Родитель особенного ребёнка может задаваться вопросом: “А что будет после того, как моему ребенку исполнится 18 лет?” и вполне вероятно возникали мысли, что не будет возможностей, путей роста и развития. Но это совсем далеко не так, и, если обратить к правовому документу, а именно к 7 статье Конституции в котором гласит, что Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые могут обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. И в таких внутригосударственных юридических актах, как:
- Указ Президента РФ: “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (1992 г.)
- Постановление: “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (1993 г.)
- ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” ст. 15 (1995 г.)
прописана и установлена важность создания условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к социальной инфраструктуре.
Мир не стоит на месте, и в двадцать первом веке в обществе происходят перемены и к людям с ОВЗ начинают относиться с большим пониманием.
В данной статье мы бы хотели показать родителям особенного ребенка, что можно учиться и работать, и что после совершеннолетия есть жизнь, есть возможности и вы не остаетесь одни.
Учеба
Даже несмотря на то, что в каждом регионе РФ есть ресурсные центры, которые должны внедрять и распространять опыт и знания в сфере инклюзивного образования, ситуация складывается таким образом, что родители, у которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены сами искать всю информацию про возможности дальнейшего обучения. Но чаще всего родители сделать этого не могут, поэтому дети после окончания школы никуда не идут: сидят дома и ждут родителей с работы.
Где учиться? Как выбрать университет? Как ведется прием? И многие другие вопросы, которые могут интересовать родителя. Далее мы рассмотрим правила приема и список вузов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые принимают людей с ограниченными возможностями здоровья, также узнаем какие дисциплины могут быть предложены.
Перед поступлением в университет все сдают Единый Государственный Экзамен, у детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно письму Минобрнауки есть другая альтернатива: это возможность сдать аналог ЕГЭ в стенах университета или института, и они обязаны им это обеспечить.
- ГВЭ – это экзамен в стенах своей школы, после сдачи получают аттестат о среднем общем образовании
- Вступительные испытания: проводится самостоятельно вузом, по необходимым дисциплинам для поступления
*общеобразовательные предметы, по которым вуз проводит экзамены для поступления, чаще всего представлены на сайте приемной комиссии
Документы, необходимые для поступления:
- аттестат о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании;
- паспорт или свидетельство о рождении + копии
- 2 фотографии размером 3,5х4,5
- справка о прохождении медицинского осмотра
- военный билет (для военнообязанных)
- СНИЛС
- заявление установленного образца
К данному стандартному пакету документов дополнительно прикладываются такие документы, как:
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- справка об установлении инвалидности;
- справка из школы, подтверждающую, что абитуриент проходил государственную итоговую аттестацию как как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
Доступная среда для людей с инвалидностью и ОВЗ должна быть оборудована:
- пандусами;
- подъемниками;
- поручнями;
- лифтами;
- широкими дверями;
Такой же набор должен быть и в общежитиях.
Для студентов с нарушением зрения: вся информация транслируется на языке Брайля (или у вуза есть принтер Брайля).
Для студентов с нарушением слуха: ВУЗ обеспечивает сурдо- и тифлосопровождением.
Так же, у абитуриентов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья особый порядок проведения вступительных испытаний, а именно:
- Экзамен проводят отдельно от других абитуриентов
- Письменный экзамен – не больше 12 абитуриентов, устный экзамен – не больше 6;
- Если поступающих слишком много, то люди с инвалидностью и ОВЗ могут писать экзамен вместе со всем, но при условии, что это не вызывает у них дискомфорт
- Так же, ВУЗ может предоставить ассистента во время экзамена, он может помочь прочитать задание или переместиться по аудитории
- Увеличение времени выполнения заданий не более чем на 1,5 часа
Перечень учреждений среднего и высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые принимают детей с ОВЗ:
- СПб ГБ ПОУ "Охтинский колледж»
СПб., пр. Большевиков, д. 38, корп. 1
Телефон: 8 (812) 586-07-90
Специальности: столяр, портной - Профессионально-реабилитационный центр. Техникум для инвалидов
199026, Санкт-Петербург, 26-я Линия Васильевского Острова, 9.
Телефон: (812) 322-77-51; (812) 322-74-91.
Специальности: Коммерсант; медицинский лабораторный техник; агент рекламный, делопроизводитель, мастер по обработке цифровой информации, портной, художник росписи по дереву. - Профессиональное училище № 80 г. Санкт-Петербурга (Специальное отделение для профессионального образования слабослышащих и глухих).
194352, г. Санкт-Петербург, Придорожная аллея, 7.
Телефон: (812) 517-26-97
Специальности: Слесарь по ремонту автомобилей, мастер столярного и мебельного производства (специальности: сборщик изделий из древесины, столяр), портной. - Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)
196620, г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Березовая, 18.
