широко известна история о том, как американская компания «Зингер» собиралась построить небоскрёб на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова. Но была вынуждена подчиниться архитектурному регламенту и ограничиться возвышающейся над зданием декоративной угловой башней с глобусом.
В 1857 году была принята новая редакция Строительного Устава. Здесь устанавливались требования по организации внутренних дворов. «Во всяком отдельном участке должен быть по крайней мере один двор, пространством не менее 30 кв. саж.», – говорилось в документе. (Сажень – это 2,13 кв. м.)
Остальные дворы, согласно правилам, могли быть и меньше, но обязательно должны сообщаться с улицей или другими дворами проездами, шириной не менее 4,5 аршина (примерно 3,5 метра). То есть предполагалось, что дворы будут соединяться друг с другом. Сейчас значительная часть дворов закрыта на замки. Как говорится, ни пройти – ни проехать. Жильцы не хотят, чтобы посторонние ходили по их территории.
Но вернёмся к Строительному Уставу. В нём говорилось, что помимо главного двора и маленьких «задних» дворов, могут быть так называемые световые дворики для освещения лестниц, коридоров, чуланов и других помещений подобного рода. «Наименьший размер световых двориков, какой бы формы они ни были, должен быть таков, чтобы в его площадь можно было вписать квадрат в сажень», – говорилось в документе. Одним словом, разрешались дворики - два на два.
В домах с красивыми фасадами, расположенных на «первой линии» – вдоль улиц и набережных, жили люди обеспеченные. А на задворках появилось жильё второго и третьего сорта, где квартиры арендовали горожане с низким уровнем доходов. Окна таких квартир зачастую выходили в тесные, плохо проветриваемые дворы, куда редко заглядывало солнце. Таким образом, одновременно на одной территории сложились два типа Северной столицы: Петербург Пушкина, имеющий «стройный, строгий вид», и Петербург Достоевского – беспросветный и депрессивный.
Впрочем, и по сей день значительная часть петербуржцев живёт в квартирах с окнами во дворы-колодцы.
Все фото автора.
До новых встреч на моём канале!