Данный жанр начал активно развиваться конце XIX века, а наибольшего развитие получил во второй половине ХХ века, и в наше беспокойное время выходит все больше и больше романов о боевых искусствах, которые все чаще и чаще экранизируются. Нельзя отрицать, что романы и фильмы о восточных боевых искусствах повлияли на большее количество людей. Это уже не просто литературная форма, а по сути - целая формирующаяся культура. Если вы хотите спросить, почему романы о боевых искусствах так популярны, то многочисленные поклонники боевых искусств скажут вам: из-за интересных сюжетных линий, захватывающих и напряженных боевых сцен.
А еще и из-за концепции выдающейся личности Героя - Мастера боевых искусств, которую создают эти произведения. Ибо в романах о боевых искусствах есть боевые искусства и есть герои, причем герой первичен, а боевые искусства вторичны:
宁可无武
不可无侠
Nìngkě wú wǔ
Bùkě wú xiá
Лучше не иметь боевых искусств,
Чем не иметь героев.
В общем, любителям жанра хорошо известно, что авторы жанра у-ся придают большое значение героям.
Надо понимать, что в рамках китайской культуры сам термин ся (侠 Xiá) несёт два родственных значения:
- в поступках относится к акту справедливости;
- в людях относится к представителю справедливости:
положительные качества персонажей основаны на конкретной личности, делая благородного человека воплощением справедливости, мудрости и силы
Однако считать всех персонажей воинов-ся образцом благородности и справедливости не совсем верно, ибо уже в романах XIX достаточно персонажей с высоким уровнем мастерства, но не соответствующих древним канонам, соответствуя новой тенденции:
侠气渐消,邪气渐涨
Xiá qì jiàn xiāo, xiéqì jiàn zhǎng
Благородное постепенно исчезает, а неправильное постепенно поднимается
Более того, личная роль персонажа становится все слабее и слабее, психологический конфликт между персонажами все больше и больше, а социальный конфликт в повествовании становится еще более важным, показывая ограничения общества и социальной среды. Всё вышесказанное хорошо видно в культовом романе о вымышленном путешествии Императора Цянлуна (乾隆下江南 Qiánlóng xià jiāngnán). Книга неоднократно экранизировалась и даже была переведена на английский язык под названием "The Emperor Qian Long travels south of the Yangtze" !
Влияние романа на умы современников было столь велико, что эти яркие вымышленные персонажи стали пятью патриархами (少林五祖 shàolín wǔzǔ):
- монах Чжишань (至善禅师 Zhìshàn chánshī), настоятель южного Шаолиня;
- буддийская монахиня Умэй (五梅大师 Wǔméi dàshī) из «Храма белого журавля» (白鹤寺 báihèsì), основной литературный прототип основательницы стиля журавля;
- даос Фэн Даодэ (冯道德 Féng Dàodé) с Удана;
- даос Баймэй Даожэнь (白眉道人 Báiméi dàorén) с Эмэйских гор;
- мирянин Мяо Сянь(苗显 Miáo Xiǎn).
Но вот с изначальным пониманием добродетельного и справедливого воина-ся у этих героев было... сильно по разному.
Однако герой - он всё равно герой и Мастер боевых искусств, хотя и злодей. Более того, зачастую больший он больший мастер, чем положительные персонажи. И чтобы победить одного плохиша, нужно несколько хороших. Эта концепция одно время активно использовалось в гонконговских боевиках ХХ века.
Подводя итог, надо отметить, что эта уникальная китайская концепция ся - это своего рода поведение, но также и идеал, и воля, полная мечтаний и славы. Неважно, соответствует ли ся разумному поведению в обществе или противоречит общепринятому закону, истинный воин-ся всегда будет упорно следовать неизменному стремлению к истинному пониманию в его сердце. И это стремление состоит в том, чтобы действовать от имени Неба, когда Небо не работает, и в том, чтобы обеспечивать соблюдение Закона от имени Земли. И вот тогда в обычном практике боевых искусств ся
родился, выполняя миссию справедливого
Ну а для иллюстрации, небольшое видео :)
Продолжение следует...
Дм. Моисеев, СПб - 2022
.