Телефон/факс: (812) 452-14-13
Специальности: дизайнер; организатор социально-культурной деятельности; юрист; сурдопереводчик. - Профессионально-реабилитационный центр (Принимаются инвалиды и люди с ослабленным здоровьем, зарегистрированные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в возрасте от 18 лет до 55 лет)
В.О., 26-я линия, д. 9
Телефон: 322-77-51, 322-74-91
Специальности: агент рекламный, делопроизводитель, изготовитель художественных изделий из керамики, коммерция, лабораторная диагностика, мастер по обработке цифровой информации, портной. - НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская дом 3, корп.1, лит. А, ком. 239
Телефон: (812) 644-62-12
Работа
Не менее важный и интересующий аспект жизни – это работа. Как обстоят дела на рынке с трудоустройством людей с ОВЗ? Как происходит поиск? И кто оказывает содействие?
Работа является одной из не менее важных и основных частей нашей жизни, на работе мы общаемся с другими людьми, проходим сильнейший этап социализации, учимся взаимодействовать в команде, приобретаем опыт и учимся. Для обычного человека не составит труда найти работу, просто зайдя в мобильное приложение, а как тогда быть человеку с ограниченными возможностями здоровья?
Сейчас мы с вами разберемся.
По закону «О социальной защите инвалидов» работодатели должны выделять квоты - это некий резерв мест для людей с инвалидностью, о которых компания сообщает центру занятости, а он - своим подопечным.
Распределение квот происходит таким образом:
- в компании меньше 35 человек – без квот;
- в компании от 35 до 100 человек – 3% от среднесписочной численности сотрудников должно приходиться на квоты;
- от 101 человека – от 2% до 4% от среднесписочной численности сотрудников.
Если компания отказывается выделять квоты или отказывается в приеме на работу, то кто-либо из сотрудников: директор, бухгалтер или HR могут получить штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Каким способом можно начать поиск работы:
- Через районный центр занятости по месту прописки
- Через сайты по поиску работы, такие как: job.ru, hh.ru и многие другие.
- При помощи общественных организаций, например:
Региональная общественная организация «Перспектива», которая развивает инклюзию в России. Их миссия - улучшить качество жизни людей с инвалидностью и достичь полного вовлечения во все сферы жизни общества. Уникальность организации заключается в работе с любой формой инвалидности. Они помогают не только устроить ребенка с ОВЗ в школу, а и еще помогает взрослым в трудоустройстве.
Конечно, по состоянию на 2022 год не каждая крупная компания готова принимать людей с ограниченными возможностями, ввиду различных причин, среди которых:
- страх работодателя из-за отсутствия культуры общения;
- неподготовленные рабочие места и офисные здания, не желание тратиться на них;
Несмотря на это, многие международные крупные компании стараются развивать инклюзивность и не обращают внимание на размер квот, и трудоустраивают куда больше людей с ограниченными возможностями, чтобы показать и доказать миру, что это такие же люди, и они тоже способны на многое. Они смотрят на этот вопрос шире и создают программы по трудоустройству, системы наставничества и многое другое.
- Ситибанк – трудоустраивают людей с инвалидностью в рамках грантовой программы с центром «Перспектива» (проводят учебные сессии для сотрудников и топ-менеджмента банка по особенностям взаимодействия, этическим вопросам и стереотипам, которые связанны с наймом людей с ОВЗ.
- Unilever (Россия) – на открытые вакансии могут откликаться люди с инвалидностью, в отборе ориентируются исключительно на деловые качества работника. Чаще всего кандидаты с инвалидностью приходят в компанию на должности аналитиков данных и специалистов по обработке информации.
- Компания «Сибур» - нанимает кандидатов-инвалидов через центры занятости, предоставляет им условия труда в зависимости от группы и инвалидности и индивидуального плана реабилитации.
Также, соблюдают квоты найма такие компании, как: PepsiCo, «Ростелеком» и «Мегафон».
Таким образом, для ребенка с инвалидностью или ОВЗ после восемнадцати лет есть возможности и их очень много. Да, не каждая вторая компания дружелюбна и открыта по отношению к особенным детям, но они есть и это говорит о том, что скоро и каждая вторая может прийти к этому, ведь это не должно быть чем-то постыдным или сложным, мы все люди и все заслуживаем равных возможностей.
Самое важное – это знать свои права и помнить, что не бывает безвыходных ситуаций. Права и льготы людей с ограниченными возможностями в России закреплены в законе и они должны выполняться.
Постоянная ссылка на статью на сайте фонда "Цветная планета"
Проект реализуется при поддержке фонда президентских грантов