Найти тему
Секреты Старого Китая

Отвечая на вопрос о "культуре у-ся"

Обложка культового романа о трех девушках-воинах у-ся
Обложка культового романа о трех девушках-воинах у-ся

Данный жанр начал активно развиваться конце XIX века, а наибольшего развитие получил во второй половине ХХ века, и в наше беспокойное время выходит все больше и больше романов о боевых искусствах, которые все чаще и чаще экранизируются. Нельзя отрицать, что романы и фильмы о восточных боевых искусствах повлияли на большее количество людей. Это уже не просто литературная форма, а по сути - целая формирующаяся культура. Если вы хотите спросить, почему романы о боевых искусствах так популярны, то многочисленные поклонники боевых искусств скажут вам: из-за интересных сюжетных линий, захватывающих и напряженных боевых сцен.

А еще и из-за концепции выдающейся личности Героя - Мастера боевых искусств, которую создают эти произведения. Ибо в романах о боевых искусствах есть боевые искусства и есть герои, причем герой первичен, а боевые искусства вторичны:

宁可无武
不可无侠
Nìngkě wú wǔ
Bùkě wú xiá
Лучше не иметь боевых искусств,
Чем не иметь героев.

В общем, любителям жанра хорошо известно, что авторы жанра у-ся придают большое значение героям.

-2

Надо понимать, что в рамках китайской культуры сам термин ся (侠 Xiá) несёт два родственных значения:

  • в поступках относится к акту справедливости;
  • в людях относится к представителю справедливости:
положительные качества персонажей основаны на конкретной личности, делая благородного человека воплощением справедливости, мудрости и силы
-3

Однако считать всех персонажей воинов-ся образцом благородности и справедливости не совсем верно, ибо уже в романах XIX достаточно персонажей с высоким уровнем мастерства, но не соответствующих древним канонам, соответствуя новой тенденции:

侠气渐消,邪气渐涨
Xiá qì jiàn xiāo, xiéqì jiàn zhǎng
Благородное постепенно исчезает, а неправильное постепенно поднимается

Более того, личная роль персонажа становится все слабее и слабее, психологический конфликт между персонажами все больше и больше, а социальный конфликт в повествовании становится еще более важным, показывая ограничения общества и социальной среды. Всё вышесказанное хорошо видно в культовом романе о вымышленном путешествии Императора Цянлуна (乾隆下江南 Qiánlóng xià jiāngnán). Книга неоднократно экранизировалась и даже была переведена на английский язык под названием "The Emperor Qian Long travels south of the Yangtze" !

В этом романе  как раз и рассказывается о тайном путешествии на юг маньчжурского императора и об уничтожении монастыря Южный Шаолинь.
В этом романе как раз и рассказывается о тайном путешествии на юг маньчжурского императора и об уничтожении монастыря Южный Шаолинь.

Влияние романа на умы современников было столь велико, что эти яркие вымышленные персонажи стали пятью патриархами (少林五祖 shàolín wǔzǔ):

  • монах Чжишань (至善禅师 Zhìshàn chánshī), настоятель южного Шаолиня;
  • буддийская монахиня Умэй (五梅大师 Wǔméi dàshī) из «Храма белого журавля» (白鹤寺 báihèsì), основной литературный прототип основательницы стиля журавля;
  • даос Фэн Даодэ (冯道德 Féng Dàodé) с Удана;
  • даос Баймэй Даожэнь (白眉道人 Báiméi dàorén) с Эмэйских гор;
  • мирянин Мяо Сянь(苗显 Miáo Xiǎn).
Один из многочисленных фильмов, обыгрывающих данный сюжет.
Один из многочисленных фильмов, обыгрывающих данный сюжет.

Но вот с изначальным пониманием добродетельного и справедливого воина-ся у этих героев было... сильно по разному.

Однако герой - он всё равно герой и Мастер боевых искусств, хотя и злодей. Более того, зачастую больший он больший мастер, чем положительные персонажи. И чтобы победить одного плохиша, нужно несколько хороших. Эта концепция одно время активно использовалось в гонконговских боевиках ХХ века.

-6

Подводя итог, надо отметить, что эта уникальная китайская концепция ся - это своего рода поведение, но также и идеал, и воля, полная мечтаний и славы. Неважно, соответствует ли ся разумному поведению в обществе или противоречит общепринятому закону, истинный воин-ся всегда будет упорно следовать неизменному стремлению к истинному пониманию в его сердце. И это стремление состоит в том, чтобы действовать от имени Неба, когда Небо не работает, и в том, чтобы обеспечивать соблюдение Закона от имени Земли. И вот тогда в обычном практике боевых искусств ся

родился, выполняя миссию справедливого

Ну а для иллюстрации, небольшое видео :)

Продолжение следует...

Дм. Моисеев, СПб - 2022

.