Найти тему
БФ Цветная Планета

Возможности ребенка с ОВЗ после 18 лет

Оглавление

Родитель особенного ребёнка может задаваться вопросом: “А что будет после того, как моему ребенку исполнится 18 лет?” и вполне вероятно возникали мысли, что не будет возможностей, путей роста и развития. Но это совсем далеко не так, и, если обратить к правовому документу, а именно к 7 статье Конституции в котором гласит, что Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые могут обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. И в таких внутригосударственных юридических актах, как:

  1. Указ Президента РФ: “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (1992 г.)
  2. Постановление: “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (1993 г.)
  3. ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” ст. 15 (1995 г.)

прописана и установлена важность создания условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к социальной инфраструктуре.

Мир не стоит на месте, и в двадцать первом веке в обществе происходят перемены и к людям с ОВЗ начинают относиться с большим пониманием.

В данной статье мы бы хотели показать родителям особенного ребенка, что можно учиться и работать, и что после совершеннолетия есть жизнь, есть возможности и вы не остаетесь одни.

Учеба

Даже несмотря на то, что в каждом регионе РФ есть ресурсные центры, которые должны внедрять и распространять опыт и знания в сфере инклюзивного образования, ситуация складывается таким образом, что родители, у которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены сами искать всю информацию про возможности дальнейшего обучения. Но чаще всего родители сделать этого не могут, поэтому дети после окончания школы никуда не идут: сидят дома и ждут родителей с работы.

Где учиться? Как выбрать университет? Как ведется прием? И многие другие вопросы, которые могут интересовать родителя. Далее мы рассмотрим правила приема и список вузов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые принимают людей с ограниченными возможностями здоровья, также узнаем какие дисциплины могут быть предложены.

Перед поступлением в университет все сдают Единый Государственный Экзамен, у детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно письму Минобрнауки есть другая альтернатива: это возможность сдать аналог ЕГЭ в стенах университета или института, и они обязаны им это обеспечить.

  1. ГВЭ – это экзамен в стенах своей школы, после сдачи получают аттестат о среднем общем образовании
  2. Вступительные испытания: проводится самостоятельно вузом, по необходимым дисциплинам для поступления

*общеобразовательные предметы, по которым вуз проводит экзамены для поступления, чаще всего представлены на сайте приемной комиссии

Документы, необходимые для поступления:

  • аттестат о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании;
  • паспорт или свидетельство о рождении + копии
  • 2 фотографии размером 3,5х4,5
  • справка о прохождении медицинского осмотра
  • военный билет (для военнообязанных)
  • СНИЛС
  • заявление установленного образца

К данному стандартному пакету документов дополнительно прикладываются такие документы, как:

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
  • справка об установлении инвалидности;
  • справка из школы, подтверждающую, что абитуриент проходил государственную итоговую аттестацию как как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

Доступная среда для людей с инвалидностью и ОВЗ должна быть оборудована:

  • пандусами;
  • подъемниками;
  • поручнями;
  • лифтами;
  • широкими дверями;

Такой же набор должен быть и в общежитиях.

Для студентов с нарушением зрения: вся информация транслируется на языке Брайля (или у вуза есть принтер Брайля).

Для студентов с нарушением слуха: ВУЗ обеспечивает сурдо- и тифлосопровождением.

Так же, у абитуриентов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья особый порядок проведения вступительных испытаний, а именно:

  1. Экзамен проводят отдельно от других абитуриентов
  2. Письменный экзамен – не больше 12 абитуриентов, устный экзамен – не больше 6;
  3. Если поступающих слишком много, то люди с инвалидностью и ОВЗ могут писать экзамен вместе со всем, но при условии, что это не вызывает у них дискомфорт
  4. Так же, ВУЗ может предоставить ассистента во время экзамена, он может помочь прочитать задание или переместиться по аудитории
  5. Увеличение времени выполнения заданий не более чем на 1,5 часа

Перечень учреждений среднего и высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые принимают детей с ОВЗ:

