Найти тему
Секреты Старого Китая

О воинском служении и причинах его зарождения в Древнем Китае

Идеал государственности Древнего Китая обычно показывают вот этой известной цитатой.

Государственные чиновники не любят денег, военные не боятся смерти
文官不爱钱,武官不怕死
wénguān bù ài qián, wǔguān bùpà sǐ
Юэ Фэй (岳飞 Yuè Fēi,1103 - 1141), национальный герой Китая, возглавил оборону страны от вторжения чжурчжэней.

Однако кто в курсе печальной биографии, то знает: генерал был ложно осужден и казнен как раз в противостоянии с чиновничьей администрацией.

Мавзолей Юэ Фэя близ озера Сиху в Ханчжоу (杭州岳王庙 Hángzhōu yuè wáng miào). Наверху известное изречение, приписываемое генералу, «Верните мои реки и горы» (還我河山 Huán wǒ héshān). По легенде, от Юэ Фэя ведут свою историю некоторые школы ушу, например, юэцзяцюань (岳家拳 Yuèjiā quán). И даже такие широко распространенные в наших широтах, как синьицюань (а точнее, стили 心意六合拳 xīnyì liùhéquán и 形意拳 xíngyìquán ) традиционно полагают его своим патриархом, хотя исторические исследования возводят корни этих стилей ко вполне конкретным людям династии Цин, а это разница аж в несколько веков! Кроме того, его считают создателем и одного из самых распространенных оздоровительных методов - комплекса «Восемь кусков парчи семьи Юэ» (岳家八段锦 Yuèjiā bāduànjǐn).
Мавзолей Юэ Фэя близ озера Сиху в Ханчжоу (杭州岳王庙 Hángzhōu yuè wáng miào). Наверху известное изречение, приписываемое генералу, «Верните мои реки и горы» (還我河山 Huán wǒ héshān). По легенде, от Юэ Фэя ведут свою историю некоторые школы ушу, например, юэцзяцюань (岳家拳 Yuèjiā quán). И даже такие широко распространенные в наших широтах, как синьицюань (а точнее, стили 心意六合拳 xīnyì liùhéquán и 形意拳 xíngyìquán ) традиционно полагают его своим патриархом, хотя исторические исследования возводят корни этих стилей ко вполне конкретным людям династии Цин, а это разница аж в несколько веков! Кроме того, его считают создателем и одного из самых распространенных оздоровительных методов - комплекса «Восемь кусков парчи семьи Юэ» (岳家八段锦 Yuèjiā bāduànjǐn).

Цитата выше отражает особенности китайской культуры, где государственные служители были разделены на две категории:

  • гражданские чиновники (文官 wén guān), которые занимались управлением государством и административной работой,
  • военные чиновники (武官 wǔ guān), которые занимались обороной страны и военными действиями.

Цитата подчеркивает, что гражданские чиновники не должны быть корыстными и заботиться только о своих интересах, а военные чиновники должны быть готовы сражаться и даже умереть за свою страну.

Это два аспекта государственного служения, но суть - одна. Это опять же как Инь и Ян, образующие Тайцзи. При этом издревле изрекалась важность такого служения:

Несправедливо отказываться от службы. Если нельзя отбросить нормы отношений между старшими и младшими в семье, как можно отбросить долг подданного перед правителем? В своем желании сохранить свою собственную чистоту, вы разрушаете великое отношение в обществе
Конфуций

Однако такая концепция возникла далеко не сразу. Во времена ранней китайской государственности, ещё в эпоху Чжоу (1046-256 до н. э.) ситуация была совсем иная: существовала родовая воинская аристократия. Её главным делом было сохранение и приумножение своей чести, и война и кровная месть были наиболее эффективным для этого.

По этим, понятным причинам при династии Чжоу шло взаимоистребление удельно-родовой аристократии. Это привело к нехватке кадров и следствием - к фундаментальным преобразованиям: назначение глав уделов чиновниками из центра.

Заодно это привело к фундаментальным преобразованиям в военном деле и к возникновению древнекитайской военной теории.

Война перестала быть средством демонстрации доблести и мужества аристократов, и стала средством решения основной общественной проблемы: объединения страны.

Период «Воющих государств» (403-256 до н. э.) стал подготовкой этого последующего объединения посредством вооруженного насилия, завоевания слабых царств более сильными, царствами, где проводились соответствующие военные реформы. Окончательно это осуществил, как известно, первый китайский император Цинь Шихуан-ди.

На смену воинской аристократии приходят чиновники-ши. Первоначально так называют аристократов вообще, но затем это те, кто служит за жалование с казны или за доход с определенной территории.

Возникает новый, очень важный аспект для развития китайского общества:

после исчезновения воинской аристократии Чжоу происходит усиление вертикальной социальной мобильности из нижних слоев, а на смену кланово-родственной системе управления приходит административно-бюрократическая.

А заодно появляется слой профессиональных военных, и возникает острая потребность в расширении численности и социальной базы армии. Военное дело - уже не удел избранных, и простые люди оказываются набранными в армии воюющих государств, в итоге получают доступ к доселе закрытым до них знаниям.

Из-за возникновения массовых армий, нестабильности общества и совокупности других социальных факторов одновременно возникает специфическая социальная группа, отражающая понятие:

умеющие боевые искусства нарушают установленные запреты
以武犯禁
Yǐ wǔ fànjìn,

более известные как «рыцари»-ся (侠 xiá). Именно эта социальная группа окажет серьезное влияние на развитие воинской морали и этики.

Но об этом позже, сейчас же полезно упомянуть, что у генерала Юэ Фэя было своя концепция эффективного управления войсками, и его идеи тесно связаны с формированием воинской доблести в Древнем Китае.

В левом нижнем углу этой фрески в мавзолее Юэ Фэя в Ханчжоу  (杭州岳王庙 Hángzhōu yuè wáng miào) изображены так называемые «каменные замки́». Это один из популярнейших тренажеров в традиционном ушу, где признают эту наработку необходимой не только для развития силовых качеств бойца, но для постановки основополагающей техники рук. Неизвестно, было ли это изображение с момента строительства этого храма в 1221 году, но в любом случае она показывает понимание важности такой подготовки. Согласно веяниям своей эпохи, ЮэФэй большое внимание уделял силовой подготовке своих солдат посредством занятий атлетикой и борьбой сянпу («相扑» xiàngpū).
В левом нижнем углу этой фрески в мавзолее Юэ Фэя в Ханчжоу (杭州岳王庙 Hángzhōu yuè wáng miào) изображены так называемые «каменные замки́». Это один из популярнейших тренажеров в традиционном ушу, где признают эту наработку необходимой не только для развития силовых качеств бойца, но для постановки основополагающей техники рук. Неизвестно, было ли это изображение с момента строительства этого храма в 1221 году, но в любом случае она показывает понимание важности такой подготовки. Согласно веяниям своей эпохи, ЮэФэй большое внимание уделял силовой подготовке своих солдат посредством занятий атлетикой и борьбой сянпу («相扑» xiàngpū).

Итак, «Шесть особых методов эффективного развертывания армии генерала Юэ Фэя»:

