Как найти выход из ситуации, которая на первый взгляд представляется совершенно безвыходной? Иногда кажется, что все усилия, направленные на воспитание детей, напрасны, проблемы множатся и все они такие разные.
Универсального средства для решения многообразных проблем не существует!
Не бывает правил, пригодных для любого случая, или волшебной палочки, с помощью которой можно было бы справиться с любой возникшей ситуацией. В сложной ситуации главное – верно её понять. Осознание проблемы нередко оказывается очень нелегким делом, требующим от человека множества интеллектуальных и психологических усилий, готовности «бороться и искать, найти и не сдаваться» (эта строка из стихотворения Альфреда Теннисона «Улисс» была выбита на памятнике английскому полярному исследователю Роберту Скотту и использована В. Кавериным в романе «Два капитана» как девиз героя).
Дело в том, что в такой сложной системе, какой является человек, все взаимосвязано. Воздействие на один из компонентов системы активно влияет на остальные, а потому, сколь велико бы ни было разнообразие проблем, решать их необходимо одновременно, а не последовательно, то есть – мыслить системно.
Что же именно следует учитывать для понимания ситуации и системного решения проблем?
В первую очередь, необходимо знать, когда следует обращаться за помощью.
Известно, что в результате обучения не только приобретается некая сумма знаний, но и улучшаются:
- внимание,
- память,
- скорость реакций,
- способность к обобщению.
Наиболее очевидно это проявляется у маленьких детей, чья восприимчивость к обучению просто феноменальна. Достаточно сравнить познания новорожденного и ребенка, прожившего всего лишь год. Именно в силу такой восприимчивости детей к обучению крайне важно не упустить время, так как с возрастом нервная система утрачивает столь высокую пластичность. Физиологи называют период наибольшей восприимчивости сензитивным. Это время, когда обучающее воздействие оптимально.
Период наибольшей чувствительности нервной системы максимально благоприятен для привития ряда навыков. Это время физиологи определяют словами «можно и в иное время, но лучше теперь». Из этой фразы следует, что наверстать упущенное возможно, хотя с немалыми трудностями. Скажем, ни для кого не секрет, что иностранные языки дети усваивают, как правило, легче, чем взрослые.
Помимо сензитивного ученые выделяют период критический. Это время, которое можно обозначить словами «теперь или никогда».
Как известно, дети, попавшие в лес и выросшие в волчьей стае, ведут себя как волки, и этот процесс необратим. Это так называемый синдром Маугли. Детей, выросших вне человеческого общества, так и не смогли научить говорить, а привить им необходимые жизненные навыки оказалось чрезвычайно трудно. В итоге дети-«маугли», возвращенные из животного мира в человеческую среду обитания, гибли, не сумев к ней приспособиться.
Наиболее известен случай с ребенком, которого нашли в лесу на юге Франции в начале XIX века. Французский ученый, врач Итар, взял его в Париж и в течение длительного времени пытался научить ребенка говорить и привить ему навыки поведения человека. Но это оказалось невозможным, так как раннее детство ребенка прошло вне человеческого общества.
В наши дни мы чаще сталкиваемся с тем, что родители упускают благоприятный, сензитивный период в развитии той или иной психической функции:
- внимание,
- память,
- мышление и т. д.
У ребенка, и возникает так называемая педагогическая запущенность, когда для нормализации психического развития ребенка необходимо вмешательство специалистов.
Когда следует обратиться за помощью?
Главное здесь – не упустить время. Если у вас возникли подозрения в том, что у ребенка существуют проблемы в развитии, скорее всего, ваша тревога обоснована – приступить к решению проблемы нужно было еще вчера!
Напутствие родителям
Если вы отметите у ребенка несоответствие развития возрастным нормативам, сделайте все зависящие от вас, чтобы ситуация не стала необратимой. Не отнимайте у своего ребенка шанс дальнейшего нормального развития!
Не менее важным условием нормального развития ребенка является окружение, в котором он растет, его микро- и макросоциум: семья, информационное поле, социальные условия, а также тот «внешний мир», с которым соприкасается ребенок.
Что в первую очередь необходимо для полноценного развития каждого ребенка?
Это нахождение в атмосфере тепла и заботы, а также проявление уважения к его личности (или педагогика сотрудничества).
____________________________
Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания РАО
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.
Еще больше интересного в соцсетях Института воспитания:
👉🏻 в официальной группе ВКонтакте;
👉🏻 а для ваших детей собрали полезные и нескучные материалы тут.