  1. СПб ГБ ПОУ "Охтинский колледж»
    СПб., пр. Большевиков, д. 38, корп. 1
    Телефон: 8 (812) 586-07-90
    Специальности: столяр, портной
  2. Профессионально-реабилитационный центр. Техникум для инвалидов
    199026, Санкт-Петербург, 26-я Линия Васильевского Острова, 9.
    Телефон: (812) 322-77-51; (812) 322-74-91.
    Специальности: Коммерсант; медицинский лабораторный техник; агент рекламный, делопроизводитель, мастер по обработке цифровой информации, портной, художник росписи по дереву.
  3. Профессиональное училище № 80 г. Санкт-Петербурга (Специальное отделение для профессионального образования слабослышащих и глухих).
    194352, г. Санкт-Петербург, Придорожная аллея, 7.
    Телефон: (812) 517-26-97
    Специальности: Слесарь по ремонту автомобилей, мастер столярного и мебельного производства (специальности: сборщик изделий из древесины, столяр), портной.
  4. Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)
    196620, г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Березовая, 18.
    Телефон/факс: (812) 452-14-13
    Специальности: дизайнер; организатор социально-культурной деятельности; юрист; сурдопереводчик.
  5. Профессионально-реабилитационный центр (Принимаются инвалиды и люди с ослабленным здоровьем, зарегистрированные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в возрасте от 18 лет до 55 лет)
    В.О., 26-я линия, д. 9
    Телефон: 322-77-51, 322-74-91
    Специальности: агент рекламный, делопроизводитель, изготовитель художественных изделий из керамики, коммерция, лабораторная диагностика, мастер по обработке цифровой информации, портной.
  6. НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
    194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская дом 3, корп.1, лит. А, ком. 239
    Телефон: (812) 644-62-12

Работа

Не менее важный и интересующий аспект жизни – это работа. Как обстоят дела на рынке с трудоустройством людей с ОВЗ? Как происходит поиск? И кто оказывает содействие?

Работа является одной из не менее важных и основных частей нашей жизни, на работе мы общаемся с другими людьми, проходим сильнейший этап социализации, учимся взаимодействовать в команде, приобретаем опыт и учимся. Для обычного человека не составит труда найти работу, просто зайдя в мобильное приложение, а как тогда быть человеку с ограниченными возможностями здоровья?

Сейчас мы с вами разберемся.

По закону «О социальной защите инвалидов» работодатели должны выделять квоты - это некий резерв мест для людей с инвалидностью, о которых компания сообщает центру занятости, а он - своим подопечным.

Распределение квот происходит таким образом:

  1. в компании меньше 35 человек – без квот;
  2. в компании от 35 до 100 человек – 3% от среднесписочной численности сотрудников должно приходиться на квоты;
  3. от 101 человека – от 2% до 4% от среднесписочной численности сотрудников.

Если компания отказывается выделять квоты или отказывается в приеме на работу, то кто-либо из сотрудников: директор, бухгалтер или HR могут получить штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Каким способом можно начать поиск работы:

  1. Через районный центр занятости по месту прописки
  2. Через сайты по поиску работы, такие как: job.ru, hh.ru и многие другие.
  3. При помощи общественных организаций, например:

Региональная общественная организация «Перспектива», которая развивает инклюзию в России. Их миссия - улучшить качество жизни людей с инвалидностью и достичь полного вовлечения во все сферы жизни общества. Уникальность организации заключается в работе с любой формой инвалидности. Они помогают не только устроить ребенка с ОВЗ в школу, а и еще помогает взрослым в трудоустройстве.

Конечно, по состоянию на 2022 год не каждая крупная компания готова принимать людей с ограниченными возможностями, ввиду различных причин, среди которых:

  • страх работодателя из-за отсутствия культуры общения;
  • неподготовленные рабочие места и офисные здания, не желание тратиться на них;

Несмотря на это, многие международные крупные компании стараются развивать инклюзивность и не обращают внимание на размер квот, и трудоустраивают куда больше людей с ограниченными возможностями, чтобы показать и доказать миру, что это такие же люди, и они тоже способны на многое. Они смотрят на этот вопрос шире и создают программы по трудоустройству, системы наставничества и многое другое.

  1. Ситибанк – трудоустраивают людей с инвалидностью в рамках грантовой программы с центром «Перспектива» (проводят учебные сессии для сотрудников и топ-менеджмента банка по особенностям взаимодействия, этическим вопросам и стереотипам, которые связанны с наймом людей с ОВЗ.
  2. Unilever (Россия) – на открытые вакансии могут откликаться люди с инвалидностью, в отборе ориентируются исключительно на деловые качества работника. Чаще всего кандидаты с инвалидностью приходят в компанию на должности аналитиков данных и специалистов по обработке информации.
  3. Компания «Сибур» - нанимает кандидатов-инвалидов через центры занятости, предоставляет им условия труда в зависимости от группы и инвалидности и индивидуального плана реабилитации.

Также, соблюдают квоты найма такие компании, как: PepsiCo, «Ростелеком» и «Мегафон».

Таким образом, для ребенка с инвалидностью или ОВЗ после восемнадцати лет есть возможности и их очень много. Да, не каждая вторая компания дружелюбна и открыта по отношению к особенным детям, но они есть и это говорит о том, что скоро и каждая вторая может прийти к этому, ведь это не должно быть чем-то постыдным или сложным, мы все люди и все заслуживаем равных возможностей.

Самое важное – это знать свои права и помнить, что не бывает безвыходных ситуаций. Права и льготы людей с ограниченными возможностями в России закреплены в законе и они должны выполняться.

Постоянная ссылка на статью на сайте фонда "Цветная планета"

Проект реализуется при поддержке фонда президентских грантов

-2