  • Тщательный отбор, Юэ Фэй больше полагался на небольшое количество хорошо отобранных и обученных солдат, чем на большие массы рекрутов из бывших крестьян:
один хорошо снаряженный, физически развитый и подготовленный солдат приравнивался к сотне обычных солдат.
  • Тщательное и постоянное обучение, когда его войска не участвовали в военных кампаниях, генерал подвергал своих людей интенсивной подготовке. Помимо занятий по различным перестроениям и маневрам на боле боя, атлетической подготовке и тренировок с оружием, также его солдаты отрабатывали преодоление рвов и штурм крепостных стен. Все занятия проходили в полном боевом облачении. Интенсивность тренировок была такова, что
солдаты даже не пытались навестить свои семьи, если проходили мимо своих домов во время переходов войск.
  • Справедливость в наградах и наказаниях, генерал Юэ Фэй награждал своих людей за их заслуги и наказывал их за хвастовство или отсутствие подготовки «вне зависимости от рода и племени». Однажды он приказал обезглавить своего сына на неспособность преодолеть крепостной ров. Еле-еле отговорили от этого...
  • Безусловное выполнение распоряжений, считается, что он всегда отдавал приказы простым языком, понятным всем его солдатам. Тот, кто не следовал им, подвергался суровому наказанию.
  • Строгая дисциплина, когда его войска проходили по сельской местности, он никогда не позволял своим войскам разорять поля или грабить деревни. Он считал необходимым платить справедливую цену, если что-то требовалось для нужд армии, и следил за тем, чтобы урожай оставался нетронутым. Однажды солдат украл у крестьянина пеньковую веревку, чтобы связать ею стог сена. Когда Юэ рассказали про это, он допросил солдата и казнил его.
  • Тесное общение со своими солдатами, по легенде, Юэ Фэй относился ко всем своим людям как к равным. Он ел ту же пищу, что и они, и спал под открытым небом, как и они. Однажды, когда для него построили временное убежище, он позаботился о том, чтобы несколько солдат могли найти в нем место для сна, прежде чем он сам отдохнет. По другой легенде, однажды вина не хватило на всех, он приказал разбавить его водой, чтобы каждый солдат получил порцию.

В общем, вполне разумные правила...

Могила генерала в Ханчжоу. Существуют противоречивые взгляды на то, как умер Юэ Фэй. Наиболее распространенная версия, что он был по приказу чиновника по имени Цинь Хуэй, он был тайно задушен в тюрьме. Император Сяоцзун посмертно реабилитировал его, а напротив этой могилы установили железные статуи виновников в его смерти, и проходящие мимо люди должны были плевать и/или мочиться на них. Сейчас это запрещено.
Могила генерала в Ханчжоу. Существуют противоречивые взгляды на то, как умер Юэ Фэй. Наиболее распространенная версия, что он был по приказу чиновника по имени Цинь Хуэй, он был тайно задушен в тюрьме. Император Сяоцзун посмертно реабилитировал его, а напротив этой могилы установили железные статуи виновников в его смерти, и проходящие мимо люди должны были плевать и/или мочиться на них. Сейчас это запрещено.

Имя Юэ Фэя стало примером воинской доблести в борьбе с иноземными захватчиками, синонимом верности и патриотизма, любви к родине и исполнения воинского долга без жалости к себе. Его поступки и речения также повлияли на формирование идеала воинского служения, а 1163 году его доброе имя было полностью восстановлено.

Но на сегодня - всё, нам пора в парк на тренировку! :)

Вместо послесловия:

Корни популярного ныне на постсоветском пространстве стиля ицюань тоже восходят к Юэ Фэю. Вернее к цитате из «Предисловия к стилю люхэцюань», написанном в 15-й год правления императора Цяньлуна (т.е 1750 год), где сказано, что Юэ Фэй на базе копейной техники создал кулачное искусство, назвав его ицюань, и это было непредсказуемое и беспрецедентное умение, которое никогда не встречалось прежде:

岳飛當童子時,受業於周侗師,精通槍法,以槍为拳,立法以教將佐,名曰意拳,神妙莫測,盖从古未有之技也。

Именно эту, типичную для китайской культуры отсылку к авторитету предков, использовал Ван Сянчжай (王芗斋 Wáng Xiāngzhāi, 1885 - 1963), при создании своего экспериментального стиля, сочетавшего ушу, чжуангун и... бокс!

Вот такие интересные параллели с ХХ веком с реформами ушу...

Дм. Моисеев, СПб - 2023