Никогда не делаю официантам замечаний, когда прихожу в то или иное заведение как гость, хотя и вижу их, вежливо выражаясь, промахи, порой раздражающие весьма сильно. Но тут что-то настроение оказалось не то, попросил позвать менеджера, и когда явился желторотый птенец вдвое младше меня - попунктно изложил, что и как делают его так называемые официанты. У бедолаги затряслись руки, и он предложил поменять официанта.
Повторюсь, в 99,99% случаев не делаю никаких замечаний в рассуждении сервиса, даже если очевидно, что дрессированные опоссумы на их месте справились бы лучше. Дело в том, что таким мартышкам нечем понимать, ведь если б было чем - они бы работали иначе.
Но вот как мальчик, играющий в менеджера, предложил поменять официанта - тут-то я и понял, что уже много-много лет не слышал этой фразы и даже успел основательно так подзабыть, что такая опция существует.
В самом деле, гость может позвать менеджера или самостоятельно увести его в сторонку и попросить поменять официанта. Менеджер, само собой, спросит, в чём дело, какова причина, какие ваши доказательства и т.д., но если причина весомая - крайне маловероятно, что откажет. Дураком будет, если откажет.
Вообще-то одна из многих задач менеджмента ресторана - готовить официантов таким образом, чтобы приступали к работе нужным образом обученными, чтоб никого не требовалось менять, подменять, заменять и т.д., чтоб не тратить на это время, чтобы у менеджера была только одна головная боль - досмотреть серию прямо сейчас или подождать немного и за ужином?
Но, поскольку в тутошнем, нашенском, отечественном сервисе принято, что Никто Никого Никогда Ничему Не Учит - иной раз, увы, то тут, то там звучат по Руси многогрешной просьбы о замене официанта.
Официанта могут поменять, если от него плохо пахнет.
- И тут, конечно, самое главное, чтоб от менеджера не пахло ещё хуже, что случалось, случалось. Даже в гастрономической столице России.
Официанта могут поменять, если груб, невежлив.
Официанта могут поменять, если выяснится, что пьёт замечательное кофе капучино с корицей погорячее, хотя в этом случае его не менять надо, а это самое, как говорится.
- Ваше слово, товарищ маузер.
Официанта могут поменять, если новенький и не знает, что у определённых гостей бывают "нестандартные" заказы, кои они озвучивают фразой "как обычно". И вот если новый официант уточняет, дескать, прошу прощения, могу ли, мол, уточнить, как обычно - это как? - гости вполне могут попросить менеджера заменить этого тормоза, который даже мысли читать не умеет.
А вот я вам про себя расскажу - однажды гости попросили поменять им... меня. Потому что в тот день я вышел на смену больной, с температурой, сильно кашлял и посадил голос. Менеджер профессионально смотрела сериалы и не могла отпустить меня домой.
Спустя пару лет заговорили о том, что вообще-то нежелательно, чтобы человек выходил на смену, если кашляет, ведь может и остальных официантов заразить.
Спустя ещё пару лет стало совершенно нормальным не приезжать на работу, если поднялась температура, можно даже заранее не предупреждать. В большинстве заведений требуется уведомить менеджера о плохом самочувствии за 12 часов до начала твоей ближайшей смены, да-да, вы правильно поняли: если тебе стало плохо, скажем, в 9 вечера - никакие предупреждения уже не канают, ведь на работе надо быть в 7 утра, а это, получается, через 10 часов, а не через 12, так что надо было писать в 7 вечера.
Шутки шутками, но сейчас в самом деле можно написать, даже не позвонить, менеджеру за полчаса-час до начала смены и сообщить, что тебе вот прямо сейчас плохо, что у тебя температура, что ты не приедешь сегодня.
А в те пещерные времена, кои я ещё застал, считалось недопустимым беречь коллег и гостей, поэтому заразного официанта, "бациллу ходячую", как выражались учителя в школе, требовали на смену без опозданий.
И вот я, рәхәтләнеп чихая во всю пасть, подаю меню очередному столу, там молодая мама, молодой папа и милый малыш-ребёнок. Родители смотрят на шморгающего меня в великом удивлении, отодвигают чадо подальше, сами тоже двигаются... озвучивают заказ... и в конце концов зовут менеджера и просят поменять официанта, потому что это не дело, когда очевидно больной человек и т.д., а они не хотят заразить ребёнка и т.п.
Менеджер легко согласилась и передала мне, чтобы я не подходил больше к этому столу, раз они такие странные, вместо них бери вон тех гостей.