Маркировка продукции применялась еще до нашей эры – археологи неоднократно находили кувшины, в которые разливалось вино, с пометками о сортах винограда и месте производства. В России купцы ставили на свои товары сургучные печати со своими именами. Развитие технологий упростило процесс идентификации производителя: в середине 20 века были разработаны штрих-коды, которые получили повсеместное распространение. В последние годы маркировка продукции различных категорий становится обязательной в России, на товары наносится специальный знак, который позволяет отследить его движение от производителя до потребителя. Основная цель маркировки – предотвращение реализации контрафактной продукции.
Крупнейшую из действующих в России систем маркировки «Честный знак» запустили в 2017 году. Изначально ее тестировали на контроле за оборотом лекарств. Затем в системе стала доступна маркировка сигарет, молочной продукции, обуви, велосипедов и многих других товаров, их полный список вы можете найти в конце этой статьи. В настоящее время, с апреля 2021 года по сентябрь 2022, проводится эксперимент с маркировкой пива и слабоалкогольных напитков. После отладки механизма специальные штрихкоды в отрасли сделают обязательными, а с 2024 года будет введена тотальная маркировка всех потребительских товаров.
Маркировка товаров вызывает скептические отзывы и критику со стороны бизнес-сообщества. Основные претензии вызывает необходимость нести дополнительные расходы на покупку специального оборудования для считывания кодов, а также увеличение документооборота. Эти меры в конечном итоге сказываются на цене продукции. На данный момент субсидии малому бизнесу от государства на эти цели не предусмотрены.
Недавно мы писали о разгоревшейся письменной перепалке между участниками пивного рынка, регулятором и общественными организациями по этому поводу.
Тем не менее, обязанность маркировки на данный момент является объективным условием ведения бизнеса в разных отраслях. Государство объясняет смысл этой инициативы тем, что таким образом оказывает содействие развитию предпринимательства, отсекая недобросовестных контрагентов от реализации контрафактной продукции. В этой статье мы подробно рассмотрим механизм работы с системой «Честный знак».
Очень кратко: суть механизма работы системы «Честный знак»
На упаковку товара при производстве или при его ввозе в Россию ставится специальная метка со штрих-кодом стандарта Data Matrix (внешне он похож на давно используемый и привычный штрих-код, но технически они различаются). В этом знаке зашифрована специальная информация о продукции: код товара из национального каталога, а также уникальный зашифрованный код прослеживания.
При поступлении товара в торговую точку этот код сканируют и в системе отображаются данные о его перемещении, месте производства и сроке годности. При продаже код сканируется еще раз для отображения окончания «пути», т.е. передачи его конечному покупателю. А если, например, истек срок годности, то система заблокирует возможность его продажи. Важный момент: без наличия онлайн-кассы продажа маркированного товара невозможна.
Регистрация в системе «Честный знак»
Для регистрации в системе необходимо оформить квалифицированную электронную подпись (по ссылке можно прочитать подробную инструкцию о том, как это сделать). Она необходима для отправки данных в «Честный знак» и обмена электронными документами с контрагентами.
После получения электронной подписи можно начинать прохождение процедуры регистрации в системе, это можно сделать на сайте «Честного знака»: https://markirovka.crpt.ru/register.
Шаг 1. Проверка компьютера на готовность к работе
Система проверит ваш компьютер на готовность корректной работы и получения доступа к личному кабинету. На этом этапе происходит проверка браузера, операционной системы, криптографического плагина и криптографического ПО.
Шаг 2. Подключение электронной подписи
Необходимо выбрать КЭП, с помощью которой в систему будут передаваться данные мониторинга, а также заполнить требуемые контактные данные. Статус оформленной заявки можно отследить по номеру на сайте, а ответ об успешном прохождении регистрации или отказе в ней придет на указанный адрес электронной почты.
Шаг 3. Добавление информации
После получения доступа к личному кабинету необходимо зайти в него и ввести дополнительную информацию о деятельности вашей компании. Вход в личный кабинет осуществляется с помощью электронной подписи. Система запросит информацию о использовании электронного документооборота. Если да, нужно ввести ID участника электронного документооборота.
Заполнение анкеты
Обязательные к заполнению поля отмечены красным. Часть информации загрузится автоматически по данным от КЭП и из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, РАФП. Все остальное необходимо добавить вручную.
После этого можно ввести в систему данные обо всех пользователях, которые будут работать с ней от имени вашей компании. Этот шаг можно пропустить и вернуться к заполнению данных позднее. Если вы решите добавить пользователей сразу, введите их ФИО, сертификаты электронной подписи и адрес электронной почты.
Полноценный доступ к «Честному знаку» будет предоставлен после введения реквизитов договора с разработчиком сервиса ООО «ЦРПТ». В специальном поле анкеты необходимо ввести эти данные, пропустить этот шаг нельзя.
Последний шаг процедуры регистрации – выбор оператора электронного документооборота. Если у вас уже есть договор с оператором, введите всю необходимую информацию. Укажите ИФНС, к которой прикреплена ваша организация.
На основании введенных вами данных будет произведено обновление регистрационных сведений участника оборота товара. Обработка данных занимает некоторое время, которое зависит от загруженности системы в конкретный момент.
Заказ кодов маркировки
Заказывать коды маркировки могут все участники системы, которые участвуют в цепочке перемещения товаров от производителя к покупателю. В общем случае первичную маркировку осуществляет производитель, который вводит ее в оборот изготовленную продукцию. В случае, если товар ввезен из-за рубежа, код для него заказывает импортер.
Торговые организации (оптовики и розничные продавцы) обычно приобретают уже маркированную продукцию и реализуют ее. Но могут возникнуть ситуации, когда заказывать цифровые коды приходится им самим. Чаще всего такое случается, когда нанесенные на товар коды повреждены и сканер не может их распознать.
Прежде чем заказать цифровые коды, нужно описать товары. В личном кабинете на сайте «Честного знака» это можно сделать только по упрощенной схеме. То есть указать ИНН, два знака товарной номенклатуры, целевой пол и способ ввода товара в оборот.
Но если вы, например, торгуете обувью, то должны описывать ее по полному атрибутивному составу. Это значит, что в описании необходимо указать ИНН участника оборота товаров, модель, страну производства, вид обуви, материалы для изготовления верха, низа и подкладки изделия, цвет, размер, наименование, товарный знак и четыре первых знака кода ТН ВЭД. Сделать это можно на сайте GS1 РУС.
Таким образом, начало малого бизнеса в настоящее время сопряжено не только с необходимостью привлечения инвестиций, запуском бизнес-процессов, поиском помещений, но и – во многих случаях – с процессом регистрации в системе «Честный знак». Расходы на это необходимо также учитывать в предварительных расчетах при работе над бизнес-планом.
Обязательной маркировке в России на данный момент подлежат следующие категории товаров:
- Табак и АТП
- Никотиносодержащая продукция
- Молочная продукция
- Одежда
- Обувь
- Текстиль для дома
- Духи и туалетная вода
- Шины и покрышки
- Фотооборудование
- Упакованная питьевая вода
- Лекарства
- Шубы
В тестовом режиме маркируются:
- Велосипеды
- Электронные сигареты
- Пиво и слабоалкогольные напитки
- Антисептики
- Кресла-